История гусеничного трактора ДТ-175 «ВОЛГАРЬ»: от создания до забвения
В мире сельскохозяйственной техники гусеничные тракторы занимают особое место. Они отличаются высокой проходимостью и мощностью, что делает их незаменимыми помощниками в сельском хозяйстве. Одним из таких тракторов является ДТ-175 «ВОЛГАРЬ».
Этот гусеничный трактор выпускали относительно долго — с 1986 по 1994 год. Он предназначался для использования в сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях. Трактор был создан на Волгоградском тракторном заводе и получил свое название в честь реки Волги.
Появление этого гусеничного трактора пришлось на советское время, когда сельское хозяйство активно развивалось, а потребность в мощной и надежной технике росла с каждым годом. В 1970-х годах конструкторы Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ) поставили перед собой задачу создать машину, способную эффективно работать в тяжелых условиях.
Так началась работа в 1972 году над проектом ДТ-175. Первый опытный образец был выпущен в 1976 году. Модель сразу привлекла внимание специалистов благодаря своей мощности и проходимости. Однако в серию трактор запустили только в 1986 году, после проведения многочисленных испытаний и доработок. С тех пор ДТ-175 «ВОЛГАРЬ» стал незаменимым помощником в сельском хозяйстве и многих других отраслях, требующих тяжелой техники.
Трактор имел несколько модификаций, каждая из которых была разработана для выполнения специфических задач. Вот основные модификации и годы их выпуска:
✅ДТ-175С — базовая модель, которая была выпущена в 1986 году и производилась до 1992 года. Литера «С» означала «скоростной» — он действительно оказался быстрее своего предшественника ДТ-75
✅ ДТ-175М — модернизированная версия базовой модели. Выпуск этой модификации начался в 1992 году и завершился в 1994.
✅ДТ-175Т — специальная торфяная версия, созданная на базе ДТ-175С. Предназначена для работы на заболоченных местностях, отличается модифицированным шасси: ширина гусениц у него 670 мм вместо стандартной 470 мм
Хотя в целом «ВОЛГАРЬ» — универсальная машина, которая справляется с множеством задач. Усиленная рама и мощный двигатель в сочетании с уникальной для тракторов того времени трансмиссией сняли практически все ограничения на использование любого навесного оборудования. Универсальности добавляла трехточечная навеска и двухскоростной ВОМ (вал отбора мощности): на 540 и 1000 об/мин.
Трактор получил шестицилиндровый V-образный дизельный двигатель СМД-66. Дизельное топливо непосредственно впрыскивается в камеры сгорания через форсунки. Рабочий объем мотора составляет 10,85 литра, а мощность достигает 170 лошадиных сил. Максимальный крутящий момент 680 Н*м.
Двигатель надежен, неприхотлив, получил внушительный ресурс. Даже в холодное время года проблем с его запуском обычно не возникало. ДТ-175 — один из немногих тракторов, который завода был оборудован пускачом не только с ручным приводом, но и с возможностью запуском ключом зажигания из кабины.
Конструктивные особенности двигателя:
✅Цилиндры из алюминиевого сплава с 13% кремния для повышения прочности и износостойкости
✅В дополнение к масляному радиатору установлена водяная система охлаждения с термостатом и принудительной циркуляцией жидкости для поддержания оптимальной температуры работы двигателя
✅Полнопоточный фильтр очистки масла для защиты деталей от износа
✅Камера сгорания тороидального типа для эффективного сжигания топлива и снижения выбросов вредных веществ
Эти особенности сделали двигатель ДТ-175 одним из самых надежных и эффективных в своем классе на то время. Единая система смазки турбины и двигателя, а также наличие интеркулера позволило сохранить стабильность крутящего момента на всем диапазоне рабочих оборотов.
Во времена выпуска трактора коробка-автомат была только у «ВОЛГАРЯ» и правительственных легковушек. Гидротрансформатор установлен между двухдисковым сцеплением и коробкой передач. Он позволяет трактору плавно менять передаточное число, подстраиваясь под условия работы, что значительно повышает производительность. Плавность хода снижает ударные нагрузки на двигатель, а также увеличивает проходимость на болотистых местностях.
Сцепление необходимо только для переключения между двумя передними передачами и одной задней. Также КПП трактора оборудована двумя технологическими передачами, но при работе их запрещается использовать, поскольку при рабочих нагрузках трансмиссия быстро выходит из строя.
Кабина гусеничного трактора ДТ-175 «ВОЛГАРЬ» цельнометаллическая и предоставляет оператору намного больше комфорта, чем у предыдущей модели трактора. Она оборудована установкой вентиляции с фильтрацией воздуха и отоплением, что обеспечивает комфорт оператора в любых погодных условиях.
Кабина трактора с амортизационным сиденьем и первым советским вариантом «климат-контроля» создает комфортные условия работы оператора. Она двухместная, установлена не жестко на шасси, а через 7 резиновых амортизаторов, что помогло заметно снизить вибрационные нагрузки. Оператор сидит справа по ходу движения, что позволяет при работе визуально контролировать борозду.
Несмотря на свои преимущества, ДТ-175 не получил широкого распространения. Возможно, это было связано с тем, что он появился в период экономического кризиса в СССР, когда многие предприятия испытывали трудности с финансированием.
Однако не только это стало причиной снижения популярности модели и скорого ухода «ВОЛГАРЯ» в забвение. При всех технических преимуществах, трактор имел ряд конструктивных недостатков, многие из которых оказались неустранимыми.
Рассмотрим некоторые из них:
✅Из-за компоновки двигателя, установленного на базу ДТ-75, передняя часть трактора получила заметное удлинение. Это сделало невозможной установку на нос техники утяжелителей, поэтому массивное навесное оборудование редко устанавливали
✅В носовой части трактора было устанавливалась сразу два радиатора один за другим: сначала жидкостного охлаждения, затем масляного. Между ними быстро скапливался мусор, что снижало эффективность охлаждения и вызывала риск перегрева
✅Гидротрансформатор на то время был новинкой и мало кто из механизаторов понимал, как правильно его обслуживать. Из-за дефицита специального масла в него заливали все, что попадется: от обычно трансмиссионного до трансформаторного. Это резко снижало срок службы узла
✅Задний мост перешел от ДТ-75 без переделок. Из-за того, что «ВОЛГАРЬ» быстрее, массивнее и мощнее своего предшественника, ленточные тормоза и звезды часто не справлялись с нагрузкой и выходили из строя
В целом гусеничный трактор ДТ-175 «ВОЛГАРЬ» для своего времени был неплох. Сгубили его недоработки, которые производитель не мог исправить. Да это уже не нужно было, потому как с девяностых годов прошлого века гусеничные тракторы перестали массово использоваться и уступили место колесной спецтехнике.
Этот гусеничный трактор выпускали относительно долго — с 1986 по 1994 год. Он предназначался для использования в сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях. Трактор был создан на Волгоградском тракторном заводе и получил свое название в честь реки Волги.
История создания ДТ-175 «ВОЛГАРЬ»
Появление этого гусеничного трактора пришлось на советское время, когда сельское хозяйство активно развивалось, а потребность в мощной и надежной технике росла с каждым годом. В 1970-х годах конструкторы Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ) поставили перед собой задачу создать машину, способную эффективно работать в тяжелых условиях.
Волгарь — настоящий труженник полей. Фото: YouTube.com
Так началась работа в 1972 году над проектом ДТ-175. Первый опытный образец был выпущен в 1976 году. Модель сразу привлекла внимание специалистов благодаря своей мощности и проходимости. Однако в серию трактор запустили только в 1986 году, после проведения многочисленных испытаний и доработок. С тех пор ДТ-175 «ВОЛГАРЬ» стал незаменимым помощником в сельском хозяйстве и многих других отраслях, требующих тяжелой техники.
Модификации ДТ-175 «ВОЛГАРЬ»
Трактор имел несколько модификаций, каждая из которых была разработана для выполнения специфических задач. Вот основные модификации и годы их выпуска:
✅ДТ-175С — базовая модель, которая была выпущена в 1986 году и производилась до 1992 года. Литера «С» означала «скоростной» — он действительно оказался быстрее своего предшественника ДТ-75
✅ ДТ-175М — модернизированная версия базовой модели. Выпуск этой модификации начался в 1992 году и завершился в 1994.
✅ДТ-175Т — специальная торфяная версия, созданная на базе ДТ-175С. Предназначена для работы на заболоченных местностях, отличается модифицированным шасси: ширина гусениц у него 670 мм вместо стандартной 470 мм
Хотя в целом «ВОЛГАРЬ» — универсальная машина, которая справляется с множеством задач. Усиленная рама и мощный двигатель в сочетании с уникальной для тракторов того времени трансмиссией сняли практически все ограничения на использование любого навесного оборудования. Универсальности добавляла трехточечная навеска и двухскоростной ВОМ (вал отбора мощности): на 540 и 1000 об/мин.
Двигатель ДТ-175
Трактор получил шестицилиндровый V-образный дизельный двигатель СМД-66. Дизельное топливо непосредственно впрыскивается в камеры сгорания через форсунки. Рабочий объем мотора составляет 10,85 литра, а мощность достигает 170 лошадиных сил. Максимальный крутящий момент 680 Н*м.
V-образная шестерка — одна из самых удачных конфигураций ДВС. Фото: YouTube.com
Двигатель надежен, неприхотлив, получил внушительный ресурс. Даже в холодное время года проблем с его запуском обычно не возникало. ДТ-175 — один из немногих тракторов, который завода был оборудован пускачом не только с ручным приводом, но и с возможностью запуском ключом зажигания из кабины.
Конструктивные особенности двигателя:
✅Цилиндры из алюминиевого сплава с 13% кремния для повышения прочности и износостойкости
✅В дополнение к масляному радиатору установлена водяная система охлаждения с термостатом и принудительной циркуляцией жидкости для поддержания оптимальной температуры работы двигателя
✅Полнопоточный фильтр очистки масла для защиты деталей от износа
✅Камера сгорания тороидального типа для эффективного сжигания топлива и снижения выбросов вредных веществ
Эти особенности сделали двигатель ДТ-175 одним из самых надежных и эффективных в своем классе на то время. Единая система смазки турбины и двигателя, а также наличие интеркулера позволило сохранить стабильность крутящего момента на всем диапазоне рабочих оборотов.
Трансмиссия ДТ-175
Во времена выпуска трактора коробка-автомат была только у «ВОЛГАРЯ» и правительственных легковушек. Гидротрансформатор установлен между двухдисковым сцеплением и коробкой передач. Он позволяет трактору плавно менять передаточное число, подстраиваясь под условия работы, что значительно повышает производительность. Плавность хода снижает ударные нагрузки на двигатель, а также увеличивает проходимость на болотистых местностях.
Коробка передач установлена сзади. Фото: YouTube.com
Сцепление необходимо только для переключения между двумя передними передачами и одной задней. Также КПП трактора оборудована двумя технологическими передачами, но при работе их запрещается использовать, поскольку при рабочих нагрузках трансмиссия быстро выходит из строя.
Кабина ДТ-175
Кабина гусеничного трактора ДТ-175 «ВОЛГАРЬ» цельнометаллическая и предоставляет оператору намного больше комфорта, чем у предыдущей модели трактора. Она оборудована установкой вентиляции с фильтрацией воздуха и отоплением, что обеспечивает комфорт оператора в любых погодных условиях.
Кабина просторная и гораздо комфортнее, чем у ДТ-75. Фото: YouTube.com
Кабина трактора с амортизационным сиденьем и первым советским вариантом «климат-контроля» создает комфортные условия работы оператора. Она двухместная, установлена не жестко на шасси, а через 7 резиновых амортизаторов, что помогло заметно снизить вибрационные нагрузки. Оператор сидит справа по ходу движения, что позволяет при работе визуально контролировать борозду.
Почему прекратили выпускать ДТ-175
Несмотря на свои преимущества, ДТ-175 не получил широкого распространения. Возможно, это было связано с тем, что он появился в период экономического кризиса в СССР, когда многие предприятия испытывали трудности с финансированием.
Однако не только это стало причиной снижения популярности модели и скорого ухода «ВОЛГАРЯ» в забвение. При всех технических преимуществах, трактор имел ряд конструктивных недостатков, многие из которых оказались неустранимыми.
Рассмотрим некоторые из них:
✅Из-за компоновки двигателя, установленного на базу ДТ-75, передняя часть трактора получила заметное удлинение. Это сделало невозможной установку на нос техники утяжелителей, поэтому массивное навесное оборудование редко устанавливали
✅В носовой части трактора было устанавливалась сразу два радиатора один за другим: сначала жидкостного охлаждения, затем масляного. Между ними быстро скапливался мусор, что снижало эффективность охлаждения и вызывала риск перегрева
✅Гидротрансформатор на то время был новинкой и мало кто из механизаторов понимал, как правильно его обслуживать. Из-за дефицита специального масла в него заливали все, что попадется: от обычно трансмиссионного до трансформаторного. Это резко снижало срок службы узла
✅Задний мост перешел от ДТ-75 без переделок. Из-за того, что «ВОЛГАРЬ» быстрее, массивнее и мощнее своего предшественника, ленточные тормоза и звезды часто не справлялись с нагрузкой и выходили из строя
В целом гусеничный трактор ДТ-175 «ВОЛГАРЬ» для своего времени был неплох. Сгубили его недоработки, которые производитель не мог исправить. Да это уже не нужно было, потому как с девяностых годов прошлого века гусеничные тракторы перестали массово использоваться и уступили место колесной спецтехнике.
- IvanKo
- YouTube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...