Атомные автомобили – будущее, которое не наступило
498

Атомные автомобили – будущее, которое не наступило

Окончание Второй мировой войны ознаменовало вступление человечества в ядерный век. Дважды став свидетелем огромной разрушительной силы атомного оружия, увидев все ужасы бомбардировок японских городов – Хиросимы и Нагасаки, человечество поклялось никогда больше не делать этого. Но, при этом, страны все же начали накапливать арсенал, который может легко уничтожить жизнь на Земле.


Мирный атом


Но сегодня мы не об этом, а о том, что люди, со свойственным им энтузиазмом, начали искать способы использования ядерной энергии для различных мирных целей. Благо, потенциала хватает.

Как известно, еще в 1942 году в США был запущен первый в мире искусственный ядерный реактор, названный «Чикагская поленница-1» (Chicago Pile-1). В Советском Союзе первый реактор Ф-1 был построен в Москве в 1946, а уже в 1954 году в поселке Обнинское, Калужской области, была запущена в промышленную эксплуатацию первая в мире атомная электростанция.

Военные, правда, также не оставались в стороне, и они рассматривали ядерную энергетику не только как средство защиты или нападения, но и как средство передвижения. В 1954 году была введена в строй первая атомная подводная лодка – USS Nautilus. С тех пор за ней последовало множество кораблей, от крейсеров до авианосцев.

В итоге, впечатляющие перспективы «мирного атома» рассмотрели для себя и производители автомобилей. Ядерные реакторы, казалось, могут питать практически все что угодно. Тем более, что несмотря на большую долгосрочную опасность, ядерная энергетика гораздо чище, и потенциально может существовать вечно. Так что автопроизводители всерьез взялись за изучение этой технологии.

В 50-х и 60-х годах прошлого столетия несколько автомобильных компаний (часть из которых успешно существует и сегодня) пытались создать в том или ином масштабе ранние версии автомобилей с атомными двигателями.

«Арбель Симметрик»


Одним из таких экземпляров был Arbel Symetric. Над его разработкой в начале 50-х трудились специалисты французской компании Compagnie Normande d'Etudes pour l'Application de Procedes Mecaniques. Предприятие специализировалось на создании транспортных средств, которые, в основном, использовались в качестве экспериментальных платформ.

В числе их разработок был Arbel – гибридный бензиново-электрический восьмиместный автомобиль с кузовом из стекловолокна, оснащенный 45-сильным четырехцилиндровым бензиновым мотором от Simca (эта французская компания также представит свой «атомный концепт», но немного позже).

Атомные автомобили – будущее, которое не наступилоArbel Symetric больше всех похож на стандартный автомобиль. Фото: curbsideclassic.com

Производитель планировал наладить серийный выпуск своего «шедевра», но он, к сожалению не вызвал ожидаемого интереса, и в итоге его первое поколение модели было выпущено очень ограниченным тиражом в 1951 году.

Привлечь к себе внимание «Арбель» все же смог, но гораздо позже. Это случилось уже в 1958 году на Женевском автосалоне, когда эта машина предстала немного в другом образе. Это была версия, получившая название Symetric. Она должна была питаться от ядерного теплового генератора мощностью 40 кВт, называемого генестатом. В качестве топлива предполагалось использовать ядерные отходы. Но, ожидаемо, французское правительство не одобрило эту инициативу, и проект свернули.

Шасси Arbel Symetric с макетом атомного генератора «Генестатом». Фото: curbsideclassic.com

На данной выставке Arbel Symetric был не единственным претендентом на прорыв в области атомного двигателестроения. К нему присоединился и очень экстравагантный «американец» – Studebaker Packard Astral. Правда, это не был его дебют, он до этого уже «засветился» в Центре искусств Саут-Бенда в 1957 году.

«Студебеккер Паккард Астрал»


Из всей этой группы Studebaker Packard Astral оказался, пожалуй, самым безумным концептом атомного автомобиля. Он был оснащен одним единственным колесом, и автомобиль должен был балансировать при помощи технологии гироскопа. Самое интересное, что машина также могла легко парить над водой.

