Автоконцерны Европы – кто кому принадлежит?
Автомобильное производство – бизнес глобальный. А его статистика – сложная и запутанная. Заводы щедро разбросаны по всему миру, компании продаются и покупаются, образуют альянсы и группы, вступают в кооперацию. Поэтому и результаты зависят от того, с какими критериями к ним подходить. К примеру, если компании Hyundai и KIA в рейтинге производителей занимают пятое и восьмое место соответственно, то концерн Hyundai-KIA – уже претендует на третье. А Южная Корея, родина этих фирм, в списке стран-производителей только на пятом месте.
Или такой факт. В топ-10 производителей нет ни одного китайского бренда (лучший, ChangAN, лишь на 13 месте), зато Китай, как страна, по выпуску автомобилей с огромным отрывом занимает первое место в мире – более 26 млн. машин против около 8,5 млн. в США.
Поэтому говорить об автобизнесе с точки зрения национальной или территориальной принадлежности с каждым годом становится все труднее – можно запутаться.
Но мы попробуем. Заранее оговоримся – речь пойдет только про легковые автомобили, грузовики, автобусы и прочую крупногабаритную технику мы вынесем за скобки.
Сегодня поговорим о европейский производителях. Немаловажен и тот факт, что львиная доля производства в Старом Свете приходится на исконно европейские марки. Да, пришлые варяги есть, но, в основном, в странах восточной Европы и их не сказать, чтобы много. Объясняется это довольно просто – стоимостью рабочей силы. В Европе она высока. По этой же причине значительная часть «европейских» машин производится в странах, где фонды оплаты труда не вызывают слез акционеров.
Посмотрим, как сегодня выглядит список крупнейших и наиболее значимых автопроизводителей Европы. Но надо понимать, что эта ситуация динамична – компании сливаются, расходятся, образуют альянсы и совместные проекты, меняют собственников, исчезают старые, возникают новые. Так что через несколько лет картина может быть сильно иной.
Уже долгие годы остается Крупнейшим производителем Старого Света. Сокращенное наименование – VAG. В прошлом году с его конвейеров, разбросанных по всему миру, сошло более 7,1 млн. автомобилей. Также концерн является одним из лидеров по количеству входящих в него брендов.
Помимо прочего, в состав концерна входит дизайнерское ателье ItalDesignGiugiaro и производитель мотоциклов Ducati.
Будущий автогигант был основан в 1937 году Фердинандом Порше. Штаб-квартира расположена в Вольфсбурге (Германия). На сегодняшний день концерн включает в себя 48 автосборочных заводов в 15 европейских странах, а также в некоторых странах Латинской Америки, Азии и Африки.
Сборочные площадки «Фольксвагена» есть и в России – в Калужской области и Нижнем Новгороде.
По объемам производства конкуренцию концерну VAG может составить образованный в 2021 году альянс Stellantis. В январе прошлого года о своем слиянии объявили компании Fiat Chrysler Automobiles и Group PSA.
По числу «участников» Stellantis обошел «Фольксваген АГ». Альянс включает в себя 10 европейских и 4 американских брендов:
Сборочные заводы альянса расположены в 30 странах по всему миру, в том числе и в России. По суммарному производству новообразованная группа дышит в затылок «Фольксваген АГ» - более 6,8 млн. автомобилей в 2020 году. Правда, если исключить из статистики американские компании, отставание будет значительным.
Еще одна массовая «группировка» - альянс Renault-Nissan-Mitsubishi. Можно сказать спасибо, что организаторы не включили в название группы все входящие в нее бренды, поскольку их не мало!
Многие ли знали, что под маркой «Самсунг» выпускают не только смартфоны и телевизоры, но и автомобили? А тем не менее, многие из нас их встречали на дорогах –кроссовер Renault Koleos первого поколения в девичестве своем носил имя Samsung. Собственно, у себя на родине он до сих пор его носит.
Заводы альянса щедро разбросаны по всей Европе, а также в Южной Корее, Японии, Китае, Бразилии, Индии.
Почти «монобрендовое» объединение, локомотивом в котором выступает компания BMW. Помимо титульной марки, в группу входят бренды MINI, Rolls-Royce и Alpina (не путать с Alpine, входящим в альянс Renault-Nissan).
Понятно, что основные объемы выпуска приходятся на автомобили «БМВ» - чуть более 2 млн. в прошлом году. Автомобили MINI, получившие под крылом баварцев, по сути, новую жизнь, продаются тоже достаточно неплохо – почти четверть миллиона в год. «Роллс-Ройс» же, в силу своего статуса и, как следствие, заоблачных ценников, теряется в общей статистике концерна. Alpina и вовсе выпускает автомобили на базе модельной линейки «БМВ», являясь, по сути, «придворным» тюнинговым ателье.
Выпуск автомобилей BMW налажен во многих странах Европы, Америки, Азии и Африки. Производят их и в России на мощностях компании «Автотор» в Калининграде. Правда, это не полноценный завод, принадлежащий BMW Group, а лишь сборочная площадка, хотя и весьма успешная.
Еще в начале этого года этот транснациональный концерн носил имя Daimler – переименование случилось буквально на днях. Помимо легковых автомобилей компания выпускает огромное количество грузовиков под различными брендами. Но нас пока интересуют только легковушки.
А если говорить исключительно о легковых моделях, то это почти исключительно вариации на тему «Мерседеса»:
Помимо люксового бренда, концерн выпускает в Европе микроавтомобили Smart, причем, как в версиях с бензиновым мотором, так и с полностью электрические. Но, будучи очень нишевой моделью, «Смарт» не может похвастать сколь-нибудь массовым выпуском – менее 50 тыс. машин в год.
Можно было бы вспомнить еще и марку Chrysler, входившую в группу Daimler AG. Но, во-первых, ныне этот бренд благополучно продан и принадлежит концерну Stellantis (о чем мы говорили выше), а во-вторых, этот производитель исконно американский и к Европе отношения имеет мало. Хотя, отголоски былого сотрудничества с немцами можно наблюдать в производственной гамме «Крайслера» до сих пор.
Как и другие крупные игроки, «Мерседес» собирает свои автомобили по всему миру, не только в Европе. Объем производства легковых моделей в прошлом году составил более 2 миллионов машин.
Говоря о европейских производителях, нельзя не сказать о компании Ford. Да, этот концерн принято считать американским, но деятельность подразделения Ford of Europe отличается заметной самостоятельностью. Компания ведет самостоятельные разработки моделей исключительно под европейский рынок, которые сильно, а порой и кардинально, отличаются от одноименных машин, выпускаемых в Америке. Например, Focus первого поколения, выпущенный в Европе имел значительные отличия от своего американского собрата, как по технике, так и по исполнению. А под именем Fusion в Европе и США выпускались вообще разные автомобили.
И вот здесь мы подходим к теме, которая пугает многих – наступление из Азии. Прежде всего, из Китая.
Можно часто услышать мнение, что скоро Китай скупит всех и все. Отчасти это подтверждается практикой. Например, та же компания Volvo ныне принадлежит китайскому концерну Geely. Это, пожалуй, самый яркий пример, когда варяги из Поднебесной «откусывают» крупного европейского производителя с годовым объемом производства свыше полумиллиона автомобилей. Но, пока и единственный.
Кто-то вспомнит про Land Rover и Jaguar, которые тоже утратили свою европейскую самостоятельность. Но, во-первых, они утратили ее уже давно, когда их купил «Форд» (кстати, как и «Вольво»). И тогда это беспокойства ни у кого не вызывало. Во-вторых, обе эти компании, при всем к ним уважении, трудно назвать массовыми. С суммарным годовым объемом производства чуть более 300 тыс. машин, они не попадают даже в Топ-50 мировых производителей. А в-третьих, китайцы здесь ни причём – за ними пришли из Индии. Ныне обе эти марки принадлежат концерну Tata. Равно как и кузовное ателье Pininfarina, известное каждому, кто хоть немного интересуется автомобилями. Но что-то я ни разу не слышал об угрозе индийского нашествия в связи с этим.
Нельзя отрицать, что в Азии очень много денег. И эти деньги активно проникают по всему миру. Но всерьез говорить о «китайской угрозе» я бы не стал. Крупные европейские концерны пока китайцам не по зубам, а сами европейцы не сильно нуждаются в азиатской помощи.
Впрочем, автомобильное производство – история глобальная. И с каждым годом становится все запутаннее. Кто кому принадлежит, к какой стране относится – границы нынче все более стираются. И, если в числе крупных акционеров VAG когда-нибудь появятся люди с узкими глазами, ничего страшного в этом нет. Не мы такие – мир такой.
Или такой факт. В топ-10 производителей нет ни одного китайского бренда (лучший, ChangAN, лишь на 13 месте), зато Китай, как страна, по выпуску автомобилей с огромным отрывом занимает первое место в мире – более 26 млн. машин против около 8,5 млн. в США.
Поэтому говорить об автобизнесе с точки зрения национальной или территориальной принадлежности с каждым годом становится все труднее – можно запутаться.
Но мы попробуем. Заранее оговоримся – речь пойдет только про легковые автомобили, грузовики, автобусы и прочую крупногабаритную технику мы вынесем за скобки.
Сегодня поговорим о европейский производителях. Немаловажен и тот факт, что львиная доля производства в Старом Свете приходится на исконно европейские марки. Да, пришлые варяги есть, но, в основном, в странах восточной Европы и их не сказать, чтобы много. Объясняется это довольно просто – стоимостью рабочей силы. В Европе она высока. По этой же причине значительная часть «европейских» машин производится в странах, где фонды оплаты труда не вызывают слез акционеров.
Посмотрим, как сегодня выглядит список крупнейших и наиболее значимых автопроизводителей Европы. Но надо понимать, что эта ситуация динамична – компании сливаются, расходятся, образуют альянсы и совместные проекты, меняют собственников, исчезают старые, возникают новые. Так что через несколько лет картина может быть сильно иной.
Volkswagen AG
Монстр европейского автопрома - концерн VAG. Фото: keywordbasket.com
Уже долгие годы остается Крупнейшим производителем Старого Света. Сокращенное наименование – VAG. В прошлом году с его конвейеров, разбросанных по всему миру, сошло более 7,1 млн. автомобилей. Также концерн является одним из лидеров по количеству входящих в него брендов.
- ✪ Volkswagen
- ✪ Audi
- ✪ Skoda
- ✪ Porsche
- ✪ Seat
- ✪ Bentley
- ✪ Bugatti
- ✪ Lamborghini
Помимо прочего, в состав концерна входит дизайнерское ателье ItalDesignGiugiaro и производитель мотоциклов Ducati.
Будущий автогигант был основан в 1937 году Фердинандом Порше. Штаб-квартира расположена в Вольфсбурге (Германия). На сегодняшний день концерн включает в себя 48 автосборочных заводов в 15 европейских странах, а также в некоторых странах Латинской Америки, Азии и Африки.
Сборочные площадки «Фольксвагена» есть и в России – в Калужской области и Нижнем Новгороде.
Stellantis
Недавно возникшее объединение "Стеллантис" сразу стало одним из крупнейших в Европе. Фото: avtotema.mediasalt.ru
По объемам производства конкуренцию концерну VAG может составить образованный в 2021 году альянс Stellantis. В январе прошлого года о своем слиянии объявили компании Fiat Chrysler Automobiles и Group PSA.
По числу «участников» Stellantis обошел «Фольксваген АГ». Альянс включает в себя 10 европейских и 4 американских брендов:
- ✪ Peugeot
- ✪ Citroen
- ✪ Fiat
- ✪ Opel
- ✪ Lancia
- ✪ Maseratti
- ✪ DS
- ✪ Abarth
- ✪ Alfa Romeo
- ✪ Vauxhall
- ✪ Chrysler
- ✪ Ram
- ✪ Dodge
- ✪ Jeep
Сборочные заводы альянса расположены в 30 странах по всему миру, в том числе и в России. По суммарному производству новообразованная группа дышит в затылок «Фольксваген АГ» - более 6,8 млн. автомобилей в 2020 году. Правда, если исключить из статистики американские компании, отставание будет значительным.
RNMA
Фото: autos.id
Еще одна массовая «группировка» - альянс Renault-Nissan-Mitsubishi. Можно сказать спасибо, что организаторы не включили в название группы все входящие в нее бренды, поскольку их не мало!
- ✪ Renault
- ✪ Nissan
- ✪ Mitsubishi
- ✪ Samsung
- ✪ Dacia
- ✪ Lada
- ✪ Infiniti
- ✪ Alpine
- ✪ Dongfeng
Многие ли знали, что под маркой «Самсунг» выпускают не только смартфоны и телевизоры, но и автомобили? А тем не менее, многие из нас их встречали на дорогах –кроссовер Renault Koleos первого поколения в девичестве своем носил имя Samsung. Собственно, у себя на родине он до сих пор его носит.
Заводы альянса щедро разбросаны по всей Европе, а также в Южной Корее, Японии, Китае, Бразилии, Индии.
BMW Group
Несильно разветвленное "генеалогическое древо" компании "БМВ". Фото: komtransspb.ru
Почти «монобрендовое» объединение, локомотивом в котором выступает компания BMW. Помимо титульной марки, в группу входят бренды MINI, Rolls-Royce и Alpina (не путать с Alpine, входящим в альянс Renault-Nissan).
Понятно, что основные объемы выпуска приходятся на автомобили «БМВ» - чуть более 2 млн. в прошлом году. Автомобили MINI, получившие под крылом баварцев, по сути, новую жизнь, продаются тоже достаточно неплохо – почти четверть миллиона в год. «Роллс-Ройс» же, в силу своего статуса и, как следствие, заоблачных ценников, теряется в общей статистике концерна. Alpina и вовсе выпускает автомобили на базе модельной линейки «БМВ», являясь, по сути, «придворным» тюнинговым ателье.
Выпуск автомобилей BMW налажен во многих странах Европы, Америки, Азии и Африки. Производят их и в России на мощностях компании «Автотор» в Калининграде. Правда, это не полноценный завод, принадлежащий BMW Group, а лишь сборочная площадка, хотя и весьма успешная.
Mercedes-Benz Group
Концерн "Мерседес-Бенц", при всем разнообразии выпускаемых автомобилей, мы знаем, прежде всего, по этому значку. Фото: ft.com
Еще в начале этого года этот транснациональный концерн носил имя Daimler – переименование случилось буквально на днях. Помимо легковых автомобилей компания выпускает огромное количество грузовиков под различными брендами. Но нас пока интересуют только легковушки.
А если говорить исключительно о легковых моделях, то это почти исключительно вариации на тему «Мерседеса»:
- ✪ Mercedes-Benz
- ✪ Mercedes AMG
- ✪ Mercedes-Maybach
Помимо люксового бренда, концерн выпускает в Европе микроавтомобили Smart, причем, как в версиях с бензиновым мотором, так и с полностью электрические. Но, будучи очень нишевой моделью, «Смарт» не может похвастать сколь-нибудь массовым выпуском – менее 50 тыс. машин в год.
Можно было бы вспомнить еще и марку Chrysler, входившую в группу Daimler AG. Но, во-первых, ныне этот бренд благополучно продан и принадлежит концерну Stellantis (о чем мы говорили выше), а во-вторых, этот производитель исконно американский и к Европе отношения имеет мало. Хотя, отголоски былого сотрудничества с немцами можно наблюдать в производственной гамме «Крайслера» до сих пор.
Как и другие крупные игроки, «Мерседес» собирает свои автомобили по всему миру, не только в Европе. Объем производства легковых моделей в прошлом году составил более 2 миллионов машин.
Ford
Говоря о европейских производителях, нельзя не сказать о компании Ford. Да, этот концерн принято считать американским, но деятельность подразделения Ford of Europe отличается заметной самостоятельностью. Компания ведет самостоятельные разработки моделей исключительно под европейский рынок, которые сильно, а порой и кардинально, отличаются от одноименных машин, выпускаемых в Америке. Например, Focus первого поколения, выпущенный в Европе имел значительные отличия от своего американского собрата, как по технике, так и по исполнению. А под именем Fusion в Европе и США выпускались вообще разные автомобили.
Нельзя забыть и о том, что в концерн «Форд» входили и исконно европейские марки – например, Volvo, Land Rover и Jaguar. Но – уже не входят.
[quote][/quote]И вот здесь мы подходим к теме, которая пугает многих – наступление из Азии. Прежде всего, из Китая.
Можно часто услышать мнение, что скоро Китай скупит всех и все. Отчасти это подтверждается практикой. Например, та же компания Volvo ныне принадлежит китайскому концерну Geely. Это, пожалуй, самый яркий пример, когда варяги из Поднебесной «откусывают» крупного европейского производителя с годовым объемом производства свыше полумиллиона автомобилей. Но, пока и единственный.
Кто-то вспомнит про Land Rover и Jaguar, которые тоже утратили свою европейскую самостоятельность. Но, во-первых, они утратили ее уже давно, когда их купил «Форд» (кстати, как и «Вольво»). И тогда это беспокойства ни у кого не вызывало. Во-вторых, обе эти компании, при всем к ним уважении, трудно назвать массовыми. С суммарным годовым объемом производства чуть более 300 тыс. машин, они не попадают даже в Топ-50 мировых производителей. А в-третьих, китайцы здесь ни причём – за ними пришли из Индии. Ныне обе эти марки принадлежат концерну Tata. Равно как и кузовное ателье Pininfarina, известное каждому, кто хоть немного интересуется автомобилями. Но что-то я ни разу не слышал об угрозе индийского нашествия в связи с этим.
Фирма "Вольво" давно перестала принадлежать шведам, но марка не перестает восприниматься, как шведская. Фото: стиль-моторс.рф
Нельзя отрицать, что в Азии очень много денег. И эти деньги активно проникают по всему миру. Но всерьез говорить о «китайской угрозе» я бы не стал. Крупные европейские концерны пока китайцам не по зубам, а сами европейцы не сильно нуждаются в азиатской помощи.
Впрочем, автомобильное производство – история глобальная. И с каждым годом становится все запутаннее. Кто кому принадлежит, к какой стране относится – границы нынче все более стираются. И, если в числе крупных акционеров VAG когда-нибудь появятся люди с узкими глазами, ничего страшного в этом нет. Не мы такие – мир такой.
- Юрий Самосудов
- habr.com, keywordbasket.com, avtotema.mediasalt.ru, autos.id, komtransspb.ru, ft.com, стиль-моторс.рф
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...