Кабриолет Skoda 440 Karosa, созданный в единственном экземпляре
Чешский автомобильный концерн Skoda прекрасно известен не только в Европе, но и во всем мире. Конечно, этой популярности он, в первую очередь, обязан немецкому VW, вложившему сюда и немалые средства, и современные технологии. Тем не менее, на самой Skoda в прошлые времена тоже имелось немало интересных проектов.
Одним из примеров можно считать Skoda Spartak, официально представленный 1 мая 1954 года на праздничной демонстрации в Млада-Болеславе. Он позиционировался как временное решение, пока компания не сможет представить к массовому производству по-настоящему популярный и доступный всем желающим автомобиль.
Но жизнь распорядилась так, что его выпуск (включая модификации) продлился около полутора десятилетия. Более того, именно эта конструкция легла в основу одного интересного авто, созданного в единственном экземпляре. Переделке поспособствовало то, что исходный автомобиль обладал не только двухдверной/четырехместной концепцией, но и довольно элегантными формами.
И все это при том, что сотрудники компании обязаны были придерживаться директив свыше, гласивших, что новая модель должна иметь в своей конструкции не менее 80% от компонентов предшественника. Поэтому неудивительно, что в ней стоял анахроничный передний мост, подпружиненный листовой рессорой. Несмотря на огромную степень унификации, от представления прототипа в середине декабря 1953 года до серийного производства прошло около двух лет.
Концепт, созданный на базе «440-й» модели, поражает своими свежими формами. В социалистический период, когда все подчинялось строгим требованиям максимальной унификации и довольно унылого дизайна, его появление можно назвать небольшим чудом.
Так скромная попытка решить один из самых уязвимых моментов в конструкции любого автомобиля (склонность к быстрой коррозии), привела к появлению интересной модели. Конечно, такой опыт уже имел американского предшественника в виде созданного в 1953 году культового спорткара Chevrolet Corvette с композитным кузовом. Но и инженерам из Высоке Мыто тоже было чем похвалиться, вот физические параметры спецверсии:
✅ длина – 4,07 м
✅ ширина – 1,6 м
✅ колесная база – 2400 мм
✅ вес – ок. 825 кг
В качестве силового агрегата применен мотор от исходной конструкции, известный еще по довоенной модели Popular. Конечно, он подвергся усиленным доработкам и максимальному осовремениванию. Вот некоторые из характеристик рядного четырехцилиндрового двигателя:
✅ рабочий объем – 1089 куб. см
✅ мощность – 40 л. с
✅ четырехступенчатая коробка передач
✅ привод на задние колеса
Кстати, цифровое обозначение (как у Spartak, так и у Karosa) происходит от сочетания двух его характеристик: четыре цилиндра + 40 «лошадок». Так и появилось «440» в названии обоих автомобилей. И если первый предлагал немало нового в технологическом плане, то спецавто из Высоке Мыто и вовсе оказалось однозначным прорывом.
Хотя этот бренд и знаком нам как компания, производящая автобусную технику (и во времена Чехословакии, и сейчас), но не все так однозначно. В 50-х здесь базировались специалисты бывшего кузовного цеха Sodomka. Этот факт и стал определяющим для рождения Skoda 440 Karosa.
Именно Диблику принадлежит идея совместить шасси исходной модели Spartak и самонесущего кузова из цельного материала от торговой марки Polytex. Здесь мы имеем дело с композитным составом, изготовленным из полиэфирных смол и стеклянных волокон. Передовая технология позволила добиться поразительных результатов:
✅ общий вес кузовной конструкции – всего 65 кг
✅ длина кабриолета – на один метр короче оригинала
✅ максимальная скорость Skoda 440 Karosa – 120 км/ч
Корпус автомобиля изготовили на базе Kovone Karvina. И не удивительно, ведь у данной компании уже имелся немалый опыт работы с такими материалами. Их, в частности, использовали для производства мотоциклетных шлемов и некоторых иных деталей.
Сзади сравнительно просторных сидений первого ряда располагалась скромная скамейка для задних пассажиров. Однако ее параметры не позволяли ее использовать полноценно. Только в экстренных случаях или при перевозке детей. Так что автомобиль лишь условно считался четырехместным.
И это еще не все его слабые стороны. Прежде чем выехать в дальнюю дорогу, благоразумный водитель должен был сделать «синоптическую поправку». Стоило оценить возможные риски и степень успешного возвращения обратно до начала сильного ливня.
Ведь разработанный для Karosa хардтоп представлял собой съемную фиксированную крышу с довольно широким остеклением. В таких условиях просто немыслимо было взять его с собой в снятом виде. Поэтому, либо вы едете в красивом открытом кабриолете (рискуя со временем основательно промокнуть), либо путешествуете в душном закрытом авто.
Недостаток исправили только в наши времена усилиями нового хозяина ретро-техники. Владелец заказал для своего авто складную брезентовую крышу. Ее компактная конструкция позволила хранить ее при необходимости за задними сиденьями, в верхней части кузова.
Учитывая то, что экземпляр являлся однозначно экспериментальным и не претендующем на выход в серию, на нем постарались испытать ряд ноу-хау. Несколько раз менялась конструкция шасси, даже пытались установить сюда пневмоподвеску.
Отличный дизайн автомобиля, созданного в единственном экземпляре, привлек к себе внимание некоторых высокопоставленных лиц. Поэтому в 60-х на нем разъезжал тогдашний директор «Шкода» из Млада-Болеслава, используя в качестве служебной техники. После этого он попал в частные руки, где модель подвергли ряду не всегда успешных модификаций кузова:
✅ передняя маска от Tatra
✅ выступающие задние крылья
✅ круглые задние фонари
К началу 90-х красивое авто пришло в постепенный упадок, хранясь под брезентом в одном из моравских садов. Но ему повезло, потому что историческую модель буквально спас поклонник ретро-техники из Яворника Франтишек Грбачек. Мужчина начал вкладывать немалые средства в его восстановление, а также возвращения к первозданному виду.
Выкупить его у этого ценителя исторической техники оказалось делом не из легких. Другой коллекционер Павел Калина очень долго «обхаживал» коллегу, пока не сделал ему предложения, от которого тот просто не смог отказаться.
В 2014 году пан Павел настоял на неравноценном обмене, представив в качестве альтернативы Lancia Beta Montecarlo. И Грбачек не устоял. Тот факт, что это авто уникально, подогревает к нему интерес у других коллекционеров.
Поэтому пару лет назад Калина заговорил о том, что возможно скоро расстанется со своим любимцем для того, чтобы «получить средства на реставрацию других редких автомобилей марки Skoda». Но, главное не то, кто будет хозяином Skoda 440 Karosa, а что уникальный экземпляр сохранился для истории и лицезрения любителей автостарины.
Одним из примеров можно считать Skoda Spartak, официально представленный 1 мая 1954 года на праздничной демонстрации в Млада-Болеславе. Он позиционировался как временное решение, пока компания не сможет представить к массовому производству по-настоящему популярный и доступный всем желающим автомобиль.
Skoda 440 Karosa, бережно хранимая своим владельцем. Фото: youtube.com
Но жизнь распорядилась так, что его выпуск (включая модификации) продлился около полутора десятилетия. Более того, именно эта конструкция легла в основу одного интересного авто, созданного в единственном экземпляре. Переделке поспособствовало то, что исходный автомобиль обладал не только двухдверной/четырехместной концепцией, но и довольно элегантными формами.
И все это при том, что сотрудники компании обязаны были придерживаться директив свыше, гласивших, что новая модель должна иметь в своей конструкции не менее 80% от компонентов предшественника. Поэтому неудивительно, что в ней стоял анахроничный передний мост, подпружиненный листовой рессорой. Несмотря на огромную степень унификации, от представления прототипа в середине декабря 1953 года до серийного производства прошло около двух лет.
Необычный и очень красивый концепт-кар
Концепт, созданный на базе «440-й» модели, поражает своими свежими формами. В социалистический период, когда все подчинялось строгим требованиям максимальной унификации и довольно унылого дизайна, его появление можно назвать небольшим чудом.
Перед чехословацкими инженерами поставили задачу создания мобильной лаборатории для проверки возможности замены традиционной листовой кузовной поверхности на коррозионно-стойкий пластик. Рожденная усилиями дизайнера Отакара Диблика и его коллег в 1956 году Skoda 440 Karosa превзошла все ожидания.
Так скромная попытка решить один из самых уязвимых моментов в конструкции любого автомобиля (склонность к быстрой коррозии), привела к появлению интересной модели. Конечно, такой опыт уже имел американского предшественника в виде созданного в 1953 году культового спорткара Chevrolet Corvette с композитным кузовом. Но и инженерам из Высоке Мыто тоже было чем похвалиться, вот физические параметры спецверсии:
✅ длина – 4,07 м
✅ ширина – 1,6 м
✅ колесная база – 2400 мм
✅ вес – ок. 825 кг
В качестве силового агрегата применен мотор от исходной конструкции, известный еще по довоенной модели Popular. Конечно, он подвергся усиленным доработкам и максимальному осовремениванию. Вот некоторые из характеристик рядного четырехцилиндрового двигателя:
✅ рабочий объем – 1089 куб. см
✅ мощность – 40 л. с
✅ четырехступенчатая коробка передач
✅ привод на задние колеса
Кстати, цифровое обозначение (как у Spartak, так и у Karosa) происходит от сочетания двух его характеристик: четыре цилиндра + 40 «лошадок». Так и появилось «440» в названии обоих автомобилей. И если первый предлагал немало нового в технологическом плане, то спецавто из Высоке Мыто и вовсе оказалось однозначным прорывом.