Так Studebaker Packard Astral выглядит сзади. Фото: story-cars.com

Именитые создатели этого чуда техники, кроме прочего, проявили большую заботу о потенциальных пассажирах «Паккарда», оснащенного ионной ядерной силовой установкой. Чтобы защитить их от радиации, испускаемой двигателем, предполагалось использовать так называемую энергетическую завесу, которую сегодня мы называем силовым полем. Оно же исключило бы и риск столкновения с другими участниками дорожного движения.

В Studebaker Packard Astral довольно необычное рулевое управление. Фото: story-cars.com

Однако и на этот раз компания не дожила до того момента, когда можно было бы осуществить такую интересную задумку в полном объеме. Studebaker Corporation прекратила свое существование в 1957 году, а смелый концепт нашел свое пристанище в автомобильном музее Петерсена в Лос-Анджелесе.

«ФОРД НУКЛЕОН»


Не остался в стороне в погоне за «вечным двигателем» и Ford. Его концептуальная модель Nucleon стала, пожалуй, самым известным атомным автомобилем в истории. Хотя он никогда так и не стал полноценным опытным образцом, а был представлен лишь как модель в масштабе 3\8.

Данную разработку «Форд» планировал использовать, прежде всего, в качестве исследовательского инструмента. Он должен был продемонстрировать перспективы и дать оценку используемых методов уменьшения размеров ядерных реакторов и обеспечения их безопасности для гражданского использования.

Планировалось оборудовать Ford Nucleon реактором, установив его в задней части автомобиля. Силовая установка должна была работать по тому же принципу, что и атомная подводная лодка USS Nautilus. То есть выдавать крутящий момент от парового двигателя, работающего на расщеплении урана.


Вот так необычно, с сильно вытянутым хвостом, выглядит Ford Nucleon. Фото: curbsideclassic.com

Во время презентации концепта Форд заявил, что Nucleon будет иметь запас хода в 5000 миль (8000 км), и даже больше. Это должно было зависеть от типа капсулы, заряженной радиоактивным горючим. При этом конструкция «топливного бака» предполагала возможность «дозаправиться» в пути. Правда, не в обычном понимании этого слова, а просто сменить отработанную капсулу на новую.

Что касается безопасности пассажиров, то о них Форд тоже подумал. Для защиты от воздействия реактора кабина автомобиля была сделана из металла и стекла в виде герметичной капсулы с боковыми воздухозаборниками. Сейчас масштабная модель Ford Nucleon находится в музее Генри Форда в Дирборне, штат Мичиган.

«СИМКА ФУЛГУР»


Примерно в то же время еще одни французы в лице компании Simca трудились над созданием автомобиля с атомными двигателями. Свою разработку, названную Fulgur, они впервые показали на Женевском автосалоне 1959 году. Своей новинкой команда разработчиков очень хотела показать миру, как автомобили будут выглядеть в 2000 году.

Simca Fulgur на автомобильной выставке 50-е гг. прошлого столетия. Фото: story-cars.com

О Simca Fulgur до нас дошло минимум технических характеристик. Известно, что в движение ее должен был приводить атомный силовой агрегат. Также сообщалось, что в машине предусмотрена система помощи водителю с возможностью управления голосом и автопилот. К тому же была еще одна оригинальная особенность. В момент, когда автомобиль преодолевал отметку в 150 км\час, он переходил на движение на двух колесах. О сегодняшнем местоположении прототипа «Симки» достоверной информации нет.

Simca Fulgur даже появлялась на улицах. Фото: story-cars.com

Все вышеперечисленные автомобили остались в истории в единственном экземпляре, но сама идея, похоже, не совсем заброшена. Например, в 2009 году компания GM представила свой новый концепт с реактором, правда с ториевым – Cadillac World Thorium Fuel. Он, по задумке, должен продемонстрировать возможность отработать без заправки и какого-либо обслуживания в течение минимум 100
Какой из проектов вы считаете более реалистичным?
  • Lilu
  • www.youtube.com, story-cars.com, curbsideclassic.com
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас