.d-md-none .d-lg-block bibimot

Scania Citywide LE 12M – один из последних автобусов на закате бренда

Scania Citywide LE 12M – один из последних автобусов на закате бренда
Принцип, что в конкурентной борьбе выживает сильнейший и лучший, работает не всегда. Иногда так складываются обстоятельства, что знаменитый и широко известный бренд вдруг сталкивается с непреодолимой чередой неудач. Причем, это могут быть и внутренние проблемы, и внешние факторы, и их неблагоприятный микс.


Если упомянуть шведского производителя Scania, то он появился еще в начале прошлого века, а история компании давно перевалила через столетний рубеж. Вряд ли среди нас найдутся те, кто ничего не слышал о выносливых и надежных грузовиках с таким названием.

Scania Citywide LE 12M – один из последних автобусов на закате брендаScania Citywide LE 12M на автобусной остановке. Фото автора

В какой-то момент, следуя модной традиции, шведы занялись и выпуском крупногабаритной пассажирской техники. Ведь имелось все: мощности, специалисты, желание и спрос. Стоило лишь немного перепрофилироваться, и во многих странах Европы появились автобусы разного назначения марки Scania.

Не выдержав конкуренции


Но, как оказалось, заявить о себе и удержать позиции в будущем – не всегда является одним и тем же. А ведь для улучшения локации и сотрудничества с европейскими клиентами шведская компания даже открыла завод в польском Слупске.

С такого удобного географического положения значительно улучшались и поставка, и обслуживание пассажирской техники, предлагаемой центральноевропейским клиентам. К сожалению, теоретические расчеты не принесли с собой практического подтверждения: на протяжении нескольких лет объемы продаж польского филиала оставались на печально низком уровне.

Одна из последних новинок компании Scania Citywide второго поколения была представлена на выставке Busworld в 2019 году. Несмотря на ожидания производителя, она была очень вяло встречена потенциальными покупателями. Но такая реакция стала итогом череды событий не одного дня.


Все дело в том, что шведский производитель предлагал качественную продукцию, но с рядом оговорок. К ним можно отнести и довольно дорогой новый Scania Citywide, поступивший в продажу на исходе 2020 года. В целом, все выглядит примерно так:

✅ технологии алюминиевых кузовов
✅ очень высокая стоимость на всю линейку
✅ низкий ассортимент продукции

Очень хорошо все это проявилось во время попытки внедрения Scania в популярный сегмент электромобильности. Здесь они вчистую проиграли всем конкурентам, предложившим более демократичные расценки и широкое разнообразие компоновок. Особенно в этом преуспели турецкие производители, осуществившие широкую экспансию на европейский рынок.

У центрального входа находится площадка для детских и инвалидных колясок. Фото автора

А ведь после сворачивания производства в Финляндии и реорганизации в Слупске, казалось, что ситуацию еще можно спасти. Тем более, что в 2023 году польский завод отмечал свое 30-летие. Но в марте появилось заявление руководства о том, что Scania намерена в ближайшем будущем полностью прекратить выпуск автобусов под собственной маркой.

Уже сейчас компания сосредоточена только на сборке шасси для кузовостроителей. В принципе, именно это направление и выручало в прошлые годы, позволяя сохранять на плаву убыточный автобусный сегмент Scania. Принятое решение кто-то мог бы сравнить с тем, что произошло у коллег из немецкого Volvo. Но там совсем другая история: они просто пытаются извлечь выгоду из прошлых разработок, перенося производство в Испанию (туристические) и Египет (городские автобусы).

Еще одним побуждающим фактором стали успехи другого члена группы TRATON – MAN Truck & Bus. Поэтому решение не дробить общие ресурсы выглядит вполне логичным, ведь MAN также располагает мощностями по сборке автобусов на территории Польши.

Часто вход в салон осуществляется через широкую переднюю дверь. Фото автора

Последний слупский экземпляр появился в конце 2023 года. Это Scania Citywide LF в версии, работающей на сжатом природном газе. Он получил серийный № 10413 и отправлен одному французскому заказчику в начале 2024-го. После этого 850 человек остались без работы (лишь малая часть из них задействована на сборке шасси в соседнем городе). Но, пожалуй, хватит о грустном и давайте немного сосредоточимся на прощальном автобусе шведского производителя.

Автобус Scania Citywide и некоторые его модификации


Впервые такое название выбрано для линейки автобусов производителя еще в 2011 году. Это была частично низкопольная конструкция (кроме задней части), предназначенная для неинтенсивных междугородных или пригородных перевозок. Уже тогда он предлагался в двух- или трехосном исполнении, длиной от 12 до 18 (сочлененная версия) метров.

Сидения в салоне Citywide LE 12M с тканевой обивкой. Фото автора

Имел место и Scania Citywide Hybrid. Особенности его дизайна заключались в ниспадающей линии крыши спереди. А в задней части, напротив, установили верхний спойлер. Именно на базе этих конструкций и появилось второе поколение, просуществовавшее с 2019 по 2024 годы. Оно получило несколько элементов омологации:

✅ 7-дюймовая полуцифровая приборная панель
✅ новое рулевое колесо с элементами управления аудиосистемой
✅ боковое продольное расположение двигателя (в версии LF)

Тогда же появился и классический электробус, получивший индекс Citywide BEV. Он имел пару осей, 32-местный салон и 12-метровую длину. В нем установили восемь аккумуляторных модулей общей мощностью до 300 кВт, при крутящем моменте в 210 Н*м. Для быстрой зарядки предусмотрен пантограф и система подключаемых модулей CCS2. Но давайте сосредоточим внимание на показателях классической версии:

✅ длина – 12 м
✅ ширина – 2,55 м
✅ высота – 3,3 м

По внутреннему устройство он мало отличается от электрической версии. Почти идентичная вместимость (32 сидячих места и 45 стоячих) и место у центральной двери для инвалидных или детских колясок, других габаритных поклаж. А вот какой силовой агрегат получила эта модель:

✅ рабочий объем – 9,3 л
✅ мощность двигателя – 250 (с другим типом – 360) л. с
✅ стандарт выбросов – Евро 6
✅ максимальный крутящий момент – 1350 Н*м

Модель Scania Citywide имеет и другие положительные моменты в своей конструкции. И шасси, и трансмиссия, и сам кузов разработаны и тщательно протестированы на предмет надежности и производительности. Этих показателей создатели постарались добиться без ущерба для энергоэффективности. Имеется и усовершенствованная система помощи водителю (ADAS), включающая:

✅ предупреждение о столкновении с пешеходами
✅ предупреждение о слепых зонах
✅ адаптивный круиз-контроль
✅ удержание внимания
✅ экстренное торможение

Также электропневматический стояночный тормоз предотвращает непреднамеренный запуск автобуса, тем самым избегая возможных аварий. Техника имеет минималистские формы и крышу для таких компонентов, как кондиционеры, топливные емкости и аккумуляторные батареи.

Scania Citywide LE 12M: вид сзади. Фото автора

Низкие окна способствуют минимизации границ между автобусом и его окружением. Пару лет назад также усилили переднюю ось, увеличив ее грузоподъемность с 7,1 до 8,2 тонны. Это позволило оптимизировать распределение нагрузок и повысило общую рекомендуемую вместимость техники. А уменьшение веса самого шасси на 2% поспособствовало незначительному снижению расхода топлива. Но, несмотря на все эти положительные моменты, выпуск Scania Citywide в польском Слупске полностью прекращен.

Автор:

Использованы фотографии: фото автора

А вы согласны с решением о прекращении выпуска Scania Citywide LE 12M?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Трехосный шведско-испанский автобус Scania Irizar PBМалые серии линейки Ford Taunus