
Scania Citywide LE 12M – один из последних автобусов на закате бренда
Принцип, что в конкурентной борьбе выживает сильнейший и лучший, работает не всегда. Иногда так складываются обстоятельства, что знаменитый и широко известный бренд вдруг сталкивается с непреодолимой чередой неудач. Причем, это могут быть и внутренние проблемы, и внешние факторы, и их неблагоприятный микс.
Если упомянуть шведского производителя Scania, то он появился еще в начале прошлого века, а история компании давно перевалила через столетний рубеж. Вряд ли среди нас найдутся те, кто ничего не слышал о выносливых и надежных грузовиках с таким названием.
Scania Citywide LE 12M на автобусной остановке. Фото автора
В какой-то момент, следуя модной традиции, шведы занялись и выпуском крупногабаритной пассажирской техники. Ведь имелось все: мощности, специалисты, желание и спрос. Стоило лишь немного перепрофилироваться, и во многих странах Европы появились автобусы разного назначения марки Scania.
Но, как оказалось, заявить о себе и удержать позиции в будущем – не всегда является одним и тем же. А ведь для улучшения локации и сотрудничества с европейскими клиентами шведская компания даже открыла завод в польском Слупске.
С такого удобного географического положения значительно улучшались и поставка, и обслуживание пассажирской техники, предлагаемой центральноевропейским клиентам. К сожалению, теоретические расчеты не принесли с собой практического подтверждения: на протяжении нескольких лет объемы продаж польского филиала оставались на печально низком уровне.
Все дело в том, что шведский производитель предлагал качественную продукцию, но с рядом оговорок. К ним можно отнести и довольно дорогой новый Scania Citywide, поступивший в продажу на исходе 2020 года. В целом, все выглядит примерно так:
✅ технологии алюминиевых кузовов
✅ очень высокая стоимость на всю линейку
✅ низкий ассортимент продукции
Очень хорошо все это проявилось во время попытки внедрения Scania в популярный сегмент электромобильности. Здесь они вчистую проиграли всем конкурентам, предложившим более демократичные расценки и широкое разнообразие компоновок. Особенно в этом преуспели турецкие производители, осуществившие широкую экспансию на европейский рынок.
У центрального входа находится площадка для детских и инвалидных колясок. Фото автора
А ведь после сворачивания производства в Финляндии и реорганизации в Слупске, казалось, что ситуацию еще можно спасти. Тем более, что в 2023 году польский завод отмечал свое 30-летие. Но в марте появилось заявление руководства о том, что Scania намерена в ближайшем будущем полностью прекратить выпуск автобусов под собственной маркой.
Уже сейчас компания сосредоточена только на сборке шасси для кузовостроителей. В принципе, именно это направление и выручало в прошлые годы, позволяя сохранять на плаву убыточный автобусный сегмент Scania. Принятое решение кто-то мог бы сравнить с тем, что произошло у коллег из немецкого Volvo. Но там совсем другая история: они просто пытаются извлечь выгоду из прошлых разработок, перенося производство в Испанию (туристические) и Египет (городские автобусы).
Еще одним побуждающим фактором стали успехи другого члена группы TRATON – MAN Truck & Bus. Поэтому решение не дробить общие ресурсы выглядит вполне логичным, ведь MAN также располагает мощностями по сборке автобусов на территории Польши.
Часто вход в салон осуществляется через широкую переднюю дверь. Фото автора
Последний слупский экземпляр появился в конце 2023 года. Это Scania Citywide LF в версии, работающей на сжатом природном газе. Он получил серийный № 10413 и отправлен одному французскому заказчику в начале 2024-го. После этого 850 человек остались без работы (лишь малая часть из них задействована на сборке шасси в соседнем городе). Но, пожалуй, хватит о грустном и давайте немного сосредоточимся на прощальном автобусе шведского производителя.
