«Минск М104»: как легкая техника получила двухместное сиденье
Конечно, появившийся в конце 1945 года Минский мотоциклетно-велосипедный завод изначально использовал заимствованную конструкцию. Но этот факт вовсе не умаляет заслуги местных специалистов в дальнейшем развитии марки.
Ведь чисто трофейная техника постоянно дорабатывалась белорусскими инженерами, и в нее вносились современные элементы. Поэтому в будущих десятилетиях мы увидели новые модели мотоциклов, уже лишь отдаленно напоминающих исходные оригиналы.
Да и повсеместная любовь (сохранившаяся до нашего времени) к этим легким, но очень надежным аппаратам, свидетельствует о многом. В первую очередь, о том, что линейка мотоциклов «Минск» удалась, а каждая новая модель находила все больший отклик в сердцах советских пользователей.
На заре мотоциклостроения эта техника считалась больше личным транспортом. Поэтому первые модели обычно являлись одноместными. То же самое можно сказать и о первенце М1А, и последовавших за ним других минских моделях. Но уже в начале 60-х пришло понимание, что советские люди часто покупали их вовсе не для развлечения.
Конечно, сохранялся небольшой процент молодых людей, которые могли позволить приобрести себе легкий мотоцикл для путешествий и приятного времяпровождения. Основная же масса – это представители советских семей, для которых он мог стать единственным транспортным средством.
В конструкции выпускавшегося в первой половине 60-х «Минск М103» на привычном для современников пассажирском месте находился багажник. Нередки случаи, когда на свой страх и риск, там устанавливалось самодельное сиденье, чтобы использовать технику для совместных поездок. Вне сомнений, что ситуация обязывала производителей отреагировать, и они это сделали уже в середине десятилетия.
Создатели даже пошли дальше. Они не просто добавили второе посадочное место, а обеспечили максимум комфорта для своих будущих клиентов. Одними из первых в Минске применили цельное двухместное сидение с поролоновой вставкой. Так основными отличиями стали:
✅ более комфортные ощущения от поездки
✅ инструментально-насосный отдел под сидением
✅ облицовочные панели около карбюратора
✅ удобная конфигурация руля
Последний элемент советские семьи особо оценили во время поездок на дальние расстояния. А это случалось нередко, ведь автомобиль тогда являлся для подавляющего большинства недоступной роскошью: и по цене, и по возможности приобретения. Сложившаяся ситуация сделала особенно востребованной модель «Минск М104», обладавшей следующими преимуществами:
✅ доступная цена
✅ легкий в управлении и эксплуатации
✅ свободная продажа в торговых точках на всей территории СССР
✅ не требовал наличия прав категории В
Наибольшее распространение такая техника получила в сельской местности. Поэтому специалисты завода-изготовителя позаботились и о водителях, которые не всегда будут ездить по асфальту. В конструкции переднего крыла предусмотрели специальный изгиб. Испытания подтвердили, что он препятствовал тому, чтобы грязь из-под колес летела прямо на того, кто сидел за рулем.
В остальном – все сохранило классическую концепцию: спицованные колеса с покрышками и камерами размером R19. Цепная передача приводила в движение заднее колесо, что для советской двухколесной техники являлось «золотым» стандартом.
Безопасность эксплуатации мотоцикла обеспечивали барабанные тормоза колодочного типа, установленные как на заднем колесе, так и на переднем. Удобство поездки и сохранение элементов конструкции гарантировала скромная схема. Спереди в нее входила телескопическая масляная вилка, а сзади – амортизатор с маятником.
В принципе, этого было достаточно. Ведь мотоцикл имел очень скромный вес и такие же скоростные показатели. Ниже находятся некоторые из данных о физических параметрах техники:
✅ длина – 1,93 м
✅ ширина – 0,675 м
✅ высота – 1 м
✅ дорожный просвет – 135 мм
✅ максимальная скорость – 75 км/ч
✅ сухой вес – 90 кг
Учитывая то, что мотоцикл позиционировался как двухместный, он получил допустимую максимальную нагрузку в 150 кг. А вот его база (в зависимости от исполнения) варьировалась от 1230 до 1255 миллиметров. Двигатель у легкого мотоцикла также имел скромные параметры:
✅ двухтактный с воздушным охлаждением
✅ рабочий объем – 123 куб. см
✅ мощность – 5,5 л. с
✅ расход топлива – 3-3,5 л/100 км
В плане мощностных показателей он немного превзошел предшественника. Это стало возможным благодаря применению нового глушителя и системы газораспределения в цилиндрах. А вот коробка передач продолжала оставаться трехступенчатой, с ножным переключением.
Заправка 9-литрового бензобака также превращалась в некий ритуал. В качестве основного топлива выступал А-66, который перед использованием следовало размешать с машинным маслом. Эта смесь в идеале должна была выглядеть 1:25, но, понятное дело, что большинство применяло принцип «примерно на глаз».
Результатом неточности мог стать черный дым из выхлопной или незначительные изменения в звуке работы мотора. Но скромный двигатель обладал одновременно простотой и надежностью, поэтому серьезных эксцессов обычно не происходило.
Спидометр с оптимистичным предельным числом в «120», вместе с замком зажигания, расположили на фаре. Со временем сзади появился красный фонарь со встроенным указателем габаритов. А вот поворотники в течение всего трехлетнего периода выпуска так и остались лишь в мечтах.
Тогда на это никто не обращал особого внимания, ведь такие элементы еще недавно отсутствовали даже у автомобилей. А вот у сегодняшних владельцев ретро-техники неизменно возникает головная боль при прохождении техосмотра, дающего возможность полноценной эксплуатации.
История рассматриваемой модели полностью завершилась в 1967-м. Тогда же, к концу года, эстафету перенял ее преемник «Минск М105». Если у «104-го» появилось полноценное сиденье для двух пассажиров, то его последователь получил иное механическое улучшение. С новой модели (и до конца советской эпохи легких двухтактных мотоциклов) начала устанавливаться четырехступенчатая коробка передач.
А М104 спокойненько отправился на покой. Но долговечность его конструкции позволила некоторым образцам дожить до сегодняшнего дня, находясь в неплохом состоянии. Самые «убитые» из них могут обойтись по цене в пределах 20 тысяч рублей. Однако имеются и варианты, восстановленные до заводского уровня. Такие, конечно же, будут стоить примерно в 3,5 раза дороже.
Ведь чисто трофейная техника постоянно дорабатывалась белорусскими инженерами, и в нее вносились современные элементы. Поэтому в будущих десятилетиях мы увидели новые модели мотоциклов, уже лишь отдаленно напоминающих исходные оригиналы.
«Минск М104» с радостью приняли во многих советских семьях. Фото: youtube.com
Да и повсеместная любовь (сохранившаяся до нашего времени) к этим легким, но очень надежным аппаратам, свидетельствует о многом. В первую очередь, о том, что линейка мотоциклов «Минск» удалась, а каждая новая модель находила все больший отклик в сердцах советских пользователей.
Пора взять на борт пассажира
На заре мотоциклостроения эта техника считалась больше личным транспортом. Поэтому первые модели обычно являлись одноместными. То же самое можно сказать и о первенце М1А, и последовавших за ним других минских моделях. Но уже в начале 60-х пришло понимание, что советские люди часто покупали их вовсе не для развлечения.
Конечно, сохранялся небольшой процент молодых людей, которые могли позволить приобрести себе легкий мотоцикл для путешествий и приятного времяпровождения. Основная же масса – это представители советских семей, для которых он мог стать единственным транспортным средством.
На фаре нашлось место спидометру и замку зажигания. Фото: youtube.com
В конструкции выпускавшегося в первой половине 60-х «Минск М103» на привычном для современников пассажирском месте находился багажник. Нередки случаи, когда на свой страх и риск, там устанавливалось самодельное сиденье, чтобы использовать технику для совместных поездок. Вне сомнений, что ситуация обязывала производителей отреагировать, и они это сделали уже в середине десятилетия.
Предложенный к серийному выпуску в 1964 году преемник «Минск М104» имел несколько конструктивных отличий от предшественника. Все же основным из них стало появление пассажирского сиденья, к радости многих пользователей модели.
