Автоконцерны Европы – кто кому принадлежит?
52 836

Автоконцерны Европы – кто кому принадлежит?

Автомобильное производство – бизнес глобальный. А его статистика – сложная и запутанная. Заводы щедро разбросаны по всему миру, компании продаются и покупаются, образуют альянсы и группы, вступают в кооперацию. Поэтому и результаты зависят от того, с какими критериями к ним подходить. К примеру, если компании Hyundai и KIA в рейтинге производителей занимают пятое и восьмое место соответственно, то концерн Hyundai-KIA – уже претендует на третье. А Южная Корея, родина этих фирм, в списке стран-производителей только на пятом месте.


Или такой факт. В топ-10 производителей нет ни одного китайского бренда (лучший, ChangAN, лишь на 13 месте), зато Китай, как страна, по выпуску автомобилей с огромным отрывом занимает первое место в мире – более 26 млн. машин против около 8,5 млн. в США.

Поэтому говорить об автобизнесе с точки зрения национальной или территориальной принадлежности с каждым годом становится все труднее – можно запутаться.

Но мы попробуем. Заранее оговоримся – речь пойдет только про легковые автомобили, грузовики, автобусы и прочую крупногабаритную технику мы вынесем за скобки.

Сегодня поговорим о европейский производителях. Немаловажен и тот факт, что львиная доля производства в Старом Свете приходится на исконно европейские марки. Да, пришлые варяги есть, но, в основном, в странах восточной Европы и их не сказать, чтобы много. Объясняется это довольно просто – стоимостью рабочей силы. В Европе она высока. По этой же причине значительная часть «европейских» машин производится в странах, где фонды оплаты труда не вызывают слез акционеров.

Посмотрим, как сегодня выглядит список крупнейших и наиболее значимых автопроизводителей Европы. Но надо понимать, что эта ситуация динамична – компании сливаются, расходятся, образуют альянсы и совместные проекты, меняют собственников, исчезают старые, возникают новые. Так что через несколько лет картина может быть сильно иной.

Volkswagen AG



Автоконцерны Европы – кто кому принадлежит?Монстр европейского автопрома - концерн VAG. Фото: keywordbasket.com


Уже долгие годы остается Крупнейшим производителем Старого Света. Сокращенное наименование – VAG. В прошлом году с его конвейеров, разбросанных по всему миру, сошло более 7,1 млн. автомобилей. Также концерн является одним из лидеров по количеству входящих в него брендов.

  • ✪ Volkswagen
  • ✪ Audi
  • ✪ Skoda
  • ✪ Porsche
  • ✪ Seat
  • ✪ Bentley
  • ✪ Bugatti
  • ✪ Lamborghini


Помимо прочего, в состав концерна входит дизайнерское ателье ItalDesignGiugiaro и производитель мотоциклов Ducati.
Будущий автогигант был основан в 1937 году Фердинандом Порше. Штаб-квартира расположена в Вольфсбурге (Германия). На сегодняшний день концерн включает в себя 48 автосборочных заводов в 15 европейских странах, а также в некоторых странах Латинской Америки, Азии и Африки.

Сборочные площадки «Фольксвагена» есть и в России – в Калужской области и Нижнем Новгороде.

Stellantis



Недавно возникшее объединение "Стеллантис" сразу стало одним из крупнейших в Европе. Фото: avtotema.mediasalt.ru


По объемам производства конкуренцию концерну VAG может составить образованный в 2021 году альянс Stellantis. В январе прошлого года о своем слиянии объявили компании Fiat Chrysler Automobiles и Group PSA.
По числу «участников» Stellantis обошел «Фольксваген АГ». Альянс включает в себя 10 европейских и 4 американских брендов:

  • ✪ Peugeot
  • ✪ Citroen
  • ✪ Fiat
  • ✪ Opel
  • ✪ Lancia
  • ✪ Maseratti
  • ✪ DS
  • ✪ Abarth
  • ✪ Alfa Romeo
  • ✪ Vauxhall
  • ✪ Chrysler
  • ✪ Ram
  • ✪ Dodge
  • ✪ Jeep


Сборочные заводы альянса расположены в 30 странах по всему миру, в том числе и в России. По суммарному производству новообразованная группа дышит в затылок «Фольксваген АГ» - более 6,8 млн. автомобилей в 2020 году. Правда, если исключить из статистики американские компании, отставание будет значительным.

RNMA



Фото: autos.id


Еще одна массовая «группировка» - альянс Renault-Nissan-Mitsubishi. Можно сказать спасибо, что организаторы не включили в название группы все входящие в нее бренды, поскольку их не мало!

  • ✪ Renault
  • ✪ Nissan
  • ✪ Mitsubishi
  • ✪ Samsung
  • ✪ Dacia
  • ✪ Lada
  • ✪ Infiniti
  • ✪ Alpine
  • ✪ Dongfeng


Многие ли знали, что под маркой «Самсунг» выпускают не только смартфоны и телевизоры, но и автомобили? А тем не менее, многие из нас их встречали на дорогах –кроссовер Renault Koleos первого поколения в девичестве своем носил имя Samsung. Собственно, у себя на родине он до сих пор его носит.

Заводы альянса щедро разбросаны по всей Европе, а также в Южной Корее, Японии, Китае, Бразилии, Индии.

BMW Group



Несильно разветвленное "генеалогическое древо" компании "БМВ". Фото: komtransspb.ru


Почти «монобрендовое» объединение, локомотивом в котором выступает компания BMW. Помимо титульной марки, в группу входят бренды MINI, Rolls-Royce и Alpina (не путать с Alpine, входящим в альянс Renault-Nissan).

Понятно, что основные объемы выпуска приходятся на автомобили «БМВ» - чуть более 2 млн. в прошлом году. Автомобили MINI, получившие под крылом баварцев, по сути, новую жизнь, продаются тоже достаточно неплохо – почти четверть миллиона в год. «Роллс-Ройс» же, в силу своего статуса и, как следствие, заоблачных ценников, теряется в общей статистике концерна. Alpina и вовсе выпускает автомобили на базе модельной линейки «БМВ», являясь, по сути, «придворным» тюнинговым ателье.

Выпуск автомобилей BMW налажен во многих странах Европы, Америки, Азии и Африки. Производят их и в России на мощностях компании «Автотор» в Калининграде. Правда, это не полноценный завод, принадлежащий BMW Group, а лишь сборочная площадка, хотя и весьма успешная.


Mercedes-Benz Group



Концерн "Мерседес-Бенц", при всем разнообразии выпускаемых автомобилей, мы знаем, прежде всего, по этому значку. Фото: ft.com


Еще в начале этого года этот транснациональный концерн носил имя Daimler – переименование случилось буквально на днях. Помимо легковых автомобилей компания выпускает огромное количество грузовиков под различными брендами. Но нас пока интересуют только легковушки.
А если говорить исключительно о легковых моделях, то это почти исключительно вариации на тему «Мерседеса»:

  • ✪ Mercedes-Benz
  • ✪ Mercedes AMG
  • ✪ Mercedes-Maybach


Помимо люксового бренда, концерн выпускает в Европе микроавтомобили Smart, причем, как в версиях с бензиновым мотором, так и с полностью электрические. Но, будучи очень нишевой моделью, «Смарт» не может похвастать сколь-нибудь массовым выпуском – менее 50 тыс. машин в год.

Можно было бы вспомнить еще и марку Chrysler, входившую в группу Daimler AG. Но, во-первых, ныне этот бренд благополучно продан и принадлежит концерну Stellantis (о чем мы говорили выше), а во-вторых, этот производитель исконно американский и к Европе отношения имеет мало. Хотя, отголоски былого сотрудничества с немцами можно наблюдать в производственной гамме «Крайслера» до сих пор.
Как и другие крупные игроки, «Мерседес» собирает свои автомобили по всему миру, не только в Европе. Объем производства легковых моделей в прошлом году составил более 2 миллионов машин.

Ford


Говоря о европейских производителях, нельзя не сказать о компании Ford. Да, этот концерн принято считать американским, но деятельность подразделения Ford of Europe отличается заметной самостоятельностью. Компания ведет самостоятельные разработки моделей исключительно под европейский рынок, которые сильно, а порой и кардинально, отличаются от одноименных машин, выпускаемых в Америке. Например, Focus первого поколения, выпущенный в Европе имел значительные отличия от своего американского собрата, как по технике, так и по исполнению. А под именем Fusion в Европе и США выпускались вообще разные автомобили.

Нельзя забыть и о том, что в концерн «Форд» входили и исконно европейские марки – например, Volvo, Land Rover и Jaguar. Но – уже не входят.
[quote][/quote]

И вот здесь мы подходим к теме, которая пугает многих – наступление из Азии. Прежде всего, из Китая.

Можно часто услышать мнение, что скоро Китай скупит всех и все. Отчасти это подтверждается практикой. Например, та же компания Volvo ныне принадлежит китайскому концерну Geely. Это, пожалуй, самый яркий пример, когда варяги из Поднебесной «откусывают» крупного европейского производителя с годовым объемом производства свыше полумиллиона автомобилей. Но, пока и единственный.

Кто-то вспомнит про Land Rover и Jaguar, которые тоже утратили свою европейскую самостоятельность. Но, во-первых, они утратили ее уже давно, когда их купил «Форд» (кстати, как и «Вольво»). И тогда это беспокойства ни у кого не вызывало. Во-вторых, обе эти компании, при всем к ним уважении, трудно назвать массовыми. С суммарным годовым объемом производства чуть более 300 тыс. машин, они не попадают даже в Топ-50 мировых производителей. А в-третьих, китайцы здесь ни причём – за ними пришли из Индии. Ныне обе эти марки принадлежат концерну Tata. Равно как и кузовное ателье Pininfarina, известное каждому, кто хоть немного интересуется автомобилями. Но что-то я ни разу не слышал об угрозе индийского нашествия в связи с этим.

Фирма "Вольво" давно перестала принадлежать шведам, но марка не перестает восприниматься, как шведская. Фото: стиль-моторс.рф



Нельзя отрицать, что в Азии очень много денег. И эти деньги активно проникают по всему миру. Но всерьез говорить о «китайской угрозе» я бы не стал. Крупные европейские концерны пока китайцам не по зубам, а сами европейцы не сильно нуждаются в азиатской помощи.

Впрочем, автомобильное производство – история глобальная. И с каждым годом становится все запутаннее. Кто кому принадлежит, к какой стране относится – границы нынче все более стираются. И, если в числе крупных акционеров VAG когда-нибудь появятся люди с узкими глазами, ничего страшного в этом нет. Не мы такие – мир такой.
Как Вы оцениваете опасность «китайской экспансии» в Европу?
  • Юрий Самосудов
  • habr.com, keywordbasket.com, avtotema.mediasalt.ru, autos.id, komtransspb.ru, ft.com, стиль-моторс.рф
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Зачем трактору треугольные гусеницы

Зачем трактору треугольные гусеницы

Проходимость обычного гусеничного трактора, казалось бы, вне сомнений. Но нет: зачем-то понадобилось его усовершенствовать и поставить движитель в виде...