Впервые такое название выбрано для линейки автобусов производителя еще в 2011 году. Это была частично низкопольная конструкция (кроме задней части), предназначенная для неинтенсивных междугородных или пригородных перевозок. Уже тогда он предлагался в двух- или трехосном исполнении, длиной от 12 до 18 (сочлененная версия) метров.
Сидения в салоне Citywide LE 12M с тканевой обивкой. Фото автора
Имел место и Scania Citywide Hybrid. Особенности его дизайна заключались в ниспадающей линии крыши спереди. А в задней части, напротив, установили верхний спойлер. Именно на базе этих конструкций и появилось второе поколение, просуществовавшее с 2019 по 2024 годы. Оно получило несколько элементов омологации:
✅ 7-дюймовая полуцифровая приборная панель
✅ новое рулевое колесо с элементами управления аудиосистемой
✅ боковое продольное расположение двигателя (в версии LF)
Тогда же появился и классический электробус, получивший индекс Citywide BEV. Он имел пару осей, 32-местный салон и 12-метровую длину. В нем установили восемь аккумуляторных модулей общей мощностью до 300 кВт, при крутящем моменте в 210 Н*м. Для быстрой зарядки предусмотрен пантограф и система подключаемых модулей CCS2. Но давайте сосредоточим внимание на показателях классической версии:
✅ длина – 12 м
✅ ширина – 2,55 м
✅ высота – 3,3 м
По внутреннему устройство он мало отличается от электрической версии. Почти идентичная вместимость (32 сидячих места и 45 стоячих) и место у центральной двери для инвалидных или детских колясок, других габаритных поклаж. А вот какой силовой агрегат получила эта модель:
✅ рабочий объем – 9,3 л
✅ мощность двигателя – 250 (с другим типом – 360) л. с
✅ стандарт выбросов – Евро 6
✅ максимальный крутящий момент – 1350 Н*м
Модель Scania Citywide имеет и другие положительные моменты в своей конструкции. И шасси, и трансмиссия, и сам кузов разработаны и тщательно протестированы на предмет надежности и производительности. Этих показателей создатели постарались добиться без ущерба для энергоэффективности. Имеется и усовершенствованная система помощи водителю (ADAS), включающая:
✅ предупреждение о столкновении с пешеходами
✅ предупреждение о слепых зонах
✅ адаптивный круиз-контроль
✅ удержание внимания
✅ экстренное торможение
Также электропневматический стояночный тормоз предотвращает непреднамеренный запуск автобуса, тем самым избегая возможных аварий. Техника имеет минималистские формы и крышу для таких компонентов, как кондиционеры, топливные емкости и аккумуляторные батареи.
Scania Citywide LE 12M: вид сзади. Фото автора
Низкие окна способствуют минимизации границ между автобусом и его окружением. Пару лет назад также усилили переднюю ось, увеличив ее грузоподъемность с 7,1 до 8,2 тонны. Это позволило оптимизировать распределение нагрузок и повысило общую рекомендуемую вместимость техники. А уменьшение веса самого шасси на 2% поспособствовало незначительному снижению расхода топлива. Но, несмотря на все эти положительные моменты, выпуск Scania Citywide в польском Слупске полностью прекращен.
Если упомянуть шведского производителя Scania, то он появился еще в начале прошлого века, а история компании давно перевалила через столетний рубеж. Вряд ли среди нас найдутся те, кто ничего не слышал о выносливых и надежных грузовиках с таким названием.

В какой-то момент, следуя модной традиции, шведы занялись и выпуском крупногабаритной пассажирской техники. Ведь имелось все: мощности, специалисты, желание и спрос. Стоило лишь немного перепрофилироваться, и во многих странах Европы появились автобусы разного назначения марки Scania.
Не выдержав конкуренции
Но, как оказалось, заявить о себе и удержать позиции в будущем – не всегда является одним и тем же. А ведь для улучшения локации и сотрудничества с европейскими клиентами шведская компания даже открыла завод в польском Слупске.
С такого удобного географического положения значительно улучшались и поставка, и обслуживание пассажирской техники, предлагаемой центральноевропейским клиентам. К сожалению, теоретические расчеты не принесли с собой практического подтверждения: на протяжении нескольких лет объемы продаж польского филиала оставались на печально низком уровне.
Одна из последних новинок компании Scania Citywide второго поколения была представлена на выставке Busworld в 2019 году. Несмотря на ожидания производителя, она была очень вяло встречена потенциальными покупателями. Но такая реакция стала итогом череды событий не одного дня.
Все дело в том, что шведский производитель предлагал качественную продукцию, но с рядом оговорок. К ним можно отнести и довольно дорогой новый Scania Citywide, поступивший в продажу на исходе 2020 года. В целом, все выглядит примерно так:
✅ технологии алюминиевых кузовов
✅ очень высокая стоимость на всю линейку
✅ низкий ассортимент продукции
Очень хорошо все это проявилось во время попытки внедрения Scania в популярный сегмент электромобильности. Здесь они вчистую проиграли всем конкурентам, предложившим более демократичные расценки и широкое разнообразие компоновок. Особенно в этом преуспели турецкие производители, осуществившие широкую экспансию на европейский рынок.

А ведь после сворачивания производства в Финляндии и реорганизации в Слупске, казалось, что ситуацию еще можно спасти. Тем более, что в 2023 году польский завод отмечал свое 30-летие. Но в марте появилось заявление руководства о том, что Scania намерена в ближайшем будущем полностью прекратить выпуск автобусов под собственной маркой.
Уже сейчас компания сосредоточена только на сборке шасси для кузовостроителей. В принципе, именно это направление и выручало в прошлые годы, позволяя сохранять на плаву убыточный автобусный сегмент Scania. Принятое решение кто-то мог бы сравнить с тем, что произошло у коллег из немецкого Volvo. Но там совсем другая история: они просто пытаются извлечь выгоду из прошлых разработок, перенося производство в Испанию (туристические) и Египет (городские автобусы).
Еще одним побуждающим фактором стали успехи другого члена группы TRATON – MAN Truck & Bus. Поэтому решение не дробить общие ресурсы выглядит вполне логичным, ведь MAN также располагает мощностями по сборке автобусов на территории Польши.

Последний слупский экземпляр появился в конце 2023 года. Это Scania Citywide LF в версии, работающей на сжатом природном газе. Он получил серийный № 10413 и отправлен одному французскому заказчику в начале 2024-го. После этого 850 человек остались без работы (лишь малая часть из них задействована на сборке шасси в соседнем городе). Но, пожалуй, хватит о грустном и давайте немного сосредоточимся на прощальном автобусе шведского производителя.
Автобус Scania Citywide и некоторые его модификации
Впервые такое название выбрано для линейки автобусов производителя еще в 2011 году. Это была частично низкопольная конструкция (кроме задней части), предназначенная для неинтенсивных междугородных или пригородных перевозок. Уже тогда он предлагался в двух- или трехосном исполнении, длиной от 12 до 18 (сочлененная версия) метров.

Имел место и Scania Citywide Hybrid. Особенности его дизайна заключались в ниспадающей линии крыши спереди. А в задней части, напротив, установили верхний спойлер. Именно на базе этих конструкций и появилось второе поколение, просуществовавшее с 2019 по 2024 годы. Оно получило несколько элементов омологации:
✅ 7-дюймовая полуцифровая приборная панель
✅ новое рулевое колесо с элементами управления аудиосистемой
✅ боковое продольное расположение двигателя (в версии LF)
Тогда же появился и классический электробус, получивший индекс Citywide BEV. Он имел пару осей, 32-местный салон и 12-метровую длину. В нем установили восемь аккумуляторных модулей общей мощностью до 300 кВт, при крутящем моменте в 210 Н*м. Для быстрой зарядки предусмотрен пантограф и система подключаемых модулей CCS2. Но давайте сосредоточим внимание на показателях классической версии:
✅ длина – 12 м
✅