Экспериментальный ЧТЗ Т-130 – стиляга эпохи оттепели, или тракторный рык из 60-х
Так бывает: тишина… Потом как будто кто-то всколыхнул давние, застоявшиеся пласты истории. Вдруг все оживают и вспоминают о прошлых автомобилях, производителях, механизмах. В этот раз волна поднялась вокруг советского промышленного гусеничного трактора ЧТЗ Т-130. Может, юбилей? Ну конечно: машину начали производить 55 лет назад.
Момент как раз совпал с интересным периодом в развитии СССР, метко названным оттепелью. Страна переживала небывалый подъем. Не столько в экономике, сколько в настроениях граждан. Благосостояние населения росло, стало меньше цензуры, больше свободы слова, самостоятельности решений. Одним словом – оттепель. Челябинский тракторный завод обновлялся вместе с отечеством. Тогда-то в ассортименте появился Т-130. Пусть не революционный, но хорошо доработанный аппарат.
В чем, как не во внешности должно проявиться воодушевление заводчан? Модель создавали не на пустом месте. Сначала (1946-1961) был «Сталинец» – С-80, который в результате модернизации превратился в С-100 (1956). Впрочем, в связи с искоренением культа личности «отца народов» индекс «С» заменили на «Т».
Далее, уже в начале 60-х, «сотку» основательно переработали. Дизайнеры наконец-то свободно воплощали свои идеи. Угловатые, коробчатые формы – наследие 30-х – отринули. Создали непривычный дизайн. Машину с классификацией «промышленный и сельскохозяйственный трактор» сделали обтекаемой (по возможности). Скруглили контуры цельнометаллической кабины и массивного капота.
Габаритные размеры «сто тридцатого» в базовом варианте без навесного оборудования:
✅ длина – 5193 мм
✅ ширина – 2475 мм
✅ высота – 3085 мм
✅ клиренс – 415 мм
✅ база – 2478 мм
✅ вес – 12700 кг
Башмаки гусениц – 500 мм. Окрашенный в фирменный желтый цвет агрегат тягового класса 10 смотрелся просто стилягой. Этакий молодчик, красавчик. Действительно, новое слово в тяжелой технике. Доселе забота о красоте машин и комфорте механизаторов стояла в списке требований на последнем месте.
В сдержанной советской прессе даже мелькало «шикарный экстерьер». Модель называли экспериментальной, но она такой и пошла в серию. Поэтому продолжим говорить о том Т-130, который неспешным ходом, уверенно и неумолимо дополз до наших дней. Мы еще видим его на стройках и в деревнях, лесозаготовках, нефтегазовых объектах. Неудивительно, ведь тираж составил колоссальное количество – 242 051 единиц.
Сведения по объемам технических жидкостей: в гидравлические системы и приводы требуется 100 л масла, емкость для охлаждения вмещает 60 л. Топливного бак берет 290 л.
Этому «товарищу» доставалось по полной. Технические параметры позволяли эксплуатировать высокопроизводительную машину в суровых условиях и местностях: от знойных пустынь до районов с вечной мерзлотой на Крайнем Севере. В последнем случае приходилось туговато: завести непросто, прогрев занимал длительное время. Однако делу здорово помогает предпусковой обогреватель силовой установки и технических жидкостей.
Круг задач ЧТЗ Т-130 охватить трудно:
✅ мелиоративные работы
✅ перевозка груза (в основном, сельхозпродукции), другой техники, стройматериалов
✅ вспашка земель (с большей эффективностью целинных и закустаренных), боронование
✅ сооружение насыпей
Функции трактора зависят от дополнительного навесного оборудования. Чаще всего его видят с лопатами-отвалами на уборке снега, строительстве плотин. Но цепляют и корчеватели, разного вида рыхлители. Техника удобна для укладки труб, кабелей и как свайный копер, погрузчик.