Создатели даже пошли дальше. Они не просто добавили второе посадочное место, а обеспечили максимум комфорта для своих будущих клиентов. Одними из первых в Минске применили цельное двухместное сидение с поролоновой вставкой. Так основными отличиями стали:
✅ более комфортные ощущения от поездки
✅ инструментально-насосный отдел под сидением
✅ облицовочные панели около карбюратора
✅ удобная конфигурация руля
Последний элемент советские семьи особо оценили во время поездок на дальние расстояния. А это случалось нередко, ведь автомобиль тогда являлся для подавляющего большинства недоступной роскошью: и по цене, и по возможности приобретения. Сложившаяся ситуация сделала особенно востребованной модель «Минск М104», обладавшей следующими преимуществами:
✅ доступная цена
✅ легкий в управлении и эксплуатации
✅ свободная продажа в торговых точках на всей территории СССР
✅ не требовал наличия прав категории В
Наибольшее распространение такая техника получила в сельской местности. Поэтому специалисты завода-изготовителя позаботились и о водителях, которые не всегда будут ездить по асфальту. В конструкции переднего крыла предусмотрели специальный изгиб. Испытания подтвердили, что он препятствовал тому, чтобы грязь из-под колес летела прямо на того, кто сидел за рулем.
Другие элементы и показатели М104
В остальном – все сохранило классическую концепцию: спицованные колеса с покрышками и камерами размером R19. Цепная передача приводила в движение заднее колесо, что для советской двухколесной техники являлось «золотым» стандартом.
125-кубовый двигатель и задние амортизаторы. Фото: youtube.com
Безопасность эксплуатации мотоцикла обеспечивали барабанные тормоза колодочного типа, установленные как на заднем колесе, так и на переднем. Удобство поездки и сохранение элементов конструкции гарантировала скромная схема. Спереди в нее входила телескопическая масляная вилка, а сзади – амортизатор с маятником.
В принципе, этого было достаточно. Ведь мотоцикл имел очень скромный вес и такие же скоростные показатели. Ниже находятся некоторые из данных о физических параметрах техники:
✅ длина – 1,93 м
✅ ширина – 0,675 м
✅ высота – 1 м
✅ дорожный просвет – 135 мм
✅ максимальная скорость – 75 км/ч
✅ сухой вес – 90 кг
Учитывая то, что мотоцикл позиционировался как двухместный, он получил допустимую максимальную нагрузку в 150 кг. А вот его база (в зависимости от исполнения) варьировалась от 1230 до 1255 миллиметров. Двигатель у легкого мотоцикла также имел скромные параметры:
✅ двухтактный с воздушным охлаждением
✅ рабочий объем – 123 куб. см
✅ мощность – 5,5 л. с
✅ расход топлива – 3-3,5 л/100 км
В плане мощностных показателей он немного превзошел предшественника. Это стало возможным благодаря применению нового глушителя и системы газораспределения в цилиндрах. А вот коробка передач продолжала оставаться трехступенчатой, с ножным переключением.
Смесь в баке и отсутствие поворотников
Заправка 9-литрового бензобака также превращалась в некий ритуал. В качестве основного топлива выступал А-66, который перед использованием следовало размешать с машинным маслом. Эта смесь в идеале должна была выглядеть 1:25, но, понятное дело, что большинство применяло принцип «примерно на глаз».
Такая эмблема существовала до 1967 года, когда появился знаменитый аист. Фото: youtube.com
Результатом неточности мог стать черный дым из выхлопной или незначительные изменения в звуке работы мотора. Но скромный двигатель обладал одновременно простотой и надежностью, поэтому серьезных эксцессов обычно не происходило.
Спидометр с оптимистичным предельным числом в «120», вместе с замком зажигания, расположили на фаре. Со временем сзади появился красный фонарь со встроенным указателем габаритов. А вот поворотники в течение всего трехлетнего периода выпуска так и остались лишь в мечтах.
Тогда на это никто не обращал особого внимания, ведь такие элементы еще недавно отсутствовали даже у автомобилей. А вот у сегодняшних владельцев ретро-техники неизменно возникает головная боль при прохождении техосмотра, дающего возможность полноценной эксплуатации.
Переход к сборке следующей модели
История рассматриваемой модели полностью завершилась в 1967-м. Тогда же, к концу года, эстафету перенял ее преемник «Минск М105». Если у «104-го» появилось полноценное сиденье для двух пассажиров, то его последователь получил иное механическое улучшение. С новой модели (и до конца советской эпохи легких двухтактных мотоциклов) начала устанавливаться четырехступенчатая коробка передач.
Сегодня многие М104 находятся в таком состоянии. Фото: youtube.com
А М104 спокойненько отправился на покой. Но долговечность его конструкции позволила некоторым образцам дожить до сегодняшнего дня, находясь в неплохом состоянии. Самые «убитые» из них могут обойтись по цене в пределах 20 тысяч рублей. Однако имеются и варианты, восстановленные до заводского уровня. Такие, конечно же, будут стоить примерно в 3,5 раза дороже.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...