
Взлет и падение М-101Т «Гжель»: и чешский двигатель не помог
Малая авиация в России – отдельная тема. Кажется, что у нас есть все необходимые составляющие для развития этой отрасли. Пространственный фактор здесь главный. Большие расстояния проще и быстрее преодолевать на самолетах. В большинстве регионов развита и аэродромная сеть, которая способна принимать небольшие самолеты. Кажется, что при всех вводных, малая авиация должна быть чем-то привычным и обыденным. Но бурного развития отрасли нет и не предвидится.
В Советском Союзе и уже в России разрабатывались и вводились в серию ряд моделей легкомоторных самолетов. Некоторые производятся и сегодня. Например, одним из таких удачных вариантов стал Як-18Т, который эксплуатируется с 1967 года. Но сегодня хотим поговорить о самолете М-101Т «Гжель». Он подавал большие надежды, и даже пошел в ограниченную серию, но производство быстро свернули.
Разработкой нового легкомоторного самолета занялись еще в 1989 году. Проект был поручен ОКБ им. В.М. Мясищева в подмосковном Жуковском. Но в начале 90-х проект был фактически заморожен. К нему вернулись несколько лет спустя. Прототип изготовили на авиастроительном заводе «Сокол» в Нижнем Новгороде. Первый полет М-101Т состоялся в 1995 году.
Тогда самолету пророчили большое будущее и активное использование. Изначально модель проектировалась под перевозку пассажиров на небольшие расстояния. Отдельно предполагалось создать серию бизнес-класса с повышенной комфортностью. М-101Т можно использовать в учебных целях для начинающих летчиков, в качестве санитарного борта, для учебно-тренировочного десантирования и как патрульный самолет.
Вид из салона М-101Т «Гжель». Фото: YouTube.com
Но в начале 2000-х перспективы модели, да и малой авиации России, оставались неопределенными. Бизнес закупал иностранные самолеты, а услуги аэротакси большинству россиян были не по карману. В итоге, в 2002 году производство «Гжели» прекратили. Всего было выпущено 26 самолетов, включая 4 прототипа. Но, несмотря на это, до сих пор в эксплуатации находится несколько моделей.
Изначально конструкторы из ОКБ Мясищева разрабатывали самолет с румынской силовой установкой М-14П, которая давала 360 л. с. Но в ходе испытаний было принято решение внедрить импортный агрегат с большей мощностью. Еще одним претендентом был американский двигатель от компании «Lycoming Engines» – Т-10-540-W2A. Стоит отметить, что схожие установки используются в знаменитых «Cessna». Но стороны не нашли общий язык. Разработчиков не устроила цена, а американцев объемы продаж.
В 1991 году была представлена компоновка «Гжели» с чешским двигателем Walter М-601F, предназначенным для самолетов таких габаритов. Это было экономически целесообразно, учитывая непростую экономическую ситуацию в середине 90-х. ОКБ и завод в Нижнем Новгороде остро нуждались в заказах, чтобы хоть как-то сводить концы с концами.
Самолет с чешским двигателем имеет следующие показатели:
✅ Мощность двигателя – 760 л. с.
✅ Максимальная скорость – 540 км/ч
✅ Крейсерская скорость – 420 км/ч
✅ Дальность полета – 1100-1300 км
✅ Максимальная высота полета – 7600 м.
Экипаж самолета предполагает наличие 2 летчиков – командира и помощника. Но при этом машина может управляться силами одного пилота. Максимальная вместимость – 7 пассажиров или 540 кг груза. Бизнес-версия предполагала 4 посадочных места и отделение для багажа в хвостовой части самолета.
Конструкция легкомоторника представляет собой цельнометаллический моноплан с трапециевидными крыльями. Самолет оборудован системой противообледенения. Шасси – трехопорное, складываемое. Кабина и салон полностью герметичны. Самолет М-101 «Гжель» имеет небольшие габариты и отличную управляемость, что делает его идеальным выбором для полетов на короткие и средние дистанции.
Часть выпущенных самолетов были направлены в Бугурусланское летное училище. Известно, что сегодня эти самолеты уже не используются для обучения и просто стоят на летном поле. 6 легкомоторников выкупила компания, практикующая перевозки на небольшие дистанции по России.
Но после нескольких лет эксплуатации их заменили на «Pilatus PC-12» швейцарского производства. Часть нереализованных самолетов находится на хранении у производителя. Несколько моделей эксплуатируются частными лицами.
Самолет имеет хорошие показатели по управляемости, он достаточно надежен. Но этот легкомоторник не пошел в большую серию из-за отсутствия спроса. Также летчиков не устраивал запас хода, он был ниже заявленного. Похожая судьба постигла десятки других российских разработок. Проще и удобнее импортировать готовую продукцию и запчасти, чем выстраивать собственные производственные цепочки.
Самолет ЛМС-901 «Байкал». Фото: YouTube.com
Только недавно в России взяли курс на импортозамещение и создание своего продукта во многих отраслях машиностроения. Есть и перспективные проекты в малой авиации. Сегодня в разработке находится самолет ЛМС-901 «Байкал». Запуск его серийного производства планируется в этом году. «Байкалом» хотят заменить значительно «уставший» парк самолетов серии АН, которые активно используются по всей стране.
Учитывая государственную поддержку, у ЛМС-901 есть все шансы занять свое место на отечественном рынке легкомоторных самолетов. Можно предположить и экспорт в страны ближнего зарубежья, где нет собственных производств малых летательных средств.
Нет сомнений в том, что в России могут выпускать самолеты под самые разные задачи. Есть мощная научно-техническая база, ресурсы, производства. Возможно, что со временем воскресят и «старые проекты» по типу М-101Т «Гжель». Чертежи-то остались. Был бы спрос, а предложение не заставит себя ждать.
В России традиционно рассматривают малую авиацию как «игрушку для богатых» или как инструмент для больших компаний – почты, агрохолдингов, региональных перевозчиков. Никто всерьез не рассматривает массовое владение легкомоторными самолетами в частном порядке, как это, например, происходит в США или Канаде. Только на Аляске на каждые 70 человек есть самолет. В России же этот показатель в 285 раз ниже. Одно воздушное судно на 20 тыс. жителей.
Частный легкомоторный самолет на Аляске. Фото: YouTube.com
И дело даже не в среднем достатке. В США создана специальная система, которая способствует развитию малой авиации. На Аляске даже самый маленький населенный пункт имеет взлетную полосу. Разработана гибкая структура кредитования отрасли. Летные права иногда получить проще, чем обычное водительское удостоверение.
Убежден в том, что Россия должна пойти по этому же пути. Ставку нужно делать не на бизнес и государственные задачи, а на частных лиц. Насыщение отдаленных регионов малой авиацией с необходимой инфраструктурой решит ряд проблем экономического и социального характера. И у производителей будет четкое понимание рынка и будущих покупателей новых легкомоторников.
Испытания самолета ЛМС-901 «Байкал». Фото: YouTube.com
М-101Т «Гжель» стал жертвой неразвитой отрасли и экономической нецелесообразности, но современная ситуация складывается таким образом, что отечественная малая авиация еще может заявить о себе.
Остается только пожелать удачи конструкторам и производителям, а мы будем следить за новостями отрасли и надеяться, что в России появится своя «Cessna».
В Советском Союзе и уже в России разрабатывались и вводились в серию ряд моделей легкомоторных самолетов. Некоторые производятся и сегодня. Например, одним из таких удачных вариантов стал Як-18Т, который эксплуатируется с 1967 года. Но сегодня хотим поговорить о самолете М-101Т «Гжель». Он подавал большие надежды, и даже пошел в ограниченную серию, но производство быстро свернули.
Нелегкий путь «Гжели»
Разработкой нового легкомоторного самолета занялись еще в 1989 году. Проект был поручен ОКБ им. В.М. Мясищева в подмосковном Жуковском. Но в начале 90-х проект был фактически заморожен. К нему вернулись несколько лет спустя. Прототип изготовили на авиастроительном заводе «Сокол» в Нижнем Новгороде. Первый полет М-101Т состоялся в 1995 году.
Тогда самолету пророчили большое будущее и активное использование. Изначально модель проектировалась под перевозку пассажиров на небольшие расстояния. Отдельно предполагалось создать серию бизнес-класса с повышенной комфортностью. М-101Т можно использовать в учебных целях для начинающих летчиков, в качестве санитарного борта, для учебно-тренировочного десантирования и как патрульный самолет.

Но в начале 2000-х перспективы модели, да и малой авиации России, оставались неопределенными. Бизнес закупал иностранные самолеты, а услуги аэротакси большинству россиян были не по карману. В итоге, в 2002 году производство «Гжели» прекратили. Всего было выпущено 26 самолетов, включая 4 прототипа. Но, несмотря на это, до сих пор в эксплуатации находится несколько моделей.
Технические характеристики «Гжели»
Изначально конструкторы из ОКБ Мясищева разрабатывали самолет с румынской силовой установкой М-14П, которая давала 360 л. с. Но в ходе испытаний было принято решение внедрить импортный агрегат с большей мощностью. Еще одним претендентом был американский двигатель от компании «Lycoming Engines» – Т-10-540-W2A. Стоит отметить, что схожие установки используются в знаменитых «Cessna». Но стороны не нашли общий язык. Разработчиков не устроила цена, а американцев объемы продаж.
В 1991 году была представлена компоновка «Гжели» с чешским двигателем Walter М-601F, предназначенным для самолетов таких габаритов. Это было экономически целесообразно, учитывая непростую экономическую ситуацию в середине 90-х. ОКБ и завод в Нижнем Новгороде остро нуждались в заказах, чтобы хоть как-то сводить концы с концами.
Самолет с чешским двигателем имеет следующие показатели:
✅ Мощность двигателя – 760 л. с.
✅ Максимальная скорость – 540 км/ч
✅ Крейсерская скорость – 420 км/ч
✅ Дальность полета – 1100-1300 км
✅ Максимальная высота полета – 7600 м.
Экипаж самолета предполагает наличие 2 летчиков – командира и помощника. Но при этом машина может управляться силами одного пилота. Максимальная вместимость – 7 пассажиров или 540 кг груза. Бизнес-версия предполагала 4 посадочных места и отделение для багажа в хвостовой части самолета.
Конструкция легкомоторника представляет собой цельнометаллический моноплан с трапециевидными крыльями. Самолет оборудован системой противообледенения. Шасси – трехопорное, складываемое. Кабина и салон полностью герметичны. Самолет М-101 «Гжель» имеет небольшие габариты и отличную управляемость, что делает его идеальным выбором для полетов на короткие и средние дистанции.
Использование «Гжели»
Часть выпущенных самолетов были направлены в Бугурусланское летное училище. Известно, что сегодня эти самолеты уже не используются для обучения и просто стоят на летном поле. 6 легкомоторников выкупила компания, практикующая перевозки на небольшие дистанции по России.
Но после нескольких лет эксплуатации их заменили на «Pilatus PC-12» швейцарского производства. Часть нереализованных самолетов находится на хранении у производителя. Несколько моделей эксплуатируются частными лицами.
Проблема М-101Т «Гжель»
Самолет имеет хорошие показатели по управляемости, он достаточно надежен. Но этот легкомоторник не пошел в большую серию из-за отсутствия спроса. Также летчиков не устраивал запас хода, он был ниже заявленного. Похожая судьба постигла десятки других российских разработок. Проще и удобнее импортировать готовую продукцию и запчасти, чем выстраивать собственные производственные цепочки.

Только недавно в России взяли курс на импортозамещение и создание своего продукта во многих отраслях машиностроения. Есть и перспективные проекты в малой авиации. Сегодня в разработке находится самолет ЛМС-901 «Байкал». Запуск его серийного производства планируется в этом году. «Байкалом» хотят заменить значительно «уставший» парк самолетов серии АН, которые активно используются по всей стране.
Учитывая государственную поддержку, у ЛМС-901 есть все шансы занять свое место на отечественном рынке легкомоторных самолетов. Можно предположить и экспорт в страны ближнего зарубежья, где нет собственных производств малых летательных средств.
Проблема развития малой авиации в России
Нет сомнений в том, что в России могут выпускать самолеты под самые разные задачи. Есть мощная научно-техническая база, ресурсы, производства. Возможно, что со временем воскресят и «старые проекты» по типу М-101Т «Гжель». Чертежи-то остались. Был бы спрос, а предложение не заставит себя ждать.
В России традиционно рассматривают малую авиацию как «игрушку для богатых» или как инструмент для больших компаний – почты, агрохолдингов, региональных перевозчиков. Никто всерьез не рассматривает массовое владение легкомоторными самолетами в частном порядке, как это, например, происходит в США или Канаде. Только на Аляске на каждые 70 человек есть самолет. В России же этот показатель в 285 раз ниже. Одно воздушное судно на 20 тыс. жителей.

И дело даже не в среднем достатке. В США создана специальная система, которая способствует развитию малой авиации. На Аляске даже самый маленький населенный пункт имеет взлетную полосу. Разработана гибкая структура кредитования отрасли. Летные права иногда получить проще, чем обычное водительское удостоверение.
Убежден в том, что Россия должна пойти по этому же пути. Ставку нужно делать не на бизнес и государственные задачи, а на частных лиц. Насыщение отдаленных регионов малой авиацией с необходимой инфраструктурой решит ряд проблем экономического и социального характера. И у производителей будет четкое понимание рынка и будущих покупателей новых легкомоторников.

М-101Т «Гжель» стал жертвой неразвитой отрасли и экономической нецелесообразности, но современная ситуация складывается таким образом, что отечественная малая авиация еще может заявить о себе.
Остается только пожелать удачи конструкторам и производителям, а мы будем следить за новостями отрасли и надеяться, что в России появится своя «Cessna».
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....