«Минск М104»: как легкая техника получила двухместное сиденье
474

«Минск М104»: как легкая техника получила двухместное сиденье

Конечно, появившийся в конце 1945 года Минский мотоциклетно-велосипедный завод изначально использовал заимствованную конструкцию. Но этот факт вовсе не умаляет заслуги местных специалистов в дальнейшем развитии марки.


Ведь чисто трофейная техника постоянно дорабатывалась белорусскими инженерами, и в нее вносились современные элементы. Поэтому в будущих десятилетиях мы увидели новые модели мотоциклов, уже лишь отдаленно напоминающих исходные оригиналы.

«Минск М104»: как легкая техника получила двухместное сиденье«Минск М104» с радостью приняли во многих советских семьях. Фото: youtube.com

Да и повсеместная любовь (сохранившаяся до нашего времени) к этим легким, но очень надежным аппаратам, свидетельствует о многом. В первую очередь, о том, что линейка мотоциклов «Минск» удалась, а каждая новая модель находила все больший отклик в сердцах советских пользователей.

Пора взять на борт пассажира


На заре мотоциклостроения эта техника считалась больше личным транспортом. Поэтому первые модели обычно являлись одноместными. То же самое можно сказать и о первенце М1А, и последовавших за ним других минских моделях. Но уже в начале 60-х пришло понимание, что советские люди часто покупали их вовсе не для развлечения.

Конечно, сохранялся небольшой процент молодых людей, которые могли позволить приобрести себе легкий мотоцикл для путешествий и приятного времяпровождения. Основная же масса – это представители советских семей, для которых он мог стать единственным транспортным средством.

На фаре нашлось место спидометру и замку зажигания. Фото: youtube.com

В конструкции выпускавшегося в первой половине 60-х «Минск М103» на привычном для современников пассажирском месте находился багажник. Нередки случаи, когда на свой страх и риск, там устанавливалось самодельное сиденье, чтобы использовать технику для совместных поездок. Вне сомнений, что ситуация обязывала производителей отреагировать, и они это сделали уже в середине десятилетия.

Предложенный к серийному выпуску в 1964 году преемник «Минск М104» имел несколько конструктивных отличий от предшественника. Все же основным из них стало появление пассажирского сиденья, к радости многих пользователей модели.


Создатели даже пошли дальше. Они не просто добавили второе посадочное место, а обеспечили максимум комфорта для своих будущих клиентов. Одними из первых в Минске применили цельное двухместное сидение с поролоновой вставкой. Так основными отличиями стали:

✅ более комфортные ощущения от поездки
✅ инструментально-насосный отдел под сидением
✅ облицовочные панели около карбюратора
✅ удобная конфигурация руля

Последний элемент советские семьи особо оценили во время поездок на дальние расстояния. А это случалось нередко, ведь автомобиль тогда являлся для подавляющего большинства недоступной роскошью: и по цене, и по возможности приобретения. Сложившаяся ситуация сделала особенно востребованной модель «Минск М104», обладавшей следующими преимуществами:

✅ доступная цена
✅ легкий в управлении и эксплуатации
✅ свободная продажа в торговых точках на всей территории СССР
✅ не требовал наличия прав категории В

Наибольшее распространение такая техника получила в сельской местности. Поэтому специалисты завода-изготовителя позаботились и о водителях, которые не всегда будут ездить по асфальту. В конструкции переднего крыла предусмотрели специальный изгиб. Испытания подтвердили, что он препятствовал тому, чтобы грязь из-под колес летела прямо на того, кто сидел за рулем.

Другие элементы и показатели М104


В остальном – все сохранило классическую концепцию: спицованные колеса с покрышками и камерами размером R19. Цепная передача приводила в движение заднее колесо, что для советской двухколесной техники являлось «золотым» стандартом.

125-кубовый двигатель и задние амортизаторы. Фото: youtube.com

Безопасность эксплуатации мотоцикла обеспечивали барабанные тормоза колодочного типа, установленные как на заднем колесе, так и на переднем. Удобство поездки и сохранение элементов конструкции гарантировала скромная схема. Спереди в нее входила телескопическая масляная вилка, а сзади – амортизатор с маятником.

В принципе, этого было достаточно. Ведь мотоцикл имел очень скромный вес и такие же скоростные показатели. Ниже находятся некоторые из данных о физических параметрах техники:

✅ длина – 1,93 м
✅ ширина – 0,675 м
✅ высота – 1 м
✅ дорожный просвет – 135 мм
✅ максимальная скорость – 75 км/ч
✅ сухой вес – 90 кг

Учитывая то, что мотоцикл позиционировался как двухместный, он получил допустимую максимальную нагрузку в 150 кг. А вот его база (в зависимости от исполнения) варьировалась от 1230 до 1255 миллиметров. Двигатель у легкого мотоцикла также имел скромные параметры:

✅ двухтактный с воздушным охлаждением
✅ рабочий объем – 123 куб. см
✅ мощность – 5,5 л. с
✅ расход топлива – 3-3,5 л/100 км

В плане мощностных показателей он немного превзошел предшественника. Это стало возможным благодаря применению нового глушителя и системы газораспределения в цилиндрах. А вот коробка передач продолжала оставаться трехступенчатой, с ножным переключением.

Смесь в баке и отсутствие поворотников


Заправка 9-литрового бензобака также превращалась в некий ритуал. В качестве основного топлива выступал А-66, который перед использованием следовало размешать с машинным маслом. Эта смесь в идеале должна была выглядеть 1:25, но, понятное дело, что большинство применяло принцип «примерно на глаз».

Такая эмблема существовала до 1967 года, когда появился знаменитый аист. Фото: youtube.com

Результатом неточности мог стать черный дым из выхлопной или незначительные изменения в звуке работы мотора. Но скромный двигатель обладал одновременно простотой и надежностью, поэтому серьезных эксцессов обычно не происходило.

Спидометр с оптимистичным предельным числом в «120», вместе с замком зажигания, расположили на фаре. Со временем сзади появился красный фонарь со встроенным указателем габаритов. А вот поворотники в течение всего трехлетнего периода выпуска так и остались лишь в мечтах.

Тогда на это никто не обращал особого внимания, ведь такие элементы еще недавно отсутствовали даже у автомобилей. А вот у сегодняшних владельцев ретро-техники неизменно возникает головная боль при прохождении техосмотра, дающего возможность полноценной эксплуатации.

Переход к сборке следующей модели


История рассматриваемой модели полностью завершилась в 1967-м. Тогда же, к концу года, эстафету перенял ее преемник «Минск М105». Если у «104-го» появилось полноценное сиденье для двух пассажиров, то его последователь получил иное механическое улучшение. С новой модели (и до конца советской эпохи легких двухтактных мотоциклов) начала устанавливаться четырехступенчатая коробка передач.

Сегодня многие М104 находятся в таком состоянии. Фото: youtube.com

А М104 спокойненько отправился на покой. Но долговечность его конструкции позволила некоторым образцам дожить до сегодняшнего дня, находясь в неплохом состоянии. Самые «убитые» из них могут обойтись по цене в пределах 20 тысяч рублей. Однако имеются и варианты, восстановленные до заводского уровня. Такие, конечно же, будут стоить примерно в 3,5 раза дороже.
А у вас «Минск М104» вызывает ностальгические чувства?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас