
Испанский Seat 133 особо малого класса
На первый взгляд этот автомобиль кажется чем-то средним между Fiat 126-й и 127-й моделей. На самом же деле все выглядит совсем по-другому. Этот небольшой заднеприводный хэтчбек является результатом испанской попытки создать дешевый мини, путем переработки старых итальянских технологий.
К концу 60-х практически все модели итальянского производителя Fiat имели задний привод, независимо от варианта установки мотора. Изменение концепции началось только с новинки 1969 года, имевшей типовое обозначение «128». Именно она первой получила переднее поперечное расположение двигателя и привод.
На экспорт Seat 133 поступал под маркой Fiat. Фото: youtube.com
Однако итальянцы не стали с головой погружаться только в этот сегмент. Пятью годами ранее они уже опробовали компоновку «все спереди» на простоватом Autobianchi Primula. Концепция встретила положительный отклик у местных пользователей, приведя к появлению его преемников А111 и А112. Именно этот опыт и открыл путь для успешного внедрения 128-го.
Он сразу же завоевал титул европейского автомобиля 1970 года. И, вместе с последовавшим позже миниатюрным двухцилиндровым Fiat 126, определил туринское видение концепции маленького авто в принципе. Какое это имеет отношение к испанской модели? Дайте срок и все встанет на свои места.
Все дело в том, что возникновение компании Seat до боли похоже на историю нашего ВАЗа. Передовые итальянские технологии, поддержка правительства и определенная зависимость от туринской модельной линейки. Но в коммерческом западном мире присутствовал еще один бонус: часть акций новосозданной компании отправилась в Турин, как благодарность испанского руководства за поддержку местного автопрома.
До боли знакомая приборная панель от Fiat. Фото: youtube.com
Такое развитие событий предопределило тот факт, что большинство новых «испанцев» являлись не более, чем переименованными Fiat, почти без каких-либо переделок. Но так длилось недолго. Очень скоро в Марторелло смогли продемонстрировать свой инженерный и творческий потенциал, дорабатывая исходные итальянские версии:
✅ новые типы кузовов
✅ вместо 3-дверного 600D – удлиненный 4-дверный Type 800
✅ вместо 850-го – четырехдверный седан Especial Lujo со ступенчатой задней частью
Сегодня сложно точно сказать кому первому в Seat пришла рациональная идея (соответствующие документы не сохранились). Но ее принцип помог в будущем стать также залогом огромного успеха возрожденного румынского бренда Dacia. Речь идет об использовании имеющихся производственных линий для сборки чего-то подобного, но более современного.
Когда встал вопрос о демонтаже линии производства 850-й модели (выпуск которой уже прекратили), то инженеры испанской компании получили четкое задание: спроектировать простой и недорогой хэтчбек, используя имеющиеся параметры. К делу подошли основательно, а полученный результат некоторых попросту шокировал.
Полностью сохранилась даже исходная концепция. Ведь новинка стояла на модифицированной по ряду характеристик платформе Seat 850 из недалекого прошлого. Он получил не только идентичную колесную базу, но и чуть меньший, но более угловатый кузов со следующими параметрами:
✅ длиной 3451 мм
✅ высотой 1328 мм
✅ шириной 1421 мм
Под короткой задней крышкой моторного отсека работал атмосферный бензиновый четырехцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения с верхнеклапанным расположением цилиндров. Учитывая тот факт, что топливный кризис был в самом разгаре (это повлекло за собой острый дефицит качественных сортов бензина), испанцы подготовили два варианта исполнения авто (в скобках – показатели более мощного Seat 133 Special):
✅ рабочий объем двигателя – 843 куб. см
✅ марка карбюратора – Bressel 30 ICF (Weber 30 DEC-10)
✅ степень сжатия – 8,0:1 (9,0:1)
✅ мощность – 34-37 при 4800 об/мин (44 при 6400 об/мин) л. с
