Автоконцерны Европы – кто кому принадлежит?
Автомобильное производство – бизнес глобальный. А его статистика – сложная и запутанная. Заводы щедро разбросаны по всему миру, компании продаются и покупаются, образуют альянсы и группы, вступают в кооперацию. Поэтому и результаты зависят от того, с какими критериями к ним подходить. К примеру, если компании Hyundai и KIA в рейтинге производителей занимают пятое и восьмое место соответственно, то концерн Hyundai-KIA – уже претендует на третье. А Южная Корея, родина этих фирм, в списке стран-производителей только на пятом месте.
Или такой факт. В топ-10 производителей нет ни одного китайского бренда (лучший, ChangAN, лишь на 13 месте), зато Китай, как страна, по выпуску автомобилей с огромным отрывом занимает первое место в мире – более 26 млн. машин против около 8,5 млн. в США.
Поэтому говорить об автобизнесе с точки зрения национальной или территориальной принадлежности с каждым годом становится все труднее – можно запутаться.
Но мы попробуем. Заранее оговоримся – речь пойдет только про легковые автомобили, грузовики, автобусы и прочую крупногабаритную технику мы вынесем за скобки.
Сегодня поговорим о европейский производителях. Немаловажен и тот факт, что львиная доля производства в Старом Свете приходится на исконно европейские марки. Да, пришлые варяги есть, но, в основном, в странах восточной Европы и их не сказать, чтобы много. Объясняется это довольно просто – стоимостью рабочей силы. В Европе она высока. По этой же причине значительная часть «европейских» машин производится в странах, где фонды оплаты труда не вызывают слез акционеров.
Посмотрим, как сегодня выглядит список крупнейших и наиболее значимых автопроизводителей Европы. Но надо понимать, что эта ситуация динамична – компании сливаются, расходятся, образуют альянсы и совместные проекты, меняют собственников, исчезают старые, возникают новые. Так что через несколько лет картина может быть сильно иной.
Уже долгие годы остается Крупнейшим производителем Старого Света. Сокращенное наименование – VAG. В прошлом году с его конвейеров, разбросанных по всему миру, сошло более 7,1 млн. автомобилей. Также концерн является одним из лидеров по количеству входящих в него брендов.
Помимо прочего, в состав концерна входит дизайнерское ателье ItalDesignGiugiaro и производитель мотоциклов Ducati.
Будущий автогигант был основан в 1937 году Фердинандом Порше. Штаб-квартира расположена в Вольфсбурге (Германия). На сегодняшний день концерн включает в себя 48 автосборочных заводов в 15 европейских странах, а также в некоторых странах Латинской Америки, Азии и Африки.
Сборочные площадки «Фольксвагена» есть и в России – в Калужской области и Нижнем Новгороде.
По объемам производства конкуренцию концерну VAG может составить образованный в 2021 году альянс Stellantis. В январе прошлого года о своем слиянии объявили компании Fiat Chrysler Automobiles и Group PSA.
По числу «участников» Stellantis обошел «Фольксваген АГ». Альянс включает в себя 10 европейских и 4 американских брендов:
Сборочные заводы альянса расположены в 30 странах по всему миру, в том числе и в России. По суммарному производству новообразованная группа дышит в затылок «Фольксваген АГ» - более 6,8 млн. автомобилей в 2020 году. Правда, если исключить из статистики американские компании, отставание будет значительным.
Еще одна массовая «группировка» - альянс Renault-Nissan-Mitsubishi. Можно сказать спасибо, что организаторы не включили в название группы все входящие в нее бренды, поскольку их не мало!
Многие ли знали, что под маркой «Самсунг» выпускают не только смартфоны и телевизоры, но и автомобили? А тем не менее, многие из нас их встречали на дорогах –кроссовер Renault Koleos первого поколения в девичестве своем носил имя Samsung. Собственно, у себя на родине он до сих пор его носит.
Заводы альянса щедро разбросаны по всей Европе, а также в Южной Корее, Японии, Китае, Бразилии, Индии.
Почти «монобрендовое» объединение, локомотивом в котором выступает компания BMW. Помимо титульной марки, в группу входят бренды MINI, Rolls-Royce и Alpina (не путать с Alpine, входящим в альянс Renault-Nissan).
Понятно, что основные объемы выпуска приходятся на автомобили «БМВ» - чуть более 2 млн. в прошлом году. Автомобили MINI, получившие под крылом баварцев, по сути, новую жизнь, продаются тоже достаточно неплохо – почти четверть миллиона в год. «Роллс-Ройс» же, в силу своего статуса и, как следствие, заоблачных ценников, теряется в общей статистике концерна. Alpina и вовсе выпускает автомобили на базе модельной линейки «БМВ», являясь, по сути, «придворным» тюнинговым ателье.
Выпуск автомобилей BMW налажен во многих странах Европы, Америки, Азии и Африки. Производят их и в России на мощностях компании «Автотор» в Калининграде. Правда, это не полноценный завод, принадлежащий BMW Group, а лишь сборочная площадка, хотя и весьма успешная.
Еще в начале этого года этот транснациональный концерн носил имя Daimler – переименование случилось буквально на днях. Помимо легковых автомобилей компания выпускает огромное количество грузовиков под различными брендами. Но нас пока интересуют только легковушки.
А если говорить исключительно о легковых моделях, то это почти исключительно вариации на тему «Мерседеса»:
Помимо люксового бренда, концерн выпускает в Европе микроавтомобили Smart, причем, как в версиях с бензиновым мотором, так и с полностью электрические. Но, будучи очень нишевой моделью, «Смарт» не может похвастать сколь-нибудь массовым выпуском – менее 50 тыс. машин в год.
Можно было бы вспомнить еще и марку Chrysler, входившую в группу Daimler AG. Но, во-первых, ныне этот бренд благополучно продан и принадлежит концерну Stellantis (о чем мы говорили выше), а во-вторых, этот производитель исконно американский и к Европе отношения имеет мало. Хотя, отголоски былого сотрудничества с немцами можно наблюдать в производственной гамме «Крайслера» до сих пор.
Как и другие крупные игроки, «Мерседес» собирает свои автомобили по всему миру, не только в Европе. Объем производства легковых моделей в прошлом году составил более 2 миллионов машин.
Говоря о европейских производителях, нельзя не сказать о компании Ford. Да, этот концерн принято считать американским, но деятельность подразделения Ford of Europe отличается заметной самостоятельностью. Компания ведет самостоятельные разработки моделей исключительно под европейский рынок, которые сильно, а порой и кардинально, отличаются от одноименных машин, выпускаемых в Америке. Например, Focus первого поколения, выпущенный в Европе имел значительные отличия от своего американского собрата, как по технике, так и по исполнению. А под именем Fusion в Европе и США выпускались вообще разные автомобили.
И вот здесь мы подходим к теме, которая пугает многих – наступление из Азии. Прежде всего, из Китая.
Можно часто услышать мнение, что скоро Китай скупит всех и все. Отчасти это подтверждается практикой. Например, та же компания Volvo ныне принадлежит китайскому концерну Geely. Это, пожалуй, самый яркий пример, когда варяги из Поднебесной «откусывают» крупного европейского производителя с годовым объемом производства свыше полумиллиона автомобилей. Но, пока и единственный.
Кто-то вспомнит про Land Rover и Jaguar, которые тоже утратили свою европейскую самостоятельность. Но, во-первых, они утратили ее уже давно, когда их купил «Форд» (кстати, как и «Вольво»). И тогда это беспокойства ни у кого не вызывало. Во-вторых, обе эти компании, при всем к ним уважении, трудно назвать массовыми. С суммарным годовым объемом производства чуть более 300 тыс. машин, они не попадают даже в Топ-50 мировых производителей. А в-третьих, китайцы здесь ни причём – за ними пришли из Индии. Ныне обе эти марки принадлежат концерну Tata. Равно как и кузовное ателье Pininfarina, известное каждому, кто хоть немного интересуется автомобилями. Но что-то я ни разу не слышал об угрозе индийского нашествия в связи с этим.
Нельзя отрицать, что в Азии очень много денег. И эти деньги активно проникают по всему миру. Но всерьез говорить о «китайской угрозе» я бы не стал. Крупные европейские концерны пока китайцам не по зубам, а сами европейцы не сильно нуждаются в азиатской помощи.
Впрочем, автомобильное производство – история глобальная. И с каждым годом становится все запутаннее. Кто кому принадлежит, к какой стране относится – границы нынче все более стираются. И, если в числе крупных акционеров VAG когда-нибудь появятся люди с узкими глазами, ничего страшного в этом нет. Не мы такие – мир такой.
Или такой факт. В топ-10 производителей нет ни одного китайского бренда (лучший, ChangAN, лишь на 13 месте), зато Китай, как страна, по выпуску автомобилей с огромным отрывом занимает первое место в мире – более 26 млн. машин против около 8,5 млн. в США.
Поэтому говорить об автобизнесе с точки зрения национальной или территориальной принадлежности с каждым годом становится все труднее – можно запутаться.
Но мы попробуем. Заранее оговоримся – речь пойдет только про легковые автомобили, грузовики, автобусы и прочую крупногабаритную технику мы вынесем за скобки.
Сегодня поговорим о европейский производителях. Немаловажен и тот факт, что львиная доля производства в Старом Свете приходится на исконно европейские марки. Да, пришлые варяги есть, но, в основном, в странах восточной Европы и их не сказать, чтобы много. Объясняется это довольно просто – стоимостью рабочей силы. В Европе она высока. По этой же причине значительная часть «европейских» машин производится в странах, где фонды оплаты труда не вызывают слез акционеров.
Посмотрим, как сегодня выглядит список крупнейших и наиболее значимых автопроизводителей Европы. Но надо понимать, что эта ситуация динамична – компании сливаются, расходятся, образуют альянсы и совместные проекты, меняют собственников, исчезают старые, возникают новые. Так что через несколько лет картина может быть сильно иной.
Volkswagen AG
Монстр европейского автопрома - концерн VAG. Фото: keywordbasket.com
Уже долгие годы остается Крупнейшим производителем Старого Света. Сокращенное наименование – VAG. В прошлом году с его конвейеров, разбросанных по всему миру, сошло более 7,1 млн. автомобилей. Также концерн является одним из лидеров по количеству входящих в него брендов.
- ✪ Volkswagen
- ✪ Audi
- ✪ Skoda
- ✪ Porsche
- ✪ Seat
- ✪ Bentley
- ✪ Bugatti
- ✪ Lamborghini
Помимо прочего, в состав концерна входит дизайнерское ателье ItalDesignGiugiaro и производитель мотоциклов Ducati.
Будущий автогигант был основан в 1937 году Фердинандом Порше. Штаб-квартира расположена в Вольфсбурге (Германия). На сегодняшний день концерн включает в себя 48 автосборочных заводов в 15 европейских странах, а также в некоторых странах Латинской Америки, Азии и Африки.
Сборочные площадки «Фольксвагена» есть и в России – в Калужской области и Нижнем Новгороде.
Stellantis
Недавно возникшее объединение "Стеллантис" сразу стало одним из крупнейших в Европе. Фото: avtotema.mediasalt.ru
По объемам производства конкуренцию концерну VAG может составить образованный в 2021 году альянс Stellantis. В январе прошлого года о своем слиянии объявили компании Fiat Chrysler Automobiles и Group PSA.
По числу «участников» Stellantis обошел «Фольксваген АГ». Альянс включает в себя 10 европейских и 4 американских брендов:
- ✪ Peugeot
- ✪ Citroen
- ✪ Fiat
- ✪ Opel
- ✪ Lancia
- ✪ Maseratti
- ✪ DS
- ✪ Abarth
- ✪ Alfa Romeo
- ✪ Vauxhall
- ✪ Chrysler
- ✪ Ram
- ✪ Dodge
- ✪ Jeep
Сборочные заводы альянса расположены в 30 странах по всему миру, в том числе и в России. По суммарному производству новообразованная группа дышит в затылок «Фольксваген АГ» - более 6,8 млн. автомобилей в 2020 году. Правда, если исключить из статистики американские компании, отставание будет значительным.
RNMA
Фото: autos.id
Еще одна массовая «группировка» - альянс Renault-Nissan-Mitsubishi. Можно сказать спасибо, что организаторы не включили в название группы все входящие в нее бренды, поскольку их не мало!
- ✪ Renault
- ✪ Nissan
- ✪ Mitsubishi
- ✪ Samsung
- ✪ Dacia
- ✪ Lada
- ✪ Infiniti
- ✪ Alpine
- ✪ Dongfeng
Многие ли знали, что под маркой «Самсунг» выпускают не только смартфоны и телевизоры, но и автомобили? А тем не менее, многие из нас их встречали на дорогах –кроссовер Renault Koleos первого поколения в девичестве своем носил имя Samsung. Собственно, у себя на родине он до сих пор его носит.
Заводы альянса щедро разбросаны по всей Европе, а также в Южной Корее, Японии, Китае, Бразилии, Индии.
BMW Group
Несильно разветвленное "генеалогическое древо" компании "БМВ". Фото: komtransspb.ru
Почти «монобрендовое» объединение, локомотивом в котором выступает компания BMW. Помимо титульной марки, в группу входят бренды MINI, Rolls-Royce и Alpina (не путать с Alpine, входящим в альянс Renault-Nissan).
Понятно, что основные объемы выпуска приходятся на автомобили «БМВ» - чуть более 2 млн. в прошлом году. Автомобили MINI, получившие под крылом баварцев, по сути, новую жизнь, продаются тоже достаточно неплохо – почти четверть миллиона в год. «Роллс-Ройс» же, в силу своего статуса и, как следствие, заоблачных ценников, теряется в общей статистике концерна. Alpina и вовсе выпускает автомобили на базе модельной линейки «БМВ», являясь, по сути, «придворным» тюнинговым ателье.
Выпуск автомобилей BMW налажен во многих странах Европы, Америки, Азии и Африки. Производят их и в России на мощностях компании «Автотор» в Калининграде. Правда, это не полноценный завод, принадлежащий BMW Group, а лишь сборочная площадка, хотя и весьма успешная.
Mercedes-Benz Group
Концерн "Мерседес-Бенц", при всем разнообразии выпускаемых автомобилей, мы знаем, прежде всего, по этому значку. Фото: ft.com
Еще в начале этого года этот транснациональный концерн носил имя Daimler – переименование случилось буквально на днях. Помимо легковых автомобилей компания выпускает огромное количество грузовиков под различными брендами. Но нас пока интересуют только легковушки.
А если говорить исключительно о легковых моделях, то это почти исключительно вариации на тему «Мерседеса»:
- ✪ Mercedes-Benz
- ✪ Mercedes AMG
- ✪ Mercedes-Maybach
Помимо люксового бренда, концерн выпускает в Европе микроавтомобили Smart, причем, как в версиях с бензиновым мотором, так и с полностью электрические. Но, будучи очень нишевой моделью, «Смарт» не может похвастать сколь-нибудь массовым выпуском – менее 50 тыс. машин в год.
Можно было бы вспомнить еще и марку Chrysler, входившую в группу Daimler AG. Но, во-первых, ныне этот бренд благополучно продан и принадлежит концерну Stellantis (о чем мы говорили выше), а во-вторых, этот производитель исконно американский и к Европе отношения имеет мало. Хотя, отголоски былого сотрудничества с немцами можно наблюдать в производственной гамме «Крайслера» до сих пор.
Как и другие крупные игроки, «Мерседес» собирает свои автомобили по всему миру, не только в Европе. Объем производства легковых моделей в прошлом году составил более 2 миллионов машин.
Ford
Говоря о европейских производителях, нельзя не сказать о компании Ford. Да, этот концерн принято считать американским, но деятельность подразделения Ford of Europe отличается заметной самостоятельностью. Компания ведет самостоятельные разработки моделей исключительно под европейский рынок, которые сильно, а порой и кардинально, отличаются от одноименных машин, выпускаемых в Америке. Например, Focus первого поколения, выпущенный в Европе имел значительные отличия от своего американского собрата, как по технике, так и по исполнению. А под именем Fusion в Европе и США выпускались вообще разные автомобили.
Нельзя забыть и о том, что в концерн «Форд» входили и исконно европейские марки – например, Volvo, Land Rover и Jaguar. Но – уже не входят.
[quote][/quote]И вот здесь мы подходим к теме, которая пугает многих – наступление из Азии. Прежде всего, из Китая.
Можно часто услышать мнение, что скоро Китай скупит всех и все. Отчасти это подтверждается практикой. Например, та же компания Volvo ныне принадлежит китайскому концерну Geely. Это, пожалуй, самый яркий пример, когда варяги из Поднебесной «откусывают» крупного европейского производителя с годовым объемом производства свыше полумиллиона автомобилей. Но, пока и единственный.
Кто-то вспомнит про Land Rover и Jaguar, которые тоже утратили свою европейскую самостоятельность. Но, во-первых, они утратили ее уже давно, когда их купил «Форд» (кстати, как и «Вольво»). И тогда это беспокойства ни у кого не вызывало. Во-вторых, обе эти компании, при всем к ним уважении, трудно назвать массовыми. С суммарным годовым объемом производства чуть более 300 тыс. машин, они не попадают даже в Топ-50 мировых производителей. А в-третьих, китайцы здесь ни причём – за ними пришли из Индии. Ныне обе эти марки принадлежат концерну Tata. Равно как и кузовное ателье Pininfarina, известное каждому, кто хоть немного интересуется автомобилями. Но что-то я ни разу не слышал об угрозе индийского нашествия в связи с этим.
Фирма "Вольво" давно перестала принадлежать шведам, но марка не перестает восприниматься, как шведская. Фото: стиль-моторс.рф
Нельзя отрицать, что в Азии очень много денег. И эти деньги активно проникают по всему миру. Но всерьез говорить о «китайской угрозе» я бы не стал. Крупные европейские концерны пока китайцам не по зубам, а сами европейцы не сильно нуждаются в азиатской помощи.
Впрочем, автомобильное производство – история глобальная. И с каждым годом становится все запутаннее. Кто кому принадлежит, к какой стране относится – границы нынче все более стираются. И, если в числе крупных акционеров VAG когда-нибудь появятся люди с узкими глазами, ничего страшного в этом нет. Не мы такие – мир такой.
- Юрий Самосудов
- habr.com, keywordbasket.com, avtotema.mediasalt.ru, autos.id, komtransspb.ru, ft.com, стиль-моторс.рф
Рекомендуем для вас
Впервые в России изготовлен супермощный авиадвигатель
Он будет использоваться для отработки новых технологий. Да и отечественным широкофюзеляжным самолетам такие силовые агрегаты необходимы....
Ил-96-300: взлет спустя десять лет простоя
Взгляните на фото: это не свалка – перед вами воздушное судно, готовящееся к взлету. Авиалайнер построили в 1992-м году, в 2008-м он совершил последний...
Возвращение легенды: запущен амбициозный проект «Волга 2025»
Не кажется ли вам, что автомобили «Волга» застряли в прошлом, и было бы справедливо дать этому бренду продолжение? Именно так подумала команда YouTube-канала...
Lada Aura поступили в распоряжение российских чиновников – они не слишком довольны
Первая партия автомобилей уже отправлена к заказчикам. Но чиновникам не нравится отечественный «премиум»....
Зачем на морских судах окна рубки наклоняют «неправильно»
На морских кораблях иллюминаторы капитанского мостика сделаны с отрицательным уклоном. А на речных судах – все наоборот. В чем тут дело?...
Зачем трактору треугольные гусеницы
Проходимость обычного гусеничного трактора, казалось бы, вне сомнений. Но нет: зачем-то понадобилось его усовершенствовать и поставить движитель в виде...
Испытания российского авиалайнера SJ-100 проходят успешно – подробности
Оказывается, импортозамещенный самолет стал лучше. А намеченные испытания идут по плану....
Отпиливаем от движка ГАЗ-53 два цилиндра и запускаем «новый» мотор
ؘНужен двухцилиндровый мотор для мотоцикла? Нет проблем: понадобится отходивший свое (списанный, заброшенный и т. д.) движок от ГАЗ-53. У этого мотора аж...
Амуро-Якутская магистраль: вечная мерзлота и американские тепловозы
Амуро-Якутская магистраль – важная составляющая транспортной сети Сибири и Дальнего Востока. Железная дорога имеет большие перспективы развития....
Линейку самолетов МС-21 расширят дополнительной модификацией
Она будет отличаться конструктивно. Проект финансирования уже утвердили, поэтому работы начнут в кратчайшие сроки....
Пермские ученые нашли способ сделать самолеты тише
Всего одна деталь может сделать российские самолеты тише. Первые лабораторные исследования удачно завешены. Подробнее читайте в нашем материале....
Самые нестандартные грузоперевозки: риск и необходимость
Как перевезти дом или трубу длиной в несколько десятков метров, огромный трактор, целый корабль, буровую вышку? Все это решает интереснейшая (и рисковая!)...
Российские внедорожники «Капитан» – лучше, чем УАЗ Пикап и «Профи»
В полку российских внедорожников прибыло. Компания «Промтех» решила запустить в серийное производство пикапы. Внешне они напоминают известные японские модели,...
В России появятся 14 заводов по выпуску автозапчастей – реализация проекта намечена на 2025 год
«Автотор» настроен серьезно. Ведь этот производитель планирует 100% локализацию....
Корейские автобренды возвращаются в Россию – KGM, бывший SsangYong, сделает это официально
Бренд будет предлагать кроссоверы как с передним, так и с полным приводом. Пока неизвестно, будут ли в российской линейке рамные внедорожники....
Двигатель ПД-35 стал на шаг ближе к сертификации
Разработка двигателя для тяжелого транспортного самолета длится уже восемь лет. Теперь проект заметно продвинулся....