Атомные автомобили – будущее, которое не наступило
Окончание Второй мировой войны ознаменовало вступление человечества в ядерный век. Дважды став свидетелем огромной разрушительной силы атомного оружия, увидев все ужасы бомбардировок японских городов – Хиросимы и Нагасаки, человечество поклялось никогда больше не делать этого. Но, при этом, страны все же начали накапливать арсенал, который может легко уничтожить жизнь на Земле.
Но сегодня мы не об этом, а о том, что люди, со свойственным им энтузиазмом, начали искать способы использования ядерной энергии для различных мирных целей. Благо, потенциала хватает.
Как известно, еще в 1942 году в США был запущен первый в мире искусственный ядерный реактор, названный «Чикагская поленница-1» (Chicago Pile-1). В Советском Союзе первый реактор Ф-1 был построен в Москве в 1946, а уже в 1954 году в поселке Обнинское, Калужской области, была запущена в промышленную эксплуатацию первая в мире атомная электростанция.
Военные, правда, также не оставались в стороне, и они рассматривали ядерную энергетику не только как средство защиты или нападения, но и как средство передвижения. В 1954 году была введена в строй первая атомная подводная лодка – USS Nautilus. С тех пор за ней последовало множество кораблей, от крейсеров до авианосцев.
В итоге, впечатляющие перспективы «мирного атома» рассмотрели для себя и производители автомобилей. Ядерные реакторы, казалось, могут питать практически все что угодно. Тем более, что несмотря на большую долгосрочную опасность, ядерная энергетика гораздо чище, и потенциально может существовать вечно. Так что автопроизводители всерьез взялись за изучение этой технологии.
В 50-х и 60-х годах прошлого столетия несколько автомобильных компаний (часть из которых успешно существует и сегодня) пытались создать в том или ином масштабе ранние версии автомобилей с атомными двигателями.
Одним из таких экземпляров был Arbel Symetric. Над его разработкой в начале 50-х трудились специалисты французской компании Compagnie Normande d'Etudes pour l'Application de Procedes Mecaniques. Предприятие специализировалось на создании транспортных средств, которые, в основном, использовались в качестве экспериментальных платформ.
В числе их разработок был Arbel – гибридный бензиново-электрический восьмиместный автомобиль с кузовом из стекловолокна, оснащенный 45-сильным четырехцилиндровым бензиновым мотором от Simca (эта французская компания также представит свой «атомный концепт», но немного позже).
Производитель планировал наладить серийный выпуск своего «шедевра», но он, к сожалению не вызвал ожидаемого интереса, и в итоге его первое поколение модели было выпущено очень ограниченным тиражом в 1951 году.
Привлечь к себе внимание «Арбель» все же смог, но гораздо позже. Это случилось уже в 1958 году на Женевском автосалоне, когда эта машина предстала немного в другом образе. Это была версия, получившая название Symetric. Она должна была питаться от ядерного теплового генератора мощностью 40 кВт, называемого генестатом. В качестве топлива предполагалось использовать ядерные отходы. Но, ожидаемо, французское правительство не одобрило эту инициативу, и проект свернули.
На данной выставке Arbel Symetric был не единственным претендентом на прорыв в области атомного двигателестроения. К нему присоединился и очень экстравагантный «американец» – Studebaker Packard Astral. Правда, это не был его дебют, он до этого уже «засветился» в Центре искусств Саут-Бенда в 1957 году.
Из всей этой группы Studebaker Packard Astral оказался, пожалуй, самым безумным концептом атомного автомобиля. Он был оснащен одним единственным колесом, и автомобиль должен был балансировать при помощи технологии гироскопа. Самое интересное, что машина также могла легко парить над водой.
Именитые создатели этого чуда техники, кроме прочего, проявили большую заботу о потенциальных пассажирах «Паккарда», оснащенного ионной ядерной силовой установкой. Чтобы защитить их от радиации, испускаемой двигателем, предполагалось использовать так называемую энергетическую завесу, которую сегодня мы называем силовым полем. Оно же исключило бы и риск столкновения с другими участниками дорожного движения.
Однако и на этот раз компания не дожила до того момента, когда можно было бы осуществить такую интересную задумку в полном объеме. Studebaker Corporation прекратила свое существование в 1957 году, а смелый концепт нашел свое пристанище в автомобильном музее Петерсена в Лос-Анджелесе.
Не остался в стороне в погоне за «вечным двигателем» и Ford. Его концептуальная модель Nucleon стала, пожалуй, самым известным атомным автомобилем в истории. Хотя он никогда так и не стал полноценным опытным образцом, а был представлен лишь как модель в масштабе 3\8.
Данную разработку «Форд» планировал использовать, прежде всего, в качестве исследовательского инструмента. Он должен был продемонстрировать перспективы и дать оценку используемых методов уменьшения размеров ядерных реакторов и обеспечения их безопасности для гражданского использования.
Планировалось оборудовать Ford Nucleon реактором, установив его в задней части автомобиля. Силовая установка должна была работать по тому же принципу, что и атомная подводная лодка USS Nautilus. То есть выдавать крутящий момент от парового двигателя, работающего на расщеплении урана.
Вот так необычно, с сильно вытянутым хвостом, выглядит Ford Nucleon. Фото: curbsideclassic.com
Во время презентации концепта Форд заявил, что Nucleon будет иметь запас хода в 5000 миль (8000 км), и даже больше. Это должно было зависеть от типа капсулы, заряженной радиоактивным горючим. При этом конструкция «топливного бака» предполагала возможность «дозаправиться» в пути. Правда, не в обычном понимании этого слова, а просто сменить отработанную капсулу на новую.
Что касается безопасности пассажиров, то о них Форд тоже подумал. Для защиты от воздействия реактора кабина автомобиля была сделана из металла и стекла в виде герметичной капсулы с боковыми воздухозаборниками. Сейчас масштабная модель Ford Nucleon находится в музее Генри Форда в Дирборне, штат Мичиган.
Примерно в то же время еще одни французы в лице компании Simca трудились над созданием автомобиля с атомными двигателями. Свою разработку, названную Fulgur, они впервые показали на Женевском автосалоне 1959 году. Своей новинкой команда разработчиков очень хотела показать миру, как автомобили будут выглядеть в 2000 году.
О Simca Fulgur до нас дошло минимум технических характеристик. Известно, что в движение ее должен был приводить атомный силовой агрегат. Также сообщалось, что в машине предусмотрена система помощи водителю с возможностью управления голосом и автопилот. К тому же была еще одна оригинальная особенность. В момент, когда автомобиль преодолевал отметку в 150 км\час, он переходил на движение на двух колесах. О сегодняшнем местоположении прототипа «Симки» достоверной информации нет.
Все вышеперечисленные автомобили остались в истории в единственном экземпляре, но сама идея, похоже, не совсем заброшена. Например, в 2009 году компания GM представила свой новый концепт с реактором, правда с ториевым – Cadillac World Thorium Fuel. Он, по задумке, должен продемонстрировать возможность отработать без заправки и какого-либо обслуживания в течение минимум 100
Мирный атом
Но сегодня мы не об этом, а о том, что люди, со свойственным им энтузиазмом, начали искать способы использования ядерной энергии для различных мирных целей. Благо, потенциала хватает.
Как известно, еще в 1942 году в США был запущен первый в мире искусственный ядерный реактор, названный «Чикагская поленница-1» (Chicago Pile-1). В Советском Союзе первый реактор Ф-1 был построен в Москве в 1946, а уже в 1954 году в поселке Обнинское, Калужской области, была запущена в промышленную эксплуатацию первая в мире атомная электростанция.
Военные, правда, также не оставались в стороне, и они рассматривали ядерную энергетику не только как средство защиты или нападения, но и как средство передвижения. В 1954 году была введена в строй первая атомная подводная лодка – USS Nautilus. С тех пор за ней последовало множество кораблей, от крейсеров до авианосцев.
В итоге, впечатляющие перспективы «мирного атома» рассмотрели для себя и производители автомобилей. Ядерные реакторы, казалось, могут питать практически все что угодно. Тем более, что несмотря на большую долгосрочную опасность, ядерная энергетика гораздо чище, и потенциально может существовать вечно. Так что автопроизводители всерьез взялись за изучение этой технологии.
В 50-х и 60-х годах прошлого столетия несколько автомобильных компаний (часть из которых успешно существует и сегодня) пытались создать в том или ином масштабе ранние версии автомобилей с атомными двигателями.
«Арбель Симметрик»
Одним из таких экземпляров был Arbel Symetric. Над его разработкой в начале 50-х трудились специалисты французской компании Compagnie Normande d'Etudes pour l'Application de Procedes Mecaniques. Предприятие специализировалось на создании транспортных средств, которые, в основном, использовались в качестве экспериментальных платформ.
В числе их разработок был Arbel – гибридный бензиново-электрический восьмиместный автомобиль с кузовом из стекловолокна, оснащенный 45-сильным четырехцилиндровым бензиновым мотором от Simca (эта французская компания также представит свой «атомный концепт», но немного позже).
Arbel Symetric больше всех похож на стандартный автомобиль. Фото: curbsideclassic.com
Производитель планировал наладить серийный выпуск своего «шедевра», но он, к сожалению не вызвал ожидаемого интереса, и в итоге его первое поколение модели было выпущено очень ограниченным тиражом в 1951 году.
Привлечь к себе внимание «Арбель» все же смог, но гораздо позже. Это случилось уже в 1958 году на Женевском автосалоне, когда эта машина предстала немного в другом образе. Это была версия, получившая название Symetric. Она должна была питаться от ядерного теплового генератора мощностью 40 кВт, называемого генестатом. В качестве топлива предполагалось использовать ядерные отходы. Но, ожидаемо, французское правительство не одобрило эту инициативу, и проект свернули.
Шасси Arbel Symetric с макетом атомного генератора «Генестатом». Фото: curbsideclassic.com
На данной выставке Arbel Symetric был не единственным претендентом на прорыв в области атомного двигателестроения. К нему присоединился и очень экстравагантный «американец» – Studebaker Packard Astral. Правда, это не был его дебют, он до этого уже «засветился» в Центре искусств Саут-Бенда в 1957 году.
«Студебеккер Паккард Астрал»
Из всей этой группы Studebaker Packard Astral оказался, пожалуй, самым безумным концептом атомного автомобиля. Он был оснащен одним единственным колесом, и автомобиль должен был балансировать при помощи технологии гироскопа. Самое интересное, что машина также могла легко парить над водой.
Так Studebaker Packard Astral выглядит сзади. Фото: story-cars.com
Именитые создатели этого чуда техники, кроме прочего, проявили большую заботу о потенциальных пассажирах «Паккарда», оснащенного ионной ядерной силовой установкой. Чтобы защитить их от радиации, испускаемой двигателем, предполагалось использовать так называемую энергетическую завесу, которую сегодня мы называем силовым полем. Оно же исключило бы и риск столкновения с другими участниками дорожного движения.
В Studebaker Packard Astral довольно необычное рулевое управление. Фото: story-cars.com
Однако и на этот раз компания не дожила до того момента, когда можно было бы осуществить такую интересную задумку в полном объеме. Studebaker Corporation прекратила свое существование в 1957 году, а смелый концепт нашел свое пристанище в автомобильном музее Петерсена в Лос-Анджелесе.
«ФОРД НУКЛЕОН»
Не остался в стороне в погоне за «вечным двигателем» и Ford. Его концептуальная модель Nucleon стала, пожалуй, самым известным атомным автомобилем в истории. Хотя он никогда так и не стал полноценным опытным образцом, а был представлен лишь как модель в масштабе 3\8.
Данную разработку «Форд» планировал использовать, прежде всего, в качестве исследовательского инструмента. Он должен был продемонстрировать перспективы и дать оценку используемых методов уменьшения размеров ядерных реакторов и обеспечения их безопасности для гражданского использования.
Планировалось оборудовать Ford Nucleon реактором, установив его в задней части автомобиля. Силовая установка должна была работать по тому же принципу, что и атомная подводная лодка USS Nautilus. То есть выдавать крутящий момент от парового двигателя, работающего на расщеплении урана.
Вот так необычно, с сильно вытянутым хвостом, выглядит Ford Nucleon. Фото: curbsideclassic.com
Во время презентации концепта Форд заявил, что Nucleon будет иметь запас хода в 5000 миль (8000 км), и даже больше. Это должно было зависеть от типа капсулы, заряженной радиоактивным горючим. При этом конструкция «топливного бака» предполагала возможность «дозаправиться» в пути. Правда, не в обычном понимании этого слова, а просто сменить отработанную капсулу на новую.
Что касается безопасности пассажиров, то о них Форд тоже подумал. Для защиты от воздействия реактора кабина автомобиля была сделана из металла и стекла в виде герметичной капсулы с боковыми воздухозаборниками. Сейчас масштабная модель Ford Nucleon находится в музее Генри Форда в Дирборне, штат Мичиган.
«СИМКА ФУЛГУР»
Примерно в то же время еще одни французы в лице компании Simca трудились над созданием автомобиля с атомными двигателями. Свою разработку, названную Fulgur, они впервые показали на Женевском автосалоне 1959 году. Своей новинкой команда разработчиков очень хотела показать миру, как автомобили будут выглядеть в 2000 году.
Simca Fulgur на автомобильной выставке 50-е гг. прошлого столетия. Фото: story-cars.com
О Simca Fulgur до нас дошло минимум технических характеристик. Известно, что в движение ее должен был приводить атомный силовой агрегат. Также сообщалось, что в машине предусмотрена система помощи водителю с возможностью управления голосом и автопилот. К тому же была еще одна оригинальная особенность. В момент, когда автомобиль преодолевал отметку в 150 км\час, он переходил на движение на двух колесах. О сегодняшнем местоположении прототипа «Симки» достоверной информации нет.
Simca Fulgur даже появлялась на улицах. Фото: story-cars.com
Все вышеперечисленные автомобили остались в истории в единственном экземпляре, но сама идея, похоже, не совсем заброшена. Например, в 2009 году компания GM представила свой новый концепт с реактором, правда с ториевым – Cadillac World Thorium Fuel. Он, по задумке, должен продемонстрировать возможность отработать без заправки и какого-либо обслуживания в течение минимум 100
- Lilu
- www.youtube.com, story-cars.com, curbsideclassic.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...