Кабриолет Skoda 440 Karosa, созданный в единственном экземпляре
Чешский автомобильный концерн Skoda прекрасно известен не только в Европе, но и во всем мире. Конечно, этой популярности он, в первую очередь, обязан немецкому VW, вложившему сюда и немалые средства, и современные технологии. Тем не менее, на самой Skoda в прошлые времена тоже имелось немало интересных проектов.
Одним из примеров можно считать Skoda Spartak, официально представленный 1 мая 1954 года на праздничной демонстрации в Млада-Болеславе. Он позиционировался как временное решение, пока компания не сможет представить к массовому производству по-настоящему популярный и доступный всем желающим автомобиль.
Но жизнь распорядилась так, что его выпуск (включая модификации) продлился около полутора десятилетия. Более того, именно эта конструкция легла в основу одного интересного авто, созданного в единственном экземпляре. Переделке поспособствовало то, что исходный автомобиль обладал не только двухдверной/четырехместной концепцией, но и довольно элегантными формами.
И все это при том, что сотрудники компании обязаны были придерживаться директив свыше, гласивших, что новая модель должна иметь в своей конструкции не менее 80% от компонентов предшественника. Поэтому неудивительно, что в ней стоял анахроничный передний мост, подпружиненный листовой рессорой. Несмотря на огромную степень унификации, от представления прототипа в середине декабря 1953 года до серийного производства прошло около двух лет.
Концепт, созданный на базе «440-й» модели, поражает своими свежими формами. В социалистический период, когда все подчинялось строгим требованиям максимальной унификации и довольно унылого дизайна, его появление можно назвать небольшим чудом.
Так скромная попытка решить один из самых уязвимых моментов в конструкции любого автомобиля (склонность к быстрой коррозии), привела к появлению интересной модели. Конечно, такой опыт уже имел американского предшественника в виде созданного в 1953 году культового спорткара Chevrolet Corvette с композитным кузовом. Но и инженерам из Высоке Мыто тоже было чем похвалиться, вот физические параметры спецверсии:
✅ длина – 4,07 м
✅ ширина – 1,6 м
✅ колесная база – 2400 мм
✅ вес – ок. 825 кг
В качестве силового агрегата применен мотор от исходной конструкции, известный еще по довоенной модели Popular. Конечно, он подвергся усиленным доработкам и максимальному осовремениванию. Вот некоторые из характеристик рядного четырехцилиндрового двигателя:
✅ рабочий объем – 1089 куб. см
✅ мощность – 40 л. с
✅ четырехступенчатая коробка передач
✅ привод на задние колеса
Кстати, цифровое обозначение (как у Spartak, так и у Karosa) происходит от сочетания двух его характеристик: четыре цилиндра + 40 «лошадок». Так и появилось «440» в названии обоих автомобилей. И если первый предлагал немало нового в технологическом плане, то спецавто из Высоке Мыто и вовсе оказалось однозначным прорывом.
Хотя этот бренд и знаком нам как компания, производящая автобусную технику (и во времена Чехословакии, и сейчас), но не все так однозначно. В 50-х здесь базировались специалисты бывшего кузовного цеха Sodomka. Этот факт и стал определяющим для рождения Skoda 440 Karosa.
Именно Диблику принадлежит идея совместить шасси исходной модели Spartak и самонесущего кузова из цельного материала от торговой марки Polytex. Здесь мы имеем дело с композитным составом, изготовленным из полиэфирных смол и стеклянных волокон. Передовая технология позволила добиться поразительных результатов:
✅ общий вес кузовной конструкции – всего 65 кг
✅ длина кабриолета – на один метр короче оригинала
✅ максимальная скорость Skoda 440 Karosa – 120 км/ч
Корпус автомобиля изготовили на базе Kovone Karvina. И не удивительно, ведь у данной компании уже имелся немалый опыт работы с такими материалами. Их, в частности, использовали для производства мотоциклетных шлемов и некоторых иных деталей.
Сзади сравнительно просторных сидений первого ряда располагалась скромная скамейка для задних пассажиров. Однако ее параметры не позволяли ее использовать полноценно. Только в экстренных случаях или при перевозке детей. Так что автомобиль лишь условно считался четырехместным.
И это еще не все его слабые стороны. Прежде чем выехать в дальнюю дорогу, благоразумный водитель должен был сделать «синоптическую поправку». Стоило оценить возможные риски и степень успешного возвращения обратно до начала сильного ливня.
Ведь разработанный для Karosa хардтоп представлял собой съемную фиксированную крышу с довольно широким остеклением. В таких условиях просто немыслимо было взять его с собой в снятом виде. Поэтому, либо вы едете в красивом открытом кабриолете (рискуя со временем основательно промокнуть), либо путешествуете в душном закрытом авто.
Недостаток исправили только в наши времена усилиями нового хозяина ретро-техники. Владелец заказал для своего авто складную брезентовую крышу. Ее компактная конструкция позволила хранить ее при необходимости за задними сиденьями, в верхней части кузова.
Учитывая то, что экземпляр являлся однозначно экспериментальным и не претендующем на выход в серию, на нем постарались испытать ряд ноу-хау. Несколько раз менялась конструкция шасси, даже пытались установить сюда пневмоподвеску.
Отличный дизайн автомобиля, созданного в единственном экземпляре, привлек к себе внимание некоторых высокопоставленных лиц. Поэтому в 60-х на нем разъезжал тогдашний директор «Шкода» из Млада-Болеслава, используя в качестве служебной техники. После этого он попал в частные руки, где модель подвергли ряду не всегда успешных модификаций кузова:
✅ передняя маска от Tatra
✅ выступающие задние крылья
✅ круглые задние фонари
К началу 90-х красивое авто пришло в постепенный упадок, хранясь под брезентом в одном из моравских садов. Но ему повезло, потому что историческую модель буквально спас поклонник ретро-техники из Яворника Франтишек Грбачек. Мужчина начал вкладывать немалые средства в его восстановление, а также возвращения к первозданному виду.
Выкупить его у этого ценителя исторической техники оказалось делом не из легких. Другой коллекционер Павел Калина очень долго «обхаживал» коллегу, пока не сделал ему предложения, от которого тот просто не смог отказаться.
В 2014 году пан Павел настоял на неравноценном обмене, представив в качестве альтернативы Lancia Beta Montecarlo. И Грбачек не устоял. Тот факт, что это авто уникально, подогревает к нему интерес у других коллекционеров.
Поэтому пару лет назад Калина заговорил о том, что возможно скоро расстанется со своим любимцем для того, чтобы «получить средства на реставрацию других редких автомобилей марки Skoda». Но, главное не то, кто будет хозяином Skoda 440 Karosa, а что уникальный экземпляр сохранился для истории и лицезрения любителей автостарины.
Одним из примеров можно считать Skoda Spartak, официально представленный 1 мая 1954 года на праздничной демонстрации в Млада-Болеславе. Он позиционировался как временное решение, пока компания не сможет представить к массовому производству по-настоящему популярный и доступный всем желающим автомобиль.
Skoda 440 Karosa, бережно хранимая своим владельцем. Фото: youtube.com
Но жизнь распорядилась так, что его выпуск (включая модификации) продлился около полутора десятилетия. Более того, именно эта конструкция легла в основу одного интересного авто, созданного в единственном экземпляре. Переделке поспособствовало то, что исходный автомобиль обладал не только двухдверной/четырехместной концепцией, но и довольно элегантными формами.
И все это при том, что сотрудники компании обязаны были придерживаться директив свыше, гласивших, что новая модель должна иметь в своей конструкции не менее 80% от компонентов предшественника. Поэтому неудивительно, что в ней стоял анахроничный передний мост, подпружиненный листовой рессорой. Несмотря на огромную степень унификации, от представления прототипа в середине декабря 1953 года до серийного производства прошло около двух лет.
Необычный и очень красивый концепт-кар
Концепт, созданный на базе «440-й» модели, поражает своими свежими формами. В социалистический период, когда все подчинялось строгим требованиям максимальной унификации и довольно унылого дизайна, его появление можно назвать небольшим чудом.
Перед чехословацкими инженерами поставили задачу создания мобильной лаборатории для проверки возможности замены традиционной листовой кузовной поверхности на коррозионно-стойкий пластик. Рожденная усилиями дизайнера Отакара Диблика и его коллег в 1956 году Skoda 440 Karosa превзошла все ожидания.
Так скромная попытка решить один из самых уязвимых моментов в конструкции любого автомобиля (склонность к быстрой коррозии), привела к появлению интересной модели. Конечно, такой опыт уже имел американского предшественника в виде созданного в 1953 году культового спорткара Chevrolet Corvette с композитным кузовом. Но и инженерам из Высоке Мыто тоже было чем похвалиться, вот физические параметры спецверсии:
✅ длина – 4,07 м
✅ ширина – 1,6 м
✅ колесная база – 2400 мм
✅ вес – ок. 825 кг
В качестве силового агрегата применен мотор от исходной конструкции, известный еще по довоенной модели Popular. Конечно, он подвергся усиленным доработкам и максимальному осовремениванию. Вот некоторые из характеристик рядного четырехцилиндрового двигателя:
✅ рабочий объем – 1089 куб. см
✅ мощность – 40 л. с
✅ четырехступенчатая коробка передач
✅ привод на задние колеса
Кстати, цифровое обозначение (как у Spartak, так и у Karosa) происходит от сочетания двух его характеристик: четыре цилиндра + 40 «лошадок». Так и появилось «440» в названии обоих автомобилей. И если первый предлагал немало нового в технологическом плане, то спецавто из Высоке Мыто и вовсе оказалось однозначным прорывом.
Оригинальная приборная панель Skoda 440 Karosa. Фото: youtube.com
Хотя этот бренд и знаком нам как компания, производящая автобусную технику (и во времена Чехословакии, и сейчас), но не все так однозначно. В 50-х здесь базировались специалисты бывшего кузовного цеха Sodomka. Этот факт и стал определяющим для рождения Skoda 440 Karosa.
Технические решения и ноу-хау в конструкции
Именно Диблику принадлежит идея совместить шасси исходной модели Spartak и самонесущего кузова из цельного материала от торговой марки Polytex. Здесь мы имеем дело с композитным составом, изготовленным из полиэфирных смол и стеклянных волокон. Передовая технология позволила добиться поразительных результатов:
✅ общий вес кузовной конструкции – всего 65 кг
✅ длина кабриолета – на один метр короче оригинала
✅ максимальная скорость Skoda 440 Karosa – 120 км/ч
Корпус автомобиля изготовили на базе Kovone Karvina. И не удивительно, ведь у данной компании уже имелся немалый опыт работы с такими материалами. Их, в частности, использовали для производства мотоциклетных шлемов и некоторых иных деталей.
Сзади сравнительно просторных сидений первого ряда располагалась скромная скамейка для задних пассажиров. Однако ее параметры не позволяли ее использовать полноценно. Только в экстренных случаях или при перевозке детей. Так что автомобиль лишь условно считался четырехместным.
40-сильный двигатель Skoda 440 Karosa. Фото: youtube.com
И это еще не все его слабые стороны. Прежде чем выехать в дальнюю дорогу, благоразумный водитель должен был сделать «синоптическую поправку». Стоило оценить возможные риски и степень успешного возвращения обратно до начала сильного ливня.
Ведь разработанный для Karosa хардтоп представлял собой съемную фиксированную крышу с довольно широким остеклением. В таких условиях просто немыслимо было взять его с собой в снятом виде. Поэтому, либо вы едете в красивом открытом кабриолете (рискуя со временем основательно промокнуть), либо путешествуете в душном закрытом авто.
Дальнейшая история Skoda 440 Karosa
Недостаток исправили только в наши времена усилиями нового хозяина ретро-техники. Владелец заказал для своего авто складную брезентовую крышу. Ее компактная конструкция позволила хранить ее при необходимости за задними сиденьями, в верхней части кузова.
Номерной знак с указанием цветовой гаммы («голубая»). Фото: youtube.com
Учитывая то, что экземпляр являлся однозначно экспериментальным и не претендующем на выход в серию, на нем постарались испытать ряд ноу-хау. Несколько раз менялась конструкция шасси, даже пытались установить сюда пневмоподвеску.
Отличный дизайн автомобиля, созданного в единственном экземпляре, привлек к себе внимание некоторых высокопоставленных лиц. Поэтому в 60-х на нем разъезжал тогдашний директор «Шкода» из Млада-Болеслава, используя в качестве служебной техники. После этого он попал в частные руки, где модель подвергли ряду не всегда успешных модификаций кузова:
✅ передняя маска от Tatra
✅ выступающие задние крылья
✅ круглые задние фонари
К началу 90-х красивое авто пришло в постепенный упадок, хранясь под брезентом в одном из моравских садов. Но ему повезло, потому что историческую модель буквально спас поклонник ретро-техники из Яворника Франтишек Грбачек. Мужчина начал вкладывать немалые средства в его восстановление, а также возвращения к первозданному виду.
Выкупить его у этого ценителя исторической техники оказалось делом не из легких. Другой коллекционер Павел Калина очень долго «обхаживал» коллегу, пока не сделал ему предложения, от которого тот просто не смог отказаться.
Skoda 440 Karosa занимает достойное место среди других ветеранов. Фото: youtube.com
В 2014 году пан Павел настоял на неравноценном обмене, представив в качестве альтернативы Lancia Beta Montecarlo. И Грбачек не устоял. Тот факт, что это авто уникально, подогревает к нему интерес у других коллекционеров.
Поэтому пару лет назад Калина заговорил о том, что возможно скоро расстанется со своим любимцем для того, чтобы «получить средства на реставрацию других редких автомобилей марки Skoda». Но, главное не то, кто будет хозяином Skoda 440 Karosa, а что уникальный экземпляр сохранился для истории и лицезрения любителей автостарины.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...