«Минск М104»: как легкая техника получила двухместное сиденье
Конечно, появившийся в конце 1945 года Минский мотоциклетно-велосипедный завод изначально использовал заимствованную конструкцию. Но этот факт вовсе не умаляет заслуги местных специалистов в дальнейшем развитии марки.
Ведь чисто трофейная техника постоянно дорабатывалась белорусскими инженерами, и в нее вносились современные элементы. Поэтому в будущих десятилетиях мы увидели новые модели мотоциклов, уже лишь отдаленно напоминающих исходные оригиналы.
Да и повсеместная любовь (сохранившаяся до нашего времени) к этим легким, но очень надежным аппаратам, свидетельствует о многом. В первую очередь, о том, что линейка мотоциклов «Минск» удалась, а каждая новая модель находила все больший отклик в сердцах советских пользователей.
На заре мотоциклостроения эта техника считалась больше личным транспортом. Поэтому первые модели обычно являлись одноместными. То же самое можно сказать и о первенце М1А, и последовавших за ним других минских моделях. Но уже в начале 60-х пришло понимание, что советские люди часто покупали их вовсе не для развлечения.
Конечно, сохранялся небольшой процент молодых людей, которые могли позволить приобрести себе легкий мотоцикл для путешествий и приятного времяпровождения. Основная же масса – это представители советских семей, для которых он мог стать единственным транспортным средством.
В конструкции выпускавшегося в первой половине 60-х «Минск М103» на привычном для современников пассажирском месте находился багажник. Нередки случаи, когда на свой страх и риск, там устанавливалось самодельное сиденье, чтобы использовать технику для совместных поездок. Вне сомнений, что ситуация обязывала производителей отреагировать, и они это сделали уже в середине десятилетия.
Создатели даже пошли дальше. Они не просто добавили второе посадочное место, а обеспечили максимум комфорта для своих будущих клиентов. Одними из первых в Минске применили цельное двухместное сидение с поролоновой вставкой. Так основными отличиями стали:
✅ более комфортные ощущения от поездки
✅ инструментально-насосный отдел под сидением
✅ облицовочные панели около карбюратора
✅ удобная конфигурация руля
Последний элемент советские семьи особо оценили во время поездок на дальние расстояния. А это случалось нередко, ведь автомобиль тогда являлся для подавляющего большинства недоступной роскошью: и по цене, и по возможности приобретения. Сложившаяся ситуация сделала особенно востребованной модель «Минск М104», обладавшей следующими преимуществами:
✅ доступная цена
✅ легкий в управлении и эксплуатации
✅ свободная продажа в торговых точках на всей территории СССР
✅ не требовал наличия прав категории В
Наибольшее распространение такая техника получила в сельской местности. Поэтому специалисты завода-изготовителя позаботились и о водителях, которые не всегда будут ездить по асфальту. В конструкции переднего крыла предусмотрели специальный изгиб. Испытания подтвердили, что он препятствовал тому, чтобы грязь из-под колес летела прямо на того, кто сидел за рулем.
В остальном – все сохранило классическую концепцию: спицованные колеса с покрышками и камерами размером R19. Цепная передача приводила в движение заднее колесо, что для советской двухколесной техники являлось «золотым» стандартом.
Безопасность эксплуатации мотоцикла обеспечивали барабанные тормоза колодочного типа, установленные как на заднем колесе, так и на переднем. Удобство поездки и сохранение элементов конструкции гарантировала скромная схема. Спереди в нее входила телескопическая масляная вилка, а сзади – амортизатор с маятником.
В принципе, этого было достаточно. Ведь мотоцикл имел очень скромный вес и такие же скоростные показатели. Ниже находятся некоторые из данных о физических параметрах техники:
✅ длина – 1,93 м
✅ ширина – 0,675 м
✅ высота – 1 м
✅ дорожный просвет – 135 мм
✅ максимальная скорость – 75 км/ч
✅ сухой вес – 90 кг
Учитывая то, что мотоцикл позиционировался как двухместный, он получил допустимую максимальную нагрузку в 150 кг. А вот его база (в зависимости от исполнения) варьировалась от 1230 до 1255 миллиметров. Двигатель у легкого мотоцикла также имел скромные параметры:
✅ двухтактный с воздушным охлаждением
✅ рабочий объем – 123 куб. см
✅ мощность – 5,5 л. с
✅ расход топлива – 3-3,5 л/100 км
В плане мощностных показателей он немного превзошел предшественника. Это стало возможным благодаря применению нового глушителя и системы газораспределения в цилиндрах. А вот коробка передач продолжала оставаться трехступенчатой, с ножным переключением.
Заправка 9-литрового бензобака также превращалась в некий ритуал. В качестве основного топлива выступал А-66, который перед использованием следовало размешать с машинным маслом. Эта смесь в идеале должна была выглядеть 1:25, но, понятное дело, что большинство применяло принцип «примерно на глаз».
Результатом неточности мог стать черный дым из выхлопной или незначительные изменения в звуке работы мотора. Но скромный двигатель обладал одновременно простотой и надежностью, поэтому серьезных эксцессов обычно не происходило.
Спидометр с оптимистичным предельным числом в «120», вместе с замком зажигания, расположили на фаре. Со временем сзади появился красный фонарь со встроенным указателем габаритов. А вот поворотники в течение всего трехлетнего периода выпуска так и остались лишь в мечтах.
Тогда на это никто не обращал особого внимания, ведь такие элементы еще недавно отсутствовали даже у автомобилей. А вот у сегодняшних владельцев ретро-техники неизменно возникает головная боль при прохождении техосмотра, дающего возможность полноценной эксплуатации.
История рассматриваемой модели полностью завершилась в 1967-м. Тогда же, к концу года, эстафету перенял ее преемник «Минск М105». Если у «104-го» появилось полноценное сиденье для двух пассажиров, то его последователь получил иное механическое улучшение. С новой модели (и до конца советской эпохи легких двухтактных мотоциклов) начала устанавливаться четырехступенчатая коробка передач.
А М104 спокойненько отправился на покой. Но долговечность его конструкции позволила некоторым образцам дожить до сегодняшнего дня, находясь в неплохом состоянии. Самые «убитые» из них могут обойтись по цене в пределах 20 тысяч рублей. Однако имеются и варианты, восстановленные до заводского уровня. Такие, конечно же, будут стоить примерно в 3,5 раза дороже.
Ведь чисто трофейная техника постоянно дорабатывалась белорусскими инженерами, и в нее вносились современные элементы. Поэтому в будущих десятилетиях мы увидели новые модели мотоциклов, уже лишь отдаленно напоминающих исходные оригиналы.
«Минск М104» с радостью приняли во многих советских семьях. Фото: youtube.com
Да и повсеместная любовь (сохранившаяся до нашего времени) к этим легким, но очень надежным аппаратам, свидетельствует о многом. В первую очередь, о том, что линейка мотоциклов «Минск» удалась, а каждая новая модель находила все больший отклик в сердцах советских пользователей.
Пора взять на борт пассажира
На заре мотоциклостроения эта техника считалась больше личным транспортом. Поэтому первые модели обычно являлись одноместными. То же самое можно сказать и о первенце М1А, и последовавших за ним других минских моделях. Но уже в начале 60-х пришло понимание, что советские люди часто покупали их вовсе не для развлечения.
Конечно, сохранялся небольшой процент молодых людей, которые могли позволить приобрести себе легкий мотоцикл для путешествий и приятного времяпровождения. Основная же масса – это представители советских семей, для которых он мог стать единственным транспортным средством.
На фаре нашлось место спидометру и замку зажигания. Фото: youtube.com
В конструкции выпускавшегося в первой половине 60-х «Минск М103» на привычном для современников пассажирском месте находился багажник. Нередки случаи, когда на свой страх и риск, там устанавливалось самодельное сиденье, чтобы использовать технику для совместных поездок. Вне сомнений, что ситуация обязывала производителей отреагировать, и они это сделали уже в середине десятилетия.
Предложенный к серийному выпуску в 1964 году преемник «Минск М104» имел несколько конструктивных отличий от предшественника. Все же основным из них стало появление пассажирского сиденья, к радости многих пользователей модели.
