
Трехпалубный круизный теплоход «Русь Великая»
Сотрудничество внутри торговой организации прошлого СЭВ было довольно плотным. И не только в отношении товаров народного потребления, но и всевозможной техники. Причем, в это число входили и наземный транспорт, и железнодорожный, и речной.
Если в первых двух видах техники ведущими партнерами СССР считались Чехословакия и Венгрия, то в третьем случае все обстояло совсем по-другому. Ведь две из наиболее развитых в техническом плане стран Восточной Европы вообще не имели выхода к морю. По этой причине и сборка водного транспорта здесь не представлялась возможной.
«Русь Великая» в круизном рейсе. Фото: youtube.com
Зато еще существовало государство, известное тогда как ГДР (или Восточная Германия). Именно с этим партнером мы и сотрудничали в «морских вопросах». А один из плодов такого союза будет на нашем сегодняшнем обзоре.
С 1953 года, в течение восьми лет, немецкая сторона работала по заказу, подготовленному Минречфлотом РСФСР, изготавливая для нашей страны речную технику. Сборка происходила на судоверфи города Висмара, принадлежавшего тогда ГДР.
Суда, собранные в рамках т. н. проекта 588, предназначались для работы на основных судоходных артериях советской страны. За весь период на территорию СССР было поставлено 49 единиц речного транспорта. Одним из последних стал трехпалубный «Генерал Н. Ф. Ватутин», собранный в 1960 году.
На главной палубе «Руси Великой». Фото: youtube.com
С самого начала судно оставалось безымянным, т. н. процедура присвоения наименования принадлежит конечному пользователю. Советские чиновники решили увековечить имя героя войны и генерала, погибшего в 1944 году. После этого теплоход отправили в распоряжение Волжского пароходства. Позже его приписали к нижегородскому речному порту. Дальнейшая эксплуатация техники выглядела примерно так:
✅ до конца 70-х – туристические рейсы из Ленинграда
✅ 1981-1994 (кроме 1991-го) – Москва – Ростов-на-Дону
✅ 1991 год – работа на скорой линии Н. Новгород – Астрахань
Перечисленное показывает, что судно очень плотно использовалось в туристических целях. С одной стороны, это обеспечивало эксплуатацию в щадящем режиме, с другой – накрученные мили не могли пройти бесследно. Тем более что в 80-х годах на борту решили организовать музей, посвященный человеку, чье имя судно носило уже больше двух десятилетий. Для этого энтузиастами собрано немало экспонатов:
✅ фото с Н. Ватутиным
✅ копии писем генерала
✅ иные архивные документы
К середине 90-х ситуация изменилась, в стране сложилось непростое положение, при котором многим стало уже не до музея. Да и срок эксплуатации судна приближался к 25-и летней отметке. Все эти моменты в совокупности привели к тому, что теплоход с 1994 года временно стал на прикол.
И этот простой продлился почти два десятилетия, после чего новые хозяева решили оживить старую конструкцию. Обследование специалистов показало, что все основные элементы и функции судна находятся в удовлетворительном состоянии, поэтому оно вполне подлежит проведению модернизации. В процессе этого действия выполнялись следующие мероприятия:
✅ осовременивание общей конструкции теплохода
✅ замена технически неисправных элементов
✅ перестройка в класс М-ПР
Последнее понадобилось для того, чтобы речной регистр разрешил восстановленному судну частичный выход в морское пространство (заливы). Это позволило расширить круг будущего туристического и развлекательного использования теплохода. Все работы проходили с 2010 года, в течение трех лет.
Так решили оправдать 4,453 млн. рублей, потраченных компанией «Экспресс-тур» на покупку этого лайнера (и плюс расходы на переоборудование). Все работы проходили в Перми, по их окончании судно получило официальную регистрацию как трехпалубный пассажирский теплоход. Вот в какие заливы он мог выходить:
