Экспериментальный ЧТЗ Т-130 – стиляга эпохи оттепели, или тракторный рык из 60-х
Так бывает: тишина… Потом как будто кто-то всколыхнул давние, застоявшиеся пласты истории. Вдруг все оживают и вспоминают о прошлых автомобилях, производителях, механизмах. В этот раз волна поднялась вокруг советского промышленного гусеничного трактора ЧТЗ Т-130. Может, юбилей? Ну конечно: машину начали производить 55 лет назад.
Момент как раз совпал с интересным периодом в развитии СССР, метко названным оттепелью. Страна переживала небывалый подъем. Не столько в экономике, сколько в настроениях граждан. Благосостояние населения росло, стало меньше цензуры, больше свободы слова, самостоятельности решений. Одним словом – оттепель. Челябинский тракторный завод обновлялся вместе с отечеством. Тогда-то в ассортименте появился Т-130. Пусть не революционный, но хорошо доработанный аппарат.
В чем, как не во внешности должно проявиться воодушевление заводчан? Модель создавали не на пустом месте. Сначала (1946-1961) был «Сталинец» – С-80, который в результате модернизации превратился в С-100 (1956). Впрочем, в связи с искоренением культа личности «отца народов» индекс «С» заменили на «Т».
Далее, уже в начале 60-х, «сотку» основательно переработали. Дизайнеры наконец-то свободно воплощали свои идеи. Угловатые, коробчатые формы – наследие 30-х – отринули. Создали непривычный дизайн. Машину с классификацией «промышленный и сельскохозяйственный трактор» сделали обтекаемой (по возможности). Скруглили контуры цельнометаллической кабины и массивного капота.
Габаритные размеры «сто тридцатого» в базовом варианте без навесного оборудования:
✅ длина – 5193 мм
✅ ширина – 2475 мм
✅ высота – 3085 мм
✅ клиренс – 415 мм
✅ база – 2478 мм
✅ вес – 12700 кг
Башмаки гусениц – 500 мм. Окрашенный в фирменный желтый цвет агрегат тягового класса 10 смотрелся просто стилягой. Этакий молодчик, красавчик. Действительно, новое слово в тяжелой технике. Доселе забота о красоте машин и комфорте механизаторов стояла в списке требований на последнем месте.
В сдержанной советской прессе даже мелькало «шикарный экстерьер». Модель называли экспериментальной, но она такой и пошла в серию. Поэтому продолжим говорить о том Т-130, который неспешным ходом, уверенно и неумолимо дополз до наших дней. Мы еще видим его на стройках и в деревнях, лесозаготовках, нефтегазовых объектах. Неудивительно, ведь тираж составил колоссальное количество – 242 051 единиц.
Сведения по объемам технических жидкостей: в гидравлические системы и приводы требуется 100 л масла, емкость для охлаждения вмещает 60 л. Топливного бак берет 290 л.
Этому «товарищу» доставалось по полной. Технические параметры позволяли эксплуатировать высокопроизводительную машину в суровых условиях и местностях: от знойных пустынь до районов с вечной мерзлотой на Крайнем Севере. В последнем случае приходилось туговато: завести непросто, прогрев занимал длительное время. Однако делу здорово помогает предпусковой обогреватель силовой установки и технических жидкостей.
Круг задач ЧТЗ Т-130 охватить трудно:
✅ мелиоративные работы
✅ перевозка груза (в основном, сельхозпродукции), другой техники, стройматериалов
✅ вспашка земель (с большей эффективностью целинных и закустаренных), боронование
✅ сооружение насыпей
Функции трактора зависят от дополнительного навесного оборудования. Чаще всего его видят с лопатами-отвалами на уборке снега, строительстве плотин. Но цепляют и корчеватели, разного вида рыхлители. Техника удобна для укладки труб, кабелей и как свайный копер, погрузчик.
Выходит, один трактор может заменить сразу несколько машин. Выгодно для хозяйств и предприятий: экономят финансы на покупку, обслуживание и ремонт спецтехники. Разве он не универсал, этот стиляга середины прошлого века?
Тут все просто: основой служит рама, выполненная из труб прямоугольного сечения. Материал – высокопрочная низколегированная сталь. К раме приварена кабина и смонтирована ходовая часть. Крепкая конструкция позволяет выдерживать интенсивные длительные нагрузки.
В ходовой две гусеничные тележки с пятью опорными и двумя поддерживающими катками, гусеничными цепям и направляющим колесом с механизмом натяжения. Гусеницы – замкнутая шарнирная цепь, включающая 38 пар звеньев. Натяжной механизм – огромная пружина с гайкой сзади, которая выталкивает вилку, и гусеница натягивается. Процесс, по правде, не самый приятный, особенно на морозе. Но до автоматики тогда было далеко.
В конструкции ходовой использован опыт предыдущих моделей «Сталинцев». А это означает следующее: да, просто и ремонтопригодно, но морально давно устарело. Тот факт, что машины 1969-1988 годов выпуска служат до сих пор, говорит о долговечности и надежности техники. Вроде бы. На самом деле, кто работал, подтвердит: поломки – не редкость, особенно фрикционов.
Но, благо, под капотом все просто, как три копейки, а запчастей полно. Детали, узлы и расходники подходят как от предыдущих, так и последующих поколений. Поэтому, в целом, трактористы видят в бульдозере надежного и сильного друга. Не прихотливого, во всяком случае: ухаживай, смазывай, вовремя делай капиталку.
Она расположена сзади двигателя. Кабина каркасного типа с двумя дверями. Внутри разместились кресла с регулируемыми спинками для двух механизаторов. По сегодняшним меркам, комфорта маловато, спартанские условия. Но для 60-х отопитель в виде калорифера, подсоединенного к системе охлаждения двигателя, был чуть ли не роскошью. Добавьте сюда вентилятор, спасающий от летней жары, термо- и шумоизоляцию, усиленный каркас безопасности и сможете представить благодарность трактористов.
Все, правда, трясется и дребезжит. Это «заслуга» полужесткой подвески, которая не спасает от ударных нагрузок элементы конструкции. Соединение трансмиссии и рычагов управления прямое, отсюда и вибрация.
Слева от тракториста установлена ручка переключения передач, справа – для реверса. Раз уж коснулись трансмиссии: здесь механическая или гидромеханическая 8-диапазонная четырехвальная коробка передач с постоянно замкнутой муфтой сцепления. Для движения вперед со скоростью 3,2-10,6 км/ч предусмотрено 8 скоростей, назад (3,1-8,6 км/ч) – 4 скорости. Не очень быстро, но такие монстры обычно тихоходны.
Кабина выглядит архаично. Однако, с учетом возраста, еще и неплохо. Под приборной панелью есть «секретная» дверца. Открываешь, видишь рычаги: для включения редуктора пускового двигателя, бендикса стартера, включения сцепления пускача. И один рычажок служит, чтобы все это выключить.
Теперь самое время пояснить, как заводится дизельный мотор Т-130. Запуск производится 2-цилиндровым 4-тактным бензиновым двигателем мощностью 18 л. с. Сам же движок запускается электростартером или рукояткой, установленной наверху капота.
До 1981 года ставили дизельный 140-сильный мотор Д-130. Теперь чаще встретишь Д-160 с характеристиками:
✅ объем – 13,5 л
✅ мощность – 165 л. с. при частоте вращения коленвала 1250 об/мин
✅ крутящий момент – 1098 Н*м
✅ тяговое усилие – 35,4 кН
Двигатели тягача, бульдозера, сельского пахаря для слесарей – открытая, прочитанная и выученная наизусть книга. Поломками агрегаты не сильно грешат. А если что, починить несложно.
ЧТЗ Т-130, овеянный мифами, легендами и славой, был стилягой 60-х. Мы же видим его красоту в силе, монументальности. Бульдозер – он и есть бульдозер: прет и прет через десятилетия…
Момент как раз совпал с интересным периодом в развитии СССР, метко названным оттепелью. Страна переживала небывалый подъем. Не столько в экономике, сколько в настроениях граждан. Благосостояние населения росло, стало меньше цензуры, больше свободы слова, самостоятельности решений. Одним словом – оттепель. Челябинский тракторный завод обновлялся вместе с отечеством. Тогда-то в ассортименте появился Т-130. Пусть не революционный, но хорошо доработанный аппарат.
Обзор «стиляги»
В чем, как не во внешности должно проявиться воодушевление заводчан? Модель создавали не на пустом месте. Сначала (1946-1961) был «Сталинец» – С-80, который в результате модернизации превратился в С-100 (1956). Впрочем, в связи с искоренением культа личности «отца народов» индекс «С» заменили на «Т».
В 60-х стиль трактора Т-130 был в новинку. Фото: YouTube.com
Далее, уже в начале 60-х, «сотку» основательно переработали. Дизайнеры наконец-то свободно воплощали свои идеи. Угловатые, коробчатые формы – наследие 30-х – отринули. Создали непривычный дизайн. Машину с классификацией «промышленный и сельскохозяйственный трактор» сделали обтекаемой (по возможности). Скруглили контуры цельнометаллической кабины и массивного капота.
Габаритные размеры «сто тридцатого» в базовом варианте без навесного оборудования:
✅ длина – 5193 мм
✅ ширина – 2475 мм
✅ высота – 3085 мм
✅ клиренс – 415 мм
✅ база – 2478 мм
✅ вес – 12700 кг
Башмаки гусениц – 500 мм. Окрашенный в фирменный желтый цвет агрегат тягового класса 10 смотрелся просто стилягой. Этакий молодчик, красавчик. Действительно, новое слово в тяжелой технике. Доселе забота о красоте машин и комфорте механизаторов стояла в списке требований на последнем месте.
Чаще всего универсальный Т-130 ходит с лопатой-отвалом. Фото: YouTube.com
В сдержанной советской прессе даже мелькало «шикарный экстерьер». Модель называли экспериментальной, но она такой и пошла в серию. Поэтому продолжим говорить о том Т-130, который неспешным ходом, уверенно и неумолимо дополз до наших дней. Мы еще видим его на стройках и в деревнях, лесозаготовках, нефтегазовых объектах. Неудивительно, ведь тираж составил колоссальное количество – 242 051 единиц.
Сведения по объемам технических жидкостей: в гидравлические системы и приводы требуется 100 л масла, емкость для охлаждения вмещает 60 л. Топливного бак берет 290 л.
Назначение
Этому «товарищу» доставалось по полной. Технические параметры позволяли эксплуатировать высокопроизводительную машину в суровых условиях и местностях: от знойных пустынь до районов с вечной мерзлотой на Крайнем Севере. В последнем случае приходилось туговато: завести непросто, прогрев занимал длительное время. Однако делу здорово помогает предпусковой обогреватель силовой установки и технических жидкостей.
ЧТЗ Т-130: когда море по колено. Фото: YouTube.com
Круг задач ЧТЗ Т-130 охватить трудно:
✅ мелиоративные работы
✅ перевозка груза (в основном, сельхозпродукции), другой техники, стройматериалов
✅ вспашка земель (с большей эффективностью целинных и закустаренных), боронование
✅ сооружение насыпей
Функции трактора зависят от дополнительного навесного оборудования. Чаще всего его видят с лопатами-отвалами на уборке снега, строительстве плотин. Но цепляют и корчеватели, разного вида рыхлители. Техника удобна для укладки труб, кабелей и как свайный копер, погрузчик.
Выходит, один трактор может заменить сразу несколько машин. Выгодно для хозяйств и предприятий: экономят финансы на покупку, обслуживание и ремонт спецтехники. Разве он не универсал, этот стиляга середины прошлого века?
Конструкция
Тут все просто: основой служит рама, выполненная из труб прямоугольного сечения. Материал – высокопрочная низколегированная сталь. К раме приварена кабина и смонтирована ходовая часть. Крепкая конструкция позволяет выдерживать интенсивные длительные нагрузки.
На этих мощных гусеницах Т-130 уверенно идет через десятилетия. Фото: YouTube.com
В ходовой две гусеничные тележки с пятью опорными и двумя поддерживающими катками, гусеничными цепям и направляющим колесом с механизмом натяжения. Гусеницы – замкнутая шарнирная цепь, включающая 38 пар звеньев. Натяжной механизм – огромная пружина с гайкой сзади, которая выталкивает вилку, и гусеница натягивается. Процесс, по правде, не самый приятный, особенно на морозе. Но до автоматики тогда было далеко.
В конструкции ходовой использован опыт предыдущих моделей «Сталинцев». А это означает следующее: да, просто и ремонтопригодно, но морально давно устарело. Тот факт, что машины 1969-1988 годов выпуска служат до сих пор, говорит о долговечности и надежности техники. Вроде бы. На самом деле, кто работал, подтвердит: поломки – не редкость, особенно фрикционов.
Но, благо, под капотом все просто, как три копейки, а запчастей полно. Детали, узлы и расходники подходят как от предыдущих, так и последующих поколений. Поэтому, в целом, трактористы видят в бульдозере надежного и сильного друга. Не прихотливого, во всяком случае: ухаживай, смазывай, вовремя делай капиталку.
В кабине
Она расположена сзади двигателя. Кабина каркасного типа с двумя дверями. Внутри разместились кресла с регулируемыми спинками для двух механизаторов. По сегодняшним меркам, комфорта маловато, спартанские условия. Но для 60-х отопитель в виде калорифера, подсоединенного к системе охлаждения двигателя, был чуть ли не роскошью. Добавьте сюда вентилятор, спасающий от летней жары, термо- и шумоизоляцию, усиленный каркас безопасности и сможете представить благодарность трактористов.
В кабине Т-130: условия спартанские, но эргономика на высоте. Фото: YouTube.com
Все, правда, трясется и дребезжит. Это «заслуга» полужесткой подвески, которая не спасает от ударных нагрузок элементы конструкции. Соединение трансмиссии и рычагов управления прямое, отсюда и вибрация.
Слева от тракториста установлена ручка переключения передач, справа – для реверса. Раз уж коснулись трансмиссии: здесь механическая или гидромеханическая 8-диапазонная четырехвальная коробка передач с постоянно замкнутой муфтой сцепления. Для движения вперед со скоростью 3,2-10,6 км/ч предусмотрено 8 скоростей, назад (3,1-8,6 км/ч) – 4 скорости. Не очень быстро, но такие монстры обычно тихоходны.
Кабина выглядит архаично. Однако, с учетом возраста, еще и неплохо. Под приборной панелью есть «секретная» дверца. Открываешь, видишь рычаги: для включения редуктора пускового двигателя, бендикса стартера, включения сцепления пускача. И один рычажок служит, чтобы все это выключить.
Рычаги управления за «секретной» дверкой. Фото: YouTube.com
Теперь самое время пояснить, как заводится дизельный мотор Т-130. Запуск производится 2-цилиндровым 4-тактным бензиновым двигателем мощностью 18 л. с. Сам же движок запускается электростартером или рукояткой, установленной наверху капота.
Моторы
До 1981 года ставили дизельный 140-сильный мотор Д-130. Теперь чаще встретишь Д-160 с характеристиками:
✅ объем – 13,5 л
✅ мощность – 165 л. с. при частоте вращения коленвала 1250 об/мин
✅ крутящий момент – 1098 Н*м
✅ тяговое усилие – 35,4 кН
Двигатели тягача, бульдозера, сельского пахаря для слесарей – открытая, прочитанная и выученная наизусть книга. Поломками агрегаты не сильно грешат. А если что, починить несложно.
Мотор Д-160. Фото: YouTube.com
ЧТЗ Т-130, овеянный мифами, легендами и славой, был стилягой 60-х. Мы же видим его красоту в силе, монументальности. Бульдозер – он и есть бульдозер: прет и прет через десятилетия…
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...