Создатели даже пошли дальше. Они не просто добавили второе посадочное место, а обеспечили максимум комфорта для своих будущих клиентов. Одними из первых в Минске применили цельное двухместное сидение с поролоновой вставкой. Так основными отличиями стали:
✅ более комфортные ощущения от поездки
✅ инструментально-насосный отдел под сидением
✅ облицовочные панели около карбюратора
✅ удобная конфигурация руля
Последний элемент советские семьи особо оценили во время поездок на дальние расстояния. А это случалось нередко, ведь автомобиль тогда являлся для подавляющего большинства недоступной роскошью: и по цене, и по возможности приобретения. Сложившаяся ситуация сделала особенно востребованной модель «Минск М104», обладавшей следующими преимуществами:
✅ доступная цена
✅ легкий в управлении и эксплуатации
✅ свободная продажа в торговых точках на всей территории СССР
✅ не требовал наличия прав категории В
Наибольшее распространение такая техника получила в сельской местности. Поэтому специалисты завода-изготовителя позаботились и о водителях, которые не всегда будут ездить по асфальту. В конструкции переднего крыла предусмотрели специальный изгиб. Испытания подтвердили, что он препятствовал тому, чтобы грязь из-под колес летела прямо на того, кто сидел за рулем.
Другие элементы и показатели М104
В остальном – все сохранило классическую концепцию: спицованные колеса с покрышками и камерами размером R19. Цепная передача приводила в движение заднее колесо, что для советской двухколесной техники являлось «золотым» стандартом.
125-кубовый двигатель и задние амортизаторы. Фото: youtube.com
Безопасность эксплуатации мотоцикла обеспечивали барабанные тормоза колодочного типа, установленные как на заднем колесе, так и на переднем. Удобство поездки и сохранение элементов конструкции гарантировала скромная схема. Спереди в нее входила телескопическая масляная вилка, а сзади – амортизатор с маятником.
В принципе, этого было достаточно. Ведь мотоцикл имел очень скромный вес и такие же скоростные показатели. Ниже находятся некоторые из данных о физических параметрах техники:
✅ длина – 1,93 м
✅ ширина – 0,675 м
✅ высота – 1 м
✅ дорожный просвет – 135 мм
✅ максимальная скорость – 75 км/ч
✅ сухой вес – 90 кг
Учитывая то, что мотоцикл позиционировался как двухместный, он получил допустимую максимальную нагрузку в 150 кг. А вот его база (в зависимости от исполнения) варьировалась от 1230 до 1255 миллиметров. Двигатель у легкого мотоцикла также имел скромные параметры:
✅ двухтактный с воздушным охлаждением
✅ рабочий объем – 123 куб. см
✅ мощность – 5,5 л. с
✅ расход топлива – 3-3,5 л/100 км
В плане мощностных показателей он немного превзошел предшественника. Это стало возможным благодаря применению нового глушителя и системы газораспределения в цилиндрах. А вот коробка передач продолжала оставаться трехступенчатой, с ножным переключением.
Смесь в баке и отсутствие поворотников
Заправка 9-литрового бензобака также превращалась в некий ритуал. В качестве основного топлива выступал А-66, который перед использованием следовало размешать с машинным маслом. Эта смесь в идеале должна была выглядеть 1:25, но, понятное дело, что большинство применяло принцип «примерно на глаз».
Такая эмблема существовала до 1967 года, когда появился знаменитый аист. Фото: youtube.com
Результатом неточности мог стать черный дым из выхлопной или незначительные изменения в звуке работы мотора. Но скромный двигатель обладал одновременно простотой и надежностью, поэтому серьезных эксцессов обычно не происходило.
Спидометр с оптимистичным предельным числом в «120», вместе с замком зажигания, расположили на фаре. Со временем сзади появился красный фонарь со встроенным указателем габаритов. А вот поворотники в течение всего трехлетнего периода выпуска так и остались лишь в мечтах.
Тогда на это никто не обращал особого внимания, ведь такие элементы еще недавно отсутствовали даже у автомобилей. А вот у сегодняшних владельцев ретро-техники неизменно возникает головная боль при прохождении техосмотра, дающего возможность полноценной эксплуатации.
Переход к сборке следующей модели
История рассматриваемой модели полностью завершилась в 1967-м. Тогда же, к концу года, эстафету перенял ее преемник «Минск М105». Если у «104-го» появилось полноценное сиденье для двух пассажиров, то его последователь получил иное механическое улучшение. С новой модели (и до конца советской эпохи легких двухтактных мотоциклов) начала устанавливаться четырехступенчатая коробка передач.
Сегодня многие М104 находятся в таком состоянии. Фото: youtube.com
А М104 спокойненько отправился на покой. Но долговечность его конструкции позволила некоторым образцам дожить до сегодняшнего дня, находясь в неплохом состоянии. Самые «убитые» из них могут обойтись по цене в пределах 20 тысяч рублей. Однако имеются и варианты, восстановленные до заводского уровня. Такие, конечно же, будут стоить примерно в 3,5 раза дороже.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...