
Ил-20М: результат модернизации пассажирского самолета ИЛ-18
Авиация помогает военным и гражданским службам следить за всем, что происходит на земле и в небе. Для этого существуют специальные категории воздушных судов — самолеты-разведчики. Один из них, ставший легендой авиации — Ил-20М.
Это уникальный аппарат, который объединил в себе функции разведчика, командного пункта воздушного базирования и ретранслятора. Он был разработан в конце 1960-х годов, но до сих пор остается в строю.
Идея создания самолета для радиотехнической и радиолокационной разведки появилась в СССР в середине 1960-х годов. На тот момент стало очевидно, что военная мощь не может основываться только на численности вооруженных сил и вооружений. Важным фактором стала информация, добытая разведкой, и СССР нуждался в специализированных самолетах, которые могли бы эффективно выполнять эти задачи.
ОКБ Ильюшина, под руководством выдающегося авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина, получило задание разработать такой самолет. В качестве основы было решено использовать проверенную платформу пассажирского Ил-18, который уже успел зарекомендовать себя как надежный и долговечный аппарат. Эта идея позволила сэкономить время и ресурсы на создание новой модели с нуля.
Ил-18 стал основой будущего самолета-разведчика. Фото: YouTube.com
Ил-18 был выбран не случайно. Этот пассажирский самолет имел хорошие летные характеристики, большую дальность полета и просторный фюзеляж, что позволяло разместить на борту необходимое разведывательное оборудование и обеспечить рабочие места для экипажа и операторов разведывательных систем.
Разработка и переоборудование начались в 1967 году, а уже в 1968 году прототип Ил-20М совершил свой первый полет. Испытания показали, что самолет способен эффективно выполнять возложенные на него задачи.
Первые испытания включали в себя проверку всех систем радиоэлектронной разведки, которые были установлены на борту:
✅Радиолокационные станции для обнаружения воздушных и наземных целей
✅Аппаратура радиоперехвата для прослушивания и записи радиообмена противника
✅Оптико-электронные средства для визуального наблюдения и записи
Испытания подтвердили, что Ил-20М способен успешно выполнять задачи радиотехнической и радиолокационной разведки. В 1969 году самолет был официально принят на вооружение Вооруженных сил СССР.
Массивный профиль самолета Ил-20М легко узнаваемый. Фото: YouTube.com
Производство самолета Ил-20М было ограниченным, что связано с его специфической ролью и задачами в составе ВВС СССР и, впоследствии, России. Точное количество собранных самолетов варьируется в зависимости от источников, но большинство сходится на цифре 20 экземпляров.
Будучи специализированным разведывательным самолетом, Ил-20М получил технические характеристики, которые сделали его идеальным для выполнения задач радиотехнической и радиолокационной разведки. Рассмотрим подробнее основные параметры и возможности этого воздушного гиганта.
✅Размах крыла: 37,4 метра
✅Длина самолета: 35,9 метра
✅Высота: 10,2 метра
✅Площадь крыла: 140 квадратных метров
✅Предельная взлетная масса: 64 000 кг
✅Скорость крейсерская: около 600 км/ч
✅Скорость: до 675 км/ч
✅Дальность полета: до 6 500 км
✅Практический потолок: 10 000 метров
Ил-20М получил просторный фюзеляж, который позволил разместить на борту значительное количество оборудования и создать комфортные условия для работы экипажа. Самолет оборудован специальными рабочими станциями для операторов разведывательной аппаратуры.
Турбовинтовой двигатель АИ-20. Фото: YouTube.com
В качестве силовой установки выбор пал на турбовинтовой двигатель АИ-20М, который дают необходимую тягу. На самолете установлено 4 таких двигателя мощностью 4 250 л. с. каждый. Такая силовая установка позволяет выполнять продолжительные полеты без необходимости частой дозаправки, при этом повышает безопасность воздушного судна, которое сохраняет функциональность даже при выходе половины двигателей из строя.
Это многофункциональный разведывательный самолет. Его основная миссия — сбор и обработка информации, необходимой для планирования и ведения военных операций. Но не только.
✅Радиотехническая разведка, которая включает в себя перехват и анализ различных радиосигналов
✅Радиолокационная разведка для выявления военных баз, техники и передвижения войск
✅Координация действий различных подразделений в качестве воздушного командного пункта для управления войсками и планирования операций
✅Обеспечение связи между подразделениями, командной связи между различными уровнями управления
✅Оптико-электронная разведка, позволяющая обнаруживать объекты в любых погодных условиях и в любое время суток
Уникальные возможности сделали Ил-20М незаменимым элементом в системе военной разведки и управления. Это один из наиболее универсальных самолетов в мире, который стал символом мощи и технологического превосходства советской, а потом и российской авиации.
[h2]Роль в советской и российской авиации/h2]
С начала своей эксплуатации Ил-20М стал ключевым элементом в системе радиотехнической разведки СССР. Он использовался в различных регионах, включая Европу и Ближний Восток, выполняя задачи по сбору информации о противнике и мониторингу радиочастотного спектра.
Во время холодной войны Ил-20М играл важную роль в противостоянии с НАТО. Самолет выполнял регулярные полеты вдоль границ стран блока, собирая информацию о передвижениях войск, работе радаров и других военных объектах. Его радиолокационные и радиотехнические системы позволяли отслеживать активность потенциального противника, что давало советскому командованию ценную информацию для стратегического планирования.
Советские Ил-20М часто патрулировали районы Балтийского моря, Черного моря и Дальнего Востока, а также выполняли миссии в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Их главная цель заключалась в мониторинге военной активности и сборе данных для анализа. Эти миссии были особенно важны в периоды обострения международной напряженности, таких как арабо-израильские войны и во время кризисов в Восточной Европе.
С распадом Советского Союза многие Ил-20М оказались в распоряжении новообразованных государств. Россия сохранила большую часть этих самолетов и продолжила их использование для выполнения разведывательных задач.
Ил-20М на дежурстве. Фото: YouTube.com
Ил-20М продолжает выполнять регулярные разведывательные полеты вдоль границ России и в зонах ее стратегических интересов. Он все еще активно используется в составе Военно-воздушных сил России. Его задачи серьезны.
✅Мониторинг приграничных зон. Самолеты патрулируют районы Балтийского, Черного и Средиземного морей, а также дальневосточные регионы
✅Поддержка миротворческих операций. Ил-20М участвуют в операциях, направленных на поддержание стабильности в различных регионах мира.
✅Обеспечение национальной безопасности. Самолеты продолжают собирать данные, которые важны для стратегического планирования и защиты национальных интересов России
Ил-20М остается в строю, хотя его постепенно заменяют более современные модели разведывательных самолетов. Тем не менее благодаря регулярным модернизациям, он продолжает выполнять боевые задачи.
Это уникальный аппарат, который объединил в себе функции разведчика, командного пункта воздушного базирования и ретранслятора. Он был разработан в конце 1960-х годов, но до сих пор остается в строю.
История создания Ил-20М
Идея создания самолета для радиотехнической и радиолокационной разведки появилась в СССР в середине 1960-х годов. На тот момент стало очевидно, что военная мощь не может основываться только на численности вооруженных сил и вооружений. Важным фактором стала информация, добытая разведкой, и СССР нуждался в специализированных самолетах, которые могли бы эффективно выполнять эти задачи.
ОКБ Ильюшина, под руководством выдающегося авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина, получило задание разработать такой самолет. В качестве основы было решено использовать проверенную платформу пассажирского Ил-18, который уже успел зарекомендовать себя как надежный и долговечный аппарат. Эта идея позволила сэкономить время и ресурсы на создание новой модели с нуля.

Ил-18 был выбран не случайно. Этот пассажирский самолет имел хорошие летные характеристики, большую дальность полета и просторный фюзеляж, что позволяло разместить на борту необходимое разведывательное оборудование и обеспечить рабочие места для экипажа и операторов разведывательных систем.
Разработка и переоборудование начались в 1967 году, а уже в 1968 году прототип Ил-20М совершил свой первый полет. Испытания показали, что самолет способен эффективно выполнять возложенные на него задачи.
Первые испытания включали в себя проверку всех систем радиоэлектронной разведки, которые были установлены на борту:
✅Радиолокационные станции для обнаружения воздушных и наземных целей
✅Аппаратура радиоперехвата для прослушивания и записи радиообмена противника
✅Оптико-электронные средства для визуального наблюдения и записи
Испытания подтвердили, что Ил-20М способен успешно выполнять задачи радиотехнической и радиолокационной разведки. В 1969 году самолет был официально принят на вооружение Вооруженных сил СССР.

Производство самолета Ил-20М было ограниченным, что связано с его специфической ролью и задачами в составе ВВС СССР и, впоследствии, России. Точное количество собранных самолетов варьируется в зависимости от источников, но большинство сходится на цифре 20 экземпляров.
Технические характеристики Ил-20М
Будучи специализированным разведывательным самолетом, Ил-20М получил технические характеристики, которые сделали его идеальным для выполнения задач радиотехнической и радиолокационной разведки. Рассмотрим подробнее основные параметры и возможности этого воздушного гиганта.
✅Размах крыла: 37,4 метра
✅Длина самолета: 35,9 метра
✅Высота: 10,2 метра
✅Площадь крыла: 140 квадратных метров
✅Предельная взлетная масса: 64 000 кг
✅Скорость крейсерская: около 600 км/ч
✅Скорость: до 675 км/ч
✅Дальность полета: до 6 500 км
✅Практический потолок: 10 000 метров
Ил-20М получил просторный фюзеляж, который позволил разместить на борту значительное количество оборудования и создать комфортные условия для работы экипажа. Самолет оборудован специальными рабочими станциями для операторов разведывательной аппаратуры.

В качестве силовой установки выбор пал на турбовинтовой двигатель АИ-20М, который дают необходимую тягу. На самолете установлено 4 таких двигателя мощностью 4 250 л. с. каждый. Такая силовая установка позволяет выполнять продолжительные полеты без необходимости частой дозаправки, при этом повышает безопасность воздушного судна, которое сохраняет функциональность даже при выходе половины двигателей из строя.
Цели и задачи Ил-20М
Это многофункциональный разведывательный самолет. Его основная миссия — сбор и обработка информации, необходимой для планирования и ведения военных операций. Но не только.
✅Радиотехническая разведка, которая включает в себя перехват и анализ различных радиосигналов
✅Радиолокационная разведка для выявления военных баз, техники и передвижения войск
✅Координация действий различных подразделений в качестве воздушного командного пункта для управления войсками и планирования операций
✅Обеспечение связи между подразделениями, командной связи между различными уровнями управления
✅Оптико-электронная разведка, позволяющая обнаруживать объекты в любых погодных условиях и в любое время суток
Уникальные возможности сделали Ил-20М незаменимым элементом в системе военной разведки и управления. Это один из наиболее универсальных самолетов в мире, который стал символом мощи и технологического превосходства советской, а потом и российской авиации.
[h2]Роль в советской и российской авиации/h2]
С начала своей эксплуатации Ил-20М стал ключевым элементом в системе радиотехнической разведки СССР. Он использовался в различных регионах, включая Европу и Ближний Восток, выполняя задачи по сбору информации о противнике и мониторингу радиочастотного спектра.
Во время холодной войны Ил-20М играл важную роль в противостоянии с НАТО. Самолет выполнял регулярные полеты вдоль границ стран блока, собирая информацию о передвижениях войск, работе радаров и других военных объектах. Его радиолокационные и радиотехнические системы позволяли отслеживать активность потенциального противника, что давало советскому командованию ценную информацию для стратегического планирования.
Советские Ил-20М часто патрулировали районы Балтийского моря, Черного моря и Дальнего Востока, а также выполняли миссии в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Их главная цель заключалась в мониторинге военной активности и сборе данных для анализа. Эти миссии были особенно важны в периоды обострения международной напряженности, таких как арабо-израильские войны и во время кризисов в Восточной Европе.
С распадом Советского Союза многие Ил-20М оказались в распоряжении новообразованных государств. Россия сохранила большую часть этих самолетов и продолжила их использование для выполнения разведывательных задач.

Ил-20М продолжает выполнять регулярные разведывательные полеты вдоль границ России и в зонах ее стратегических интересов. Он все еще активно используется в составе Военно-воздушных сил России. Его задачи серьезны.
✅Мониторинг приграничных зон. Самолеты патрулируют районы Балтийского, Черного и Средиземного морей, а также дальневосточные регионы
✅Поддержка миротворческих операций. Ил-20М участвуют в операциях, направленных на поддержание стабильности в различных регионах мира.
✅Обеспечение национальной безопасности. Самолеты продолжают собирать данные, которые важны для стратегического планирования и защиты национальных интересов России
Ил-20М остается в строю, хотя его постепенно заменяют более современные модели разведывательных самолетов. Тем не менее благодаря регулярным модернизациям, он продолжает выполнять боевые задачи.
- IvanKo
- YouTube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....