Оригинальная приборная панель Skoda 440 Karosa. Фото: youtube.com
Хотя этот бренд и знаком нам как компания, производящая автобусную технику (и во времена Чехословакии, и сейчас), но не все так однозначно. В 50-х здесь базировались специалисты бывшего кузовного цеха Sodomka. Этот факт и стал определяющим для рождения Skoda 440 Karosa.
Технические решения и ноу-хау в конструкции
Именно Диблику принадлежит идея совместить шасси исходной модели Spartak и самонесущего кузова из цельного материала от торговой марки Polytex. Здесь мы имеем дело с композитным составом, изготовленным из полиэфирных смол и стеклянных волокон. Передовая технология позволила добиться поразительных результатов:
✅ общий вес кузовной конструкции – всего 65 кг
✅ длина кабриолета – на один метр короче оригинала
✅ максимальная скорость Skoda 440 Karosa – 120 км/ч
Корпус автомобиля изготовили на базе Kovone Karvina. И не удивительно, ведь у данной компании уже имелся немалый опыт работы с такими материалами. Их, в частности, использовали для производства мотоциклетных шлемов и некоторых иных деталей.
Сзади сравнительно просторных сидений первого ряда располагалась скромная скамейка для задних пассажиров. Однако ее параметры не позволяли ее использовать полноценно. Только в экстренных случаях или при перевозке детей. Так что автомобиль лишь условно считался четырехместным.
40-сильный двигатель Skoda 440 Karosa. Фото: youtube.com
И это еще не все его слабые стороны. Прежде чем выехать в дальнюю дорогу, благоразумный водитель должен был сделать «синоптическую поправку». Стоило оценить возможные риски и степень успешного возвращения обратно до начала сильного ливня.
Ведь разработанный для Karosa хардтоп представлял собой съемную фиксированную крышу с довольно широким остеклением. В таких условиях просто немыслимо было взять его с собой в снятом виде. Поэтому, либо вы едете в красивом открытом кабриолете (рискуя со временем основательно промокнуть), либо путешествуете в душном закрытом авто.
Дальнейшая история Skoda 440 Karosa
Недостаток исправили только в наши времена усилиями нового хозяина ретро-техники. Владелец заказал для своего авто складную брезентовую крышу. Ее компактная конструкция позволила хранить ее при необходимости за задними сиденьями, в верхней части кузова.
Номерной знак с указанием цветовой гаммы («голубая»). Фото: youtube.com
Учитывая то, что экземпляр являлся однозначно экспериментальным и не претендующем на выход в серию, на нем постарались испытать ряд ноу-хау. Несколько раз менялась конструкция шасси, даже пытались установить сюда пневмоподвеску.
Отличный дизайн автомобиля, созданного в единственном экземпляре, привлек к себе внимание некоторых высокопоставленных лиц. Поэтому в 60-х на нем разъезжал тогдашний директор «Шкода» из Млада-Болеслава, используя в качестве служебной техники. После этого он попал в частные руки, где модель подвергли ряду не всегда успешных модификаций кузова:
✅ передняя маска от Tatra
✅ выступающие задние крылья
✅ круглые задние фонари
К началу 90-х красивое авто пришло в постепенный упадок, хранясь под брезентом в одном из моравских садов. Но ему повезло, потому что историческую модель буквально спас поклонник ретро-техники из Яворника Франтишек Грбачек. Мужчина начал вкладывать немалые средства в его восстановление, а также возвращения к первозданному виду.
Выкупить его у этого ценителя исторической техники оказалось делом не из легких. Другой коллекционер Павел Калина очень долго «обхаживал» коллегу, пока не сделал ему предложения, от которого тот просто не смог отказаться.
Skoda 440 Karosa занимает достойное место среди других ветеранов. Фото: youtube.com
В 2014 году пан Павел настоял на неравноценном обмене, представив в качестве альтернативы Lancia Beta Montecarlo. И Грбачек не устоял. Тот факт, что это авто уникально, подогревает к нему интерес у других коллекционеров.
Поэтому пару лет назад Калина заговорил о том, что возможно скоро расстанется со своим любимцем для того, чтобы «получить средства на реставрацию других редких автомобилей марки Skoda». Но, главное не то, кто будет хозяином Skoda 440 Karosa, а что уникальный экземпляр сохранился для истории и лицезрения любителей автостарины.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...