Выходит, один трактор может заменить сразу несколько машин. Выгодно для хозяйств и предприятий: экономят финансы на покупку, обслуживание и ремонт спецтехники. Разве он не универсал, этот стиляга середины прошлого века?
Тут все просто: основой служит рама, выполненная из труб прямоугольного сечения. Материал – высокопрочная низколегированная сталь. К раме приварена кабина и смонтирована ходовая часть. Крепкая конструкция позволяет выдерживать интенсивные длительные нагрузки.
В ходовой две гусеничные тележки с пятью опорными и двумя поддерживающими катками, гусеничными цепям и направляющим колесом с механизмом натяжения. Гусеницы – замкнутая шарнирная цепь, включающая 38 пар звеньев. Натяжной механизм – огромная пружина с гайкой сзади, которая выталкивает вилку, и гусеница натягивается. Процесс, по правде, не самый приятный, особенно на морозе. Но до автоматики тогда было далеко.
В конструкции ходовой использован опыт предыдущих моделей «Сталинцев». А это означает следующее: да, просто и ремонтопригодно, но морально давно устарело. Тот факт, что машины 1969-1988 годов выпуска служат до сих пор, говорит о долговечности и надежности техники. Вроде бы. На самом деле, кто работал, подтвердит: поломки – не редкость, особенно фрикционов.
Но, благо, под капотом все просто, как три копейки, а запчастей полно. Детали, узлы и расходники подходят как от предыдущих, так и последующих поколений. Поэтому, в целом, трактористы видят в бульдозере надежного и сильного друга. Не прихотливого, во всяком случае: ухаживай, смазывай, вовремя делай капиталку.
Она расположена сзади двигателя. Кабина каркасного типа с двумя дверями. Внутри разместились кресла с регулируемыми спинками для двух механизаторов. По сегодняшним меркам, комфорта маловато, спартанские условия. Но для 60-х отопитель в виде калорифера, подсоединенного к системе охлаждения двигателя, был чуть ли не роскошью. Добавьте сюда вентилятор, спасающий от летней жары, термо- и шумоизоляцию, усиленный каркас безопасности и сможете представить благодарность трактористов.
Все, правда, трясется и дребезжит. Это «заслуга» полужесткой подвески, которая не спасает от ударных нагрузок элементы конструкции. Соединение трансмиссии и рычагов управления прямое, отсюда и вибрация.
Слева от тракториста установлена ручка переключения передач, справа – для реверса. Раз уж коснулись трансмиссии: здесь механическая или гидромеханическая 8-диапазонная четырехвальная коробка передач с постоянно замкнутой муфтой сцепления. Для движения вперед со скоростью 3,2-10,6 км/ч предусмотрено 8 скоростей, назад (3,1-8,6 км/ч) – 4 скорости. Не очень быстро, но такие монстры обычно тихоходны.
Кабина выглядит архаично. Однако, с учетом возраста, еще и неплохо. Под приборной панелью есть «секретная» дверца. Открываешь, видишь рычаги: для включения редуктора пускового двигателя, бендикса стартера, включения сцепления пускача. И один рычажок служит, чтобы все это выключить.
Теперь самое время пояснить, как заводится дизельный мотор Т-130. Запуск производится 2-цилиндровым 4-тактным бензиновым двигателем мощностью 18 л. с. Сам же движок запускается электростартером или рукояткой, установленной наверху капота.
До 1981 года ставили дизельный 140-сильный мотор Д-130. Теперь чаще встретишь Д-160 с характеристиками:
✅ объем – 13,5 л
✅ мощность – 165 л. с. при частоте вращения коленвала 1250 об/мин
✅ крутящий момент – 1098 Н*м
✅ тяговое усилие – 35,4 кН
Двигатели тягача, бульдозера, сельского пахаря для слесарей – открытая, прочитанная и выученная наизусть книга. Поломками агрегаты не сильно грешат. А если что, починить несложно.
ЧТЗ Т-130, овеянный мифами, легендами и славой, был стилягой 60-х. Мы же видим его красоту в силе, монументальности. Бульдозер – он и есть бульдозер: прет и прет через десятилетия…
Момент как раз совпал с интересным периодом в развитии СССР, метко названным оттепелью. Страна переживала небывалый подъем. Не столько в экономике, сколько в настроениях граждан. Благосостояние населения росло, стало меньше цензуры, больше свободы слова, самостоятельности решений. Одним словом – оттепель. Челябинский тракторный завод обновлялся вместе с отечеством. Тогда-то в ассортименте появился Т-130. Пусть не революционный, но хорошо доработанный аппарат.
Обзор «стиляги»
В чем, как не во внешности должно проявиться воодушевление заводчан? Модель создавали не на пустом месте. Сначала (1946-1961) был «Сталинец» – С-80, который в результате модернизации превратился в С-100 (1956). Впрочем, в связи с искоренением культа личности «отца народов» индекс «С» заменили на «Т».
В 60-х стиль трактора Т-130 был в новинку. Фото: YouTube.com
Далее, уже в начале 60-х, «сотку» основательно переработали. Дизайнеры наконец-то свободно воплощали свои идеи. Угловатые, коробчатые формы – наследие 30-х – отринули. Создали непривычный дизайн. Машину с классификацией «промышленный и сельскохозяйственный трактор» сделали обтекаемой (по возможности). Скруглили контуры цельнометаллической кабины и массивного капота.
Габаритные размеры «сто тридцатого» в базовом варианте без навесного оборудования:
✅ длина – 5193 мм
✅ ширина – 2475 мм
✅ высота – 3085 мм
✅ клиренс – 415 мм
✅ база – 2478 мм
✅ вес – 12700 кг
Башмаки гусениц – 500 мм. Окрашенный в фирменный желтый цвет агрегат тягового класса 10 смотрелся просто стилягой. Этакий молодчик, красавчик. Действительно, новое слово в тяжелой технике. Доселе забота о красоте машин и комфорте механизаторов стояла в списке требований на последнем месте.
Чаще всего универсальный Т-130 ходит с лопатой-отвалом. Фото: YouTube.com
В сдержанной советской прессе даже мелькало «шикарный экстерьер». Модель называли экспериментальной, но она такой и пошла в серию. Поэтому продолжим говорить о том Т-130, который неспешным ходом, уверенно и неумолимо дополз до наших дней. Мы еще видим его на стройках и в деревнях, лесозаготовках, нефтегазовых объектах. Неудивительно, ведь тираж составил колоссальное количество – 242 051 единиц.
Сведения по объемам технических жидкостей: в гидравлические системы и приводы требуется 100 л масла, емкость для охлаждения вмещает 60 л. Топливного бак берет 290 л.
Назначение
Этому «товарищу» доставалось по полной. Технические параметры позволяли эксплуатировать высокопроизводительную машину в суровых условиях и местностях: от знойных пустынь до районов с вечной мерзлотой на Крайнем Севере. В последнем случае приходилось туговато: завести непросто, прогрев занимал длительное время. Однако делу здорово помогает предпусковой обогреватель силовой установки и технических жидкостей.
ЧТЗ Т-130: когда море по колено. Фото: YouTube.com
Круг задач ЧТЗ Т-130 охватить трудно:
✅ мелиоративные работы
✅ перевозка груза (в основном, сельхозпродукции), другой техники, стройматериалов
✅ вспашка земель (с большей эффективностью целинных и закустаренных), боронование
✅ сооружение насыпей
Функции трактора зависят от дополнительного навесного оборудования. Чаще всего его видят с лопатами-отвалами на уборке снега, строительстве плотин. Но цепляют и корчеватели, разного вида рыхлители. Техника удобна для укладки труб, кабелей и как свайный копер, погрузчик.
Выходит, один трактор может заменить сразу несколько машин. Выгодно для хозяйств и предприятий: экономят финансы на покупку, обслуживание и ремонт спецтехники. Разве он не универсал, этот стиляга середины прошлого века?
Конструкция
Тут все просто: основой служит рама, выполненная из труб прямоугольного сечения. Материал – высокопрочная низколегированная сталь. К раме приварена кабина и смонтирована ходовая часть. Крепкая конструкция позволяет выдерживать интенсивные длительные нагрузки.
На этих мощных гусеницах Т-130 уверенно идет через десятилетия. Фото: YouTube.com
В ходовой две гусеничные тележки с пятью опорными и двумя поддерживающими катками, гусеничными цепям и направляющим колесом с механизмом натяжения. Гусеницы – замкнутая шарнирная цепь, включающая 38 пар звеньев. Натяжной механизм – огромная пружина с гайкой сзади, которая выталкивает вилку, и гусеница натягивается. Процесс, по правде, не самый приятный, особенно на морозе. Но до автоматики тогда было далеко.
В конструкции ходовой использован опыт предыдущих моделей «Сталинцев». А это означает следующее: да, просто и ремонтопригодно, но морально давно устарело. Тот факт, что машины 1969-1988 годов выпуска служат до сих пор, говорит о долговечности и надежности техники. Вроде бы. На самом деле, кто работал, подтвердит: поломки – не редкость, особенно фрикционов.
Но, благо, под капотом все просто, как три копейки, а запчастей полно. Детали, узлы и расходники подходят как от предыдущих, так и последующих поколений. Поэтому, в целом, трактористы видят в бульдозере надежного и сильного друга. Не прихотливого, во всяком случае: ухаживай, смазывай, вовремя делай капиталку.
В кабине
Она расположена сзади двигателя. Кабина каркасного типа с двумя дверями. Внутри разместились кресла с регулируемыми спинками для двух механизаторов. По сегодняшним меркам, комфорта маловато, спартанские условия. Но для 60-х отопитель в виде калорифера, подсоединенного к системе охлаждения двигателя, был чуть ли не роскошью. Добавьте сюда вентилятор, спасающий от летней жары, термо- и шумоизоляцию, усиленный каркас безопасности и сможете представить благодарность трактористов.
В кабине Т-130: условия спартанские, но эргономика на высоте. Фото: YouTube.com
Все, правда, трясется и дребезжит. Это «заслуга» полужесткой подвески, которая не спасает от ударных нагрузок элементы конструкции. Соединение трансмиссии и рычагов управления прямое, отсюда и вибрация.
Слева от тракториста установлена ручка переключения передач, справа – для реверса. Раз уж коснулись трансмиссии: здесь механическая или гидромеханическая 8-диапазонная четырехвальная коробка передач с постоянно замкнутой муфтой сцепления. Для движения вперед со скоростью 3,2-10,6 км/ч предусмотрено 8 скоростей, назад (3,1-8,6 км/ч) – 4 скорости. Не очень быстро, но такие монстры обычно тихоходны.
Кабина выглядит архаично. Однако, с учетом возраста, еще и неплохо. Под приборной панелью есть «секретная» дверца. Открываешь, видишь рычаги: для включения редуктора пускового двигателя, бендикса стартера, включения сцепления пускача. И один рычажок служит, чтобы все это выключить.
Рычаги управления за «секретной» дверкой. Фото: YouTube.com
Теперь самое время пояснить, как заводится дизельный мотор Т-130. Запуск производится 2-цилиндровым 4-тактным бензиновым двигателем мощностью 18 л. с. Сам же движок запускается электростартером или рукояткой, установленной наверху капота.
Моторы
До 1981 года ставили дизельный 140-сильный мотор Д-130. Теперь чаще встретишь Д-160 с характеристиками:
✅ объем – 13,5 л
✅ мощность – 165 л. с. при частоте вращения коленвала 1250 об/мин
✅ крутящий момент – 1098 Н*м
✅ тяговое усилие – 35,4 кН
Двигатели тягача, бульдозера, сельского пахаря для слесарей – открытая, прочитанная и выученная наизусть книга. Поломками агрегаты не сильно грешат. А если что, починить несложно.
Мотор Д-160. Фото: YouTube.com
ЧТЗ Т-130, овеянный мифами, легендами и славой, был стилягой 60-х. Мы же видим его красоту в силе, монументальности. Бульдозер – он и есть бульдозер: прет и прет через десятилетия…
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
В три раза быстрее «Конкорда» – представлен революционный двигатель для гиперзвукового самолета
Он позволит перелететь Атлантический океан всего за час на скорости 6 Мах. Самолет будет не только быстрее, но сможет летать выше Concorde в 2,5 раза....
Если у вас почти нет комплексов и денег, это ваш автомобиль
Это крохотный автомобиль длиной менее 3 метров, который удивляет своей вместимостью: в нем можно ездить вчетвером, хотя в это и сложно поверить, пока не...
Rolls-Royce и будущее авиации: как инновации UltraFan меняют игру в строении авиадвигателей
Бренд Rolls-Royce всегда был синонимом роскоши, инноваций и высоких технологий, но их достижения простираются далеко за пределы автомобилей. Мало кто знает,...
«Такого мотора никогда не было» – первый взгляд на «Ниву Спорт»
«Нива Спорт» вернулась с тестирований в условиях горной местности. Внедорожник сразу попал в руки к автомобильным обозревателям. Чем отличается эта «Нива» от...
В России появился флагманский вертолет «Аурус»
Все комплектующие произведены в России. Воздушное судно можно эксплуатировать в любых климатических и географических зонах....
В России представлен уникальный бульдозер
Новинка относится к десятому тяговому классу и работает на природном газе. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Самолет SSJ-100 становится еще более российским
Проект локализации лайнера продолжается. Теперь еще один элемент фюзеляжа производится в России....
При «вскрытии» Гранта удивила автомеханика
Чем может похвастаться «Гранта», которую в столице продают за 1,6 млн рублей? Конечно же, кондиционером, шестнадцатиклапанным двигателем времен «Приоры»,...
Внедорожники УАЗ оперативно доработали на заводе – критика подействовала
Забеспокоившись из-за критики на правительственном уровне, руководство Sollers поспешило доработать автомобили. И это первый случай массовых переделок из-за...
«В условиях вечной мерзлоты» – на самой сложный трассе России сдали новые участки
Федеральная трасса считалась одной из самых сложных из-за климата, низкого качества покрытия, а также несоответствия стандартам на многих участках. Теперь...
«Ил» - ВАСО представил свой, полностью композитный воздухозаборник авиационного двигателя
С ним, как ожидается, эффективность сохранения тяги самолета улучшится до оптимальных показателей. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
ВАЗ-2151 – неизвестный российский универсал
Заднеприводные автомобили марки ВАЗ до сих пор пользуются высокой популярностью в России. Более того, ВАЗ-2107 недавно стал самой распространенной моделью в...
УАЗ анонсировал скорое обновление «Хантера»
И не только. Сразу несколько модернизированных моделей выйдут на рынок с небольшим интервалом. Более подробно об этом читайте в нашем материале....
Jawa против Иж Юпитера – какой из мотоциклов советских времен окажется быстрее?
Споры о том, какой мотоцикл лучше, в советское время возникали периодически. Как правило, велись они в легком и среднем классах. Например, считалось, что...
В Нижнем Новгороде наладят выпуск отсеков для отечественного лайнера
А именно для пассажирского МС-21. Для этого на авиастроительном предприятии «Сокол» откроют новый производственный участок. Подробнее об этом читайте в нашем...
Как поступают владельцы электромобилей, подтопленных во время урагана Милтон
После затопления такие машины пожароопасны. А еще эти авто потом продают.... Риски значительно возросли из-за последствий урагана Милтон....