Как можете видеть, у более слабой версии максимальный показатель мощности мог незначительно колебаться. Низший уровень достигался в случае, если владелец заправлял своего «коня» топливом с октановым числом 85. Если же хозяин мог себе позволить использовать 95-й бензин, то мощность его автомобиля увеличивалась сразу на три пункта. Имелись у двух модификаций и другие различия в характеристиках (в скобках – более мощный вариант):
✅ максимальная скорость – 120/130 (135) км/ч
✅ вес – 690 (715) кг
✅ расход топлива – 7,6 (7,9) л/100 км
В первом случае мы имеем дело с барабанными тормозами на всех двенадцатидюймовых колесах. У Seat 133 Special ситуация чуть веселее: диски спереди и шины размером 13 дюймов. Но не будем забывать, что мы говорим об автомобиле очень простой конструкции, с соответствующим набором функций.
Приборная панель 133-го ограничивалась лишь спидометром и указателем уровня топлива, термометр отсутствовал. Некоторые проведенные тесты показали не совсем благоприятные для этого автомобиля результаты.
Скромные параметры автомобиля стали одним из залогов его успеха. Фото: youtube.com
Но имелся и ряд положительных моментов, в том числе, отличный круговой обзор и приличная маневренность в городском режиме. В то же время рецензенты жаловались на:
✅ маленькие зеркала заднего вида
✅ грубую работу органов управления
✅ шум в салоне от двигателя
✅ плохой доступ к задним сиденьям
✅ отсутствие подголовников
Поскольку приводной агрегат находится сзади, то зимой машина плохо прогревалась, особенно при езде на короткие расстояния. А в омывателе переднего стекла отсутствует электронасос, поэтому водителю приходится качать воду вручную. Езда на более высоких скоростях также не являлась «коньком» автомобиля. Говорят, что Seat был очень чувствителен к боковому ветру.
Простое внутреннее убранство подчеркивало бюджетность Seat 133. Фото: youtube.com
Однако 70-е безусловно благоприятствовали дешевым и экономичным конструкциям, поэтому новинка не осталась лишь в рамках испанской территории. Очень скоро она получила свое дальнейшее развитие. Правда, для улучшения будущих продаж, пришлось предпринять маркетинговый ход. Экспортный вариант переименовали в Fiat 133. Это стало мудрым решением, ведь Seat на тот момент даже не имел своей дилерской сети на континенте.
Чтобы создать для будущих клиентов дополнительный повод заинтересоваться, Fiat 133, предлагаемый на рынках соседних стран, наделили двигателем с более высокой степенью сжатия (38 л. с при 5000 об/мин). К радости производителей, она продавалась довольно неплохо.
К 1979 году в Испании успели выпустить 190 984 автомобиля. С учетом того, что очень скромная модель без какого-либо комфортного оснащения использовала старую технологию 850-го, это совсем неплохая цифра. Кроме того, во второй половине 70-х Seat смог набрать очки и на американском континенте.
Завод Fiat Sevel в Аргентине (с 1977 по 1982 годы) выпустил еще около 16 000 единиц для местного рынка. Хотя южноамериканская версия имела несколько отличий. Под задним капотом у рестайлингового авто установлен чуть более крупный 900-кубовый двигатель от Fiat 127, мощностью 41 л. с.
Seat 133: задний вид хэтчбека. Фото: youtube.com
Но и на этом история простого испанского авто не закончилась. В 1977 году Seat подписала контракт с египетской автомобильной производственной компанией El Nasr, которая заинтересовалась лицензионной сборкой модели 133 для отечественных клиентов. С возможностью последующего экспорта части продукции в Ирак. Сколько таких автомобилей было создано неизвестно, но имеющиеся фото с Nasr 133 явно подтверждают факт их существования.
К концу 60-х практически все модели итальянского производителя Fiat имели задний привод, независимо от варианта установки мотора. Изменение концепции началось только с новинки 1969 года, имевшей типовое обозначение «128». Именно она первой получила переднее поперечное расположение двигателя и привод.

Однако итальянцы не стали с головой погружаться только в этот сегмент. Пятью годами ранее они уже опробовали компоновку «все спереди» на простоватом Autobianchi Primula. Концепция встретила положительный отклик у местных пользователей, приведя к появлению его преемников А111 и А112. Именно этот опыт и открыл путь для успешного внедрения 128-го.
Итальянские концепции на испанском предприятии
Он сразу же завоевал титул европейского автомобиля 1970 года. И, вместе с последовавшим позже миниатюрным двухцилиндровым Fiat 126, определил туринское видение концепции маленького авто в принципе. Какое это имеет отношение к испанской модели? Дайте срок и все встанет на свои места.
Все дело в том, что возникновение компании Seat до боли похоже на историю нашего ВАЗа. Передовые итальянские технологии, поддержка правительства и определенная зависимость от туринской модельной линейки. Но в коммерческом западном мире присутствовал еще один бонус: часть акций новосозданной компании отправилась в Турин, как благодарность испанского руководства за поддержку местного автопрома.

Такое развитие событий предопределило тот факт, что большинство новых «испанцев» являлись не более, чем переименованными Fiat, почти без каких-либо переделок. Но так длилось недолго. Очень скоро в Марторелло смогли продемонстрировать свой инженерный и творческий потенциал, дорабатывая исходные итальянские версии:
✅ новые типы кузовов
✅ вместо 3-дверного 600D – удлиненный 4-дверный Type 800
✅ вместо 850-го – четырехдверный седан Especial Lujo со ступенчатой задней частью
Сегодня сложно точно сказать кому первому в Seat пришла рациональная идея (соответствующие документы не сохранились). Но ее принцип помог в будущем стать также залогом огромного успеха возрожденного румынского бренда Dacia. Речь идет об использовании имеющихся производственных линий для сборки чего-то подобного, но более современного.
Предпосылки появления «малыша»
Когда встал вопрос о демонтаже линии производства 850-й модели (выпуск которой уже прекратили), то инженеры испанской компании получили четкое задание: спроектировать простой и недорогой хэтчбек, используя имеющиеся параметры. К делу подошли основательно, а полученный результат некоторых попросту шокировал.
Мировая премьера новинки прошла в рамках барселонского автосалона 1974 года. Все, кто хорошо знал портфолио итальянского концерна, с удивлением подняли брови вверх. На выставочной площадке красовался новенький Seat 133, удивительно похожий на гипертрофированный Fiat 126, третий год находящийся в серийном производстве.
Полностью сохранилась даже исходная концепция. Ведь новинка стояла на модифицированной по ряду характеристик платформе Seat 850 из недалекого прошлого. Он получил не только идентичную колесную базу, но и чуть меньший, но более угловатый кузов со следующими параметрами:
✅ длиной 3451 мм
✅ высотой 1328 мм
✅ шириной 1421 мм
Под короткой задней крышкой моторного отсека работал атмосферный бензиновый четырехцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения с верхнеклапанным расположением цилиндров. Учитывая тот факт, что топливный кризис был в самом разгаре (это повлекло за собой острый дефицит качественных сортов бензина), испанцы подготовили два варианта исполнения авто (в скобках – показатели более мощного Seat 133 Special):
✅ рабочий объем двигателя – 843 куб. см
✅ марка карбюратора – Bressel 30 ICF (Weber 30 DEC-10)
✅ степень сжатия – 8,0:1 (9,0:1)
✅ мощность – 34-37 при 4800 об/мин (44 при 6400 об/мин) л. с
Как можете видеть, у более слабой версии максимальный показатель мощности мог незначительно колебаться. Низший уровень достигался в случае, если владелец заправлял своего «коня» топливом с октановым числом 85. Если же хозяин мог себе позволить использовать 95-й бензин, то мощность его автомобиля увеличивалась сразу на три пункта. Имелись у двух модификаций и другие различия в характеристиках (в скобках – более мощный вариант):
✅ максимальная скорость – 120/130 (135) км/ч
✅ вес – 690 (715) кг
✅ расход топлива – 7,6 (7,9) л/100 км
В первом случае мы имеем дело с барабанными тормозами на всех двенадцатидюймовых колесах. У Seat 133 Special ситуация чуть веселее: диски спереди и шины размером 13 дюймов. Но не будем забывать, что мы говорим об автомобиле очень простой конструкции, с соответствующим набором функций.
Другие технические особенности Seat 133
Приборная панель 133-го ограничивалась лишь спидометром и указателем уровня топлива, термометр отсутствовал. Некоторые проведенные тесты показали не совсем благоприятные для этого автомобиля результаты.

Но имелся и ряд положительных моментов, в том числе, отличный круговой обзор и приличная маневренность в городском режиме. В то же время рецензенты жаловались на:
✅ маленькие зеркала заднего вида
✅ грубую работу органов управления
✅ шум в салоне от двигателя
✅ плохой доступ к задним сиденьям
✅ отсутствие подголовников
Поскольку приводной агрегат находится сзади, то зимой машина плохо прогревалась, особенно при езде на короткие расстояния. А в омывателе переднего стекла отсутствует электронасос, поэтому водителю приходится качать воду вручную. Езда на более высоких скоростях также не являлась «коньком» автомобиля. Говорят, что Seat был очень чувствителен к боковому ветру.

Однако 70-е безусловно благоприятствовали дешевым и экономичным конструкциям, поэтому новинка не осталась лишь в рамках испанской территории. Очень скоро она получила свое дальнейшее развитие. Правда, для улучшения будущих продаж, пришлось предпринять маркетинговый ход. Экспортный вариант переименовали в Fiat 133. Это стало мудрым решением, ведь Seat на тот момент даже не имел своей дилерской сети на континенте.
Экспортная история и завершение производства
Чтобы создать для будущих клиентов дополнительный повод заинтересоваться, Fiat 133, предлагаемый на рынках соседних стран, наделили двигателем с более высокой степенью сжатия (38 л. с при 5000 об/мин). К радости производителей, она продавалась довольно неплохо.
К 1979 году в Испании успели выпустить 190 984 автомобиля. С учетом того, что очень скромная модель без какого-либо комфортного оснащения использовала старую технологию 850-го, это совсем неплохая цифра. Кроме того, во второй половине 70-х Seat смог набрать очки и на американском континенте.
Завод Fiat Sevel в Аргентине (с 1977 по 1982 годы) выпустил еще около 16 000 единиц для местного рынка. Хотя южноамериканская версия имела несколько отличий. Под задним капотом у рестайлингового авто установлен чуть более крупный 900-кубовый двигатель от Fiat 127, мощностью 41 л. с.

Но и на этом история простого испанского авто не закончилась. В 1977 году Seat подписала контракт с египетской автомобильной производственной компанией El Nasr, которая заинтересовалась лицензионной сборкой модели 133 для отечественных клиентов. С возможностью последующего экспорта части продукции в Ирак. Сколько таких автомобилей было создано неизвестно, но имеющиеся фото с Nasr 133 явно подтверждают факт их существования.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....