✅ Таганрогский (до 2018 года)
✅ Финский (до 2019 года)
✅ Онежская губа Белого моря
Это единственный маршрут, доступный «Руси Великой» для выхода в морское пространство сегодня. В него входят Архангельск, Ейск и район Соловков. Так что существует прямой маршрут до вышеназванных островов. Рейсы выполняются от компании «Круизный флот Русич».
Специалисты уверяют, что от старой конструкции сохранились лишь шпангоуты. А вот планировку внутреннего пространства сделали более современной и уютной. Это коснулось также палуб, подруливающих устройств и обшивки. Получила техника и улучшенный привод. Вот ее характеристики:
✅ общая длина – 95,6 м
✅ ширина судна – 13,5 м
✅ вместимость – 196 пассажиров
✅ водоизмещение «Руси Великой» – 1557 т
✅ осадка – 2,44 м
Хотя все каюты судна имеют принудительное кондиционирование (типа «Фанкойл»), желающим дополнить его естественным воздухом будет непросто. Ведь возможность открытия окон имеется только в каютах класса «люкс».
Глухие иллюминаторы и не сдвигающиеся кровати в каюте. Фото: youtube.com
А вот замерзать в них туристам точно не придется: техника реконструировалась с учетом будущей эксплуатации в холодных водах Белого моря (как вариант – зимняя гостиница). Предусмотрены в каютах и другие блага цивилизации:
✅ холодильники
✅ телевизоры
✅ санузлы
Правда, с Wi-Fi на борту не сложилось, поэтому пассажирам придется рассчитывать только на свой мобильный интернет. Не очень оптимально выглядит ситуация и с дополнительными экскурсиями, предлагаемыми в рамках водного круиза. Мало того, что они сами по себе довольно недешевые (придется доплачивать отдельно), так еще и предусматривают многочасовые автобусные переезды.
А вот в плане вариантов для размещения имеется очень широкий спектр выбора. Для почти двух сотен гостей личное пространство приготовлено не только на главной палубе, но и на средней, нижней и шлюпочной. Естественно, с разницей в цене и комфорте путешествия.
Теплоходу нередко приходится проходить под мостами. Фото: youtube.com
Стандартные каюты оборудованы отдельными односпальными местами, с встроенными небольшими столом и шкафом для одежды – в придачу. Все это сопровождает совмещенный санузел скромных габаритов и строго лимитированное количество розеток для зарядки бытовой техники. В люксовом варианте – все на порядок выше и комфортнее.
Но такая каюта на борту всего лишь одна. Также, как и трехместная. Остальные же распределились следующим образом: 1-местные – 5 единиц, оставшиеся 88 штук – двухместные. Для нужд путешественников предусмотрели относительно просторный конференц-зал и стационарный салон-ресторан.
Несмотря на некоторые неудобства, большинство пользователей сошлись во мнении, что «Русь Великая» подходит как для непродолжительного, так и для длительного путешествия с сохранением высокого уровня комфорта. Тем более, что к 2022 году на теплоходе осуществлен плановый ремонт с переоборудованием некоторых элементов конструкции.
«Русь Великая» с туристами на борту. Фото: youtube.com
В этот список вошли открывающиеся окна на шлюпочной палубе, новое покрытие и мебель в каютах. Все это выполнили из влагоустойчивых материалов, включая прикроватные тумбы и шкафы для одежды. Комфорт путешествующих также решили повысить благодаря замене кроватей на более высокие аналоги. Все это служит гарантией того, что теплоход продолжит свою успешную эксплуатацию и в будущем.
Если в первых двух видах техники ведущими партнерами СССР считались Чехословакия и Венгрия, то в третьем случае все обстояло совсем по-другому. Ведь две из наиболее развитых в техническом плане стран Восточной Европы вообще не имели выхода к морю. По этой причине и сборка водного транспорта здесь не представлялась возможной.

Зато еще существовало государство, известное тогда как ГДР (или Восточная Германия). Именно с этим партнером мы и сотрудничали в «морских вопросах». А один из плодов такого союза будет на нашем сегодняшнем обзоре.
Судно, названное в честь Героя Советского Союза
С 1953 года, в течение восьми лет, немецкая сторона работала по заказу, подготовленному Минречфлотом РСФСР, изготавливая для нашей страны речную технику. Сборка происходила на судоверфи города Висмара, принадлежавшего тогда ГДР.
Суда, собранные в рамках т. н. проекта 588, предназначались для работы на основных судоходных артериях советской страны. За весь период на территорию СССР было поставлено 49 единиц речного транспорта. Одним из последних стал трехпалубный «Генерал Н. Ф. Ватутин», собранный в 1960 году.

С самого начала судно оставалось безымянным, т. н. процедура присвоения наименования принадлежит конечному пользователю. Советские чиновники решили увековечить имя героя войны и генерала, погибшего в 1944 году. После этого теплоход отправили в распоряжение Волжского пароходства. Позже его приписали к нижегородскому речному порту. Дальнейшая эксплуатация техники выглядела примерно так:
✅ до конца 70-х – туристические рейсы из Ленинграда
✅ 1981-1994 (кроме 1991-го) – Москва – Ростов-на-Дону
✅ 1991 год – работа на скорой линии Н. Новгород – Астрахань
Перечисленное показывает, что судно очень плотно использовалось в туристических целях. С одной стороны, это обеспечивало эксплуатацию в щадящем режиме, с другой – накрученные мили не могли пройти бесследно. Тем более что в 80-х годах на борту решили организовать музей, посвященный человеку, чье имя судно носило уже больше двух десятилетий. Для этого энтузиастами собрано немало экспонатов:
✅ фото с Н. Ватутиным
✅ копии писем генерала
✅ иные архивные документы
К середине 90-х ситуация изменилась, в стране сложилось непростое положение, при котором многим стало уже не до музея. Да и срок эксплуатации судна приближался к 25-и летней отметке. Все эти моменты в совокупности привели к тому, что теплоход с 1994 года временно стал на прикол.
Как «Генерал Н. Ф. Ватутин» превратился в «Русь Великую»
И этот простой продлился почти два десятилетия, после чего новые хозяева решили оживить старую конструкцию. Обследование специалистов показало, что все основные элементы и функции судна находятся в удовлетворительном состоянии, поэтому оно вполне подлежит проведению модернизации. В процессе этого действия выполнялись следующие мероприятия:
✅ осовременивание общей конструкции теплохода
✅ замена технически неисправных элементов
✅ перестройка в класс М-ПР
Последнее понадобилось для того, чтобы речной регистр разрешил восстановленному судну частичный выход в морское пространство (заливы). Это позволило расширить круг будущего туристического и развлекательного использования теплохода. Все работы проходили с 2010 года, в течение трех лет.
К 2013 году обновленное и полностью сменившее свой внешний вид судно было готово к спуску на воду. Доработки оказались столь серьезными, что было решено сменить и название. Теперь этот теплоход именовался «Русь Великая».
Так решили оправдать 4,453 млн. рублей, потраченных компанией «Экспресс-тур» на покупку этого лайнера (и плюс расходы на переоборудование). Все работы проходили в Перми, по их окончании судно получило официальную регистрацию как трехпалубный пассажирский теплоход. Вот в какие заливы он мог выходить:
✅ Таганрогский (до 2018 года)
✅ Финский (до 2019 года)
✅ Онежская губа Белого моря
Это единственный маршрут, доступный «Руси Великой» для выхода в морское пространство сегодня. В него входят Архангельск, Ейск и район Соловков. Так что существует прямой маршрут до вышеназванных островов. Рейсы выполняются от компании «Круизный флот Русич».
Технические изменения и показатели теплохода
Специалисты уверяют, что от старой конструкции сохранились лишь шпангоуты. А вот планировку внутреннего пространства сделали более современной и уютной. Это коснулось также палуб, подруливающих устройств и обшивки. Получила техника и улучшенный привод. Вот ее характеристики:
✅ общая длина – 95,6 м
✅ ширина судна – 13,5 м
✅ вместимость – 196 пассажиров
✅ водоизмещение «Руси Великой» – 1557 т
✅ осадка – 2,44 м
Хотя все каюты судна имеют принудительное кондиционирование (типа «Фанкойл»), желающим дополнить его естественным воздухом будет непросто. Ведь возможность открытия окон имеется только в каютах класса «люкс».

А вот замерзать в них туристам точно не придется: техника реконструировалась с учетом будущей эксплуатации в холодных водах Белого моря (как вариант – зимняя гостиница). Предусмотрены в каютах и другие блага цивилизации:
✅ холодильники
✅ телевизоры
✅ санузлы
Правда, с Wi-Fi на борту не сложилось, поэтому пассажирам придется рассчитывать только на свой мобильный интернет. Не очень оптимально выглядит ситуация и с дополнительными экскурсиями, предлагаемыми в рамках водного круиза. Мало того, что они сами по себе довольно недешевые (придется доплачивать отдельно), так еще и предусматривают многочасовые автобусные переезды.
А вот в плане вариантов для размещения имеется очень широкий спектр выбора. Для почти двух сотен гостей личное пространство приготовлено не только на главной палубе, но и на средней, нижней и шлюпочной. Естественно, с разницей в цене и комфорте путешествия.

Стандартные каюты оборудованы отдельными односпальными местами, с встроенными небольшими столом и шкафом для одежды – в придачу. Все это сопровождает совмещенный санузел скромных габаритов и строго лимитированное количество розеток для зарядки бытовой техники. В люксовом варианте – все на порядок выше и комфортнее.
Но такая каюта на борту всего лишь одна. Также, как и трехместная. Остальные же распределились следующим образом: 1-местные – 5 единиц, оставшиеся 88 штук – двухместные. Для нужд путешественников предусмотрели относительно просторный конференц-зал и стационарный салон-ресторан.
Прогрессивное переоборудование
Несмотря на некоторые неудобства, большинство пользователей сошлись во мнении, что «Русь Великая» подходит как для непродолжительного, так и для длительного путешествия с сохранением высокого уровня комфорта. Тем более, что к 2022 году на теплоходе осуществлен плановый ремонт с переоборудованием некоторых элементов конструкции.

В этот список вошли открывающиеся окна на шлюпочной палубе, новое покрытие и мебель в каютах. Все это выполнили из влагоустойчивых материалов, включая прикроватные тумбы и шкафы для одежды. Комфорт путешествующих также решили повысить благодаря замене кроватей на более высокие аналоги. Все это служит гарантией того, что теплоход продолжит свою успешную эксплуатацию и в будущем.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....