Испанский Seat 133 особо малого класса
166

Испанский Seat 133 особо малого класса

На первый взгляд этот автомобиль кажется чем-то средним между Fiat 126-й и 127-й моделей. На самом же деле все выглядит совсем по-другому. Этот небольшой заднеприводный хэтчбек является результатом испанской попытки создать дешевый мини, путем переработки старых итальянских технологий.


К концу 60-х практически все модели итальянского производителя Fiat имели задний привод, независимо от варианта установки мотора. Изменение концепции началось только с новинки 1969 года, имевшей типовое обозначение «128». Именно она первой получила переднее поперечное расположение двигателя и привод.

Испанский Seat 133 особо малого классаНа экспорт Seat 133 поступал под маркой Fiat. Фото: youtube.com

Однако итальянцы не стали с головой погружаться только в этот сегмент. Пятью годами ранее они уже опробовали компоновку «все спереди» на простоватом Autobianchi Primula. Концепция встретила положительный отклик у местных пользователей, приведя к появлению его преемников А111 и А112. Именно этот опыт и открыл путь для успешного внедрения 128-го.

Итальянские концепции на испанском предприятии


Он сразу же завоевал титул европейского автомобиля 1970 года. И, вместе с последовавшим позже миниатюрным двухцилиндровым Fiat 126, определил туринское видение концепции маленького авто в принципе. Какое это имеет отношение к испанской модели? Дайте срок и все встанет на свои места.

Все дело в том, что возникновение компании Seat до боли похоже на историю нашего ВАЗа. Передовые итальянские технологии, поддержка правительства и определенная зависимость от туринской модельной линейки. Но в коммерческом западном мире присутствовал еще один бонус: часть акций новосозданной компании отправилась в Турин, как благодарность испанского руководства за поддержку местного автопрома.

До боли знакомая приборная панель от Fiat. Фото: youtube.com

Такое развитие событий предопределило тот факт, что большинство новых «испанцев» являлись не более, чем переименованными Fiat, почти без каких-либо переделок. Но так длилось недолго. Очень скоро в Марторелло смогли продемонстрировать свой инженерный и творческий потенциал, дорабатывая исходные итальянские версии:

✅ новые типы кузовов
✅ вместо 3-дверного 600D – удлиненный 4-дверный Type 800
✅ вместо 850-го – четырехдверный седан Especial Lujo со ступенчатой задней частью

Сегодня сложно точно сказать кому первому в Seat пришла рациональная идея (соответствующие документы не сохранились). Но ее принцип помог в будущем стать также залогом огромного успеха возрожденного румынского бренда Dacia. Речь идет об использовании имеющихся производственных линий для сборки чего-то подобного, но более современного.

Предпосылки появления «малыша»


Когда встал вопрос о демонтаже линии производства 850-й модели (выпуск которой уже прекратили), то инженеры испанской компании получили четкое задание: спроектировать простой и недорогой хэтчбек, используя имеющиеся параметры. К делу подошли основательно, а полученный результат некоторых попросту шокировал.

Мировая премьера новинки прошла в рамках барселонского автосалона 1974 года. Все, кто хорошо знал портфолио итальянского концерна, с удивлением подняли брови вверх. На выставочной площадке красовался новенький Seat 133, удивительно похожий на гипертрофированный Fiat 126, третий год находящийся в серийном производстве.


Полностью сохранилась даже исходная концепция. Ведь новинка стояла на модифицированной по ряду характеристик платформе Seat 850 из недалекого прошлого. Он получил не только идентичную колесную базу, но и чуть меньший, но более угловатый кузов со следующими параметрами:

✅ длиной 3451 мм
✅ высотой 1328 мм
✅ шириной 1421 мм

Под короткой задней крышкой моторного отсека работал атмосферный бензиновый четырехцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения с верхнеклапанным расположением цилиндров. Учитывая тот факт, что топливный кризис был в самом разгаре (это повлекло за собой острый дефицит качественных сортов бензина), испанцы подготовили два варианта исполнения авто (в скобках – показатели более мощного Seat 133 Special):

✅ рабочий объем двигателя – 843 куб. см
✅ марка карбюратора – Bressel 30 ICF (Weber 30 DEC-10)
✅ степень сжатия – 8,0:1 (9,0:1)
✅ мощность – 34-37 при 4800 об/мин (44 при 6400 об/мин) л. с

Как можете видеть, у более слабой версии максимальный показатель мощности мог незначительно колебаться. Низший уровень достигался в случае, если владелец заправлял своего «коня» топливом с октановым числом 85. Если же хозяин мог себе позволить использовать 95-й бензин, то мощность его автомобиля увеличивалась сразу на три пункта. Имелись у двух модификаций и другие различия в характеристиках (в скобках – более мощный вариант):

✅ максимальная скорость – 120/130 (135) км/ч
✅ вес – 690 (715) кг
✅ расход топлива – 7,6 (7,9) л/100 км

В первом случае мы имеем дело с барабанными тормозами на всех двенадцатидюймовых колесах. У Seat 133 Special ситуация чуть веселее: диски спереди и шины размером 13 дюймов. Но не будем забывать, что мы говорим об автомобиле очень простой конструкции, с соответствующим набором функций.

Другие технические особенности Seat 133


Приборная панель 133-го ограничивалась лишь спидометром и указателем уровня топлива, термометр отсутствовал. Некоторые проведенные тесты показали не совсем благоприятные для этого автомобиля результаты.

Скромные параметры автомобиля стали одним из залогов его успеха. Фото: youtube.com

Но имелся и ряд положительных моментов, в том числе, отличный круговой обзор и приличная маневренность в городском режиме. В то же время рецензенты жаловались на:

✅ маленькие зеркала заднего вида
✅ грубую работу органов управления
✅ шум в салоне от двигателя
✅ плохой доступ к задним сиденьям
✅ отсутствие подголовников

Поскольку приводной агрегат находится сзади, то зимой машина плохо прогревалась, особенно при езде на короткие расстояния. А в омывателе переднего стекла отсутствует электронасос, поэтому водителю приходится качать воду вручную. Езда на более высоких скоростях также не являлась «коньком» автомобиля. Говорят, что Seat был очень чувствителен к боковому ветру.

Простое внутреннее убранство подчеркивало бюджетность Seat 133. Фото: youtube.com

Однако 70-е безусловно благоприятствовали дешевым и экономичным конструкциям, поэтому новинка не осталась лишь в рамках испанской территории. Очень скоро она получила свое дальнейшее развитие. Правда, для улучшения будущих продаж, пришлось предпринять маркетинговый ход. Экспортный вариант переименовали в Fiat 133. Это стало мудрым решением, ведь Seat на тот момент даже не имел своей дилерской сети на континенте.

Экспортная история и завершение производства


Чтобы создать для будущих клиентов дополнительный повод заинтересоваться, Fiat 133, предлагаемый на рынках соседних стран, наделили двигателем с более высокой степенью сжатия (38 л. с при 5000 об/мин). К радости производителей, она продавалась довольно неплохо.

К 1979 году в Испании успели выпустить 190 984 автомобиля. С учетом того, что очень скромная модель без какого-либо комфортного оснащения использовала старую технологию 850-го, это совсем неплохая цифра. Кроме того, во второй половине 70-х Seat смог набрать очки и на американском континенте.

Завод Fiat Sevel в Аргентине (с 1977 по 1982 годы) выпустил еще около 16 000 единиц для местного рынка. Хотя южноамериканская версия имела несколько отличий. Под задним капотом у рестайлингового авто установлен чуть более крупный 900-кубовый двигатель от Fiat 127, мощностью 41 л. с.

Seat 133: задний вид хэтчбека. Фото: youtube.com

Но и на этом история простого испанского авто не закончилась. В 1977 году Seat подписала контракт с египетской автомобильной производственной компанией El Nasr, которая заинтересовалась лицензионной сборкой модели 133 для отечественных клиентов. С возможностью последующего экспорта части продукции в Ирак. Сколько таких автомобилей было создано неизвестно, но имеющиеся фото с Nasr 133 явно подтверждают факт их существования.
Как вам «малыш» Seat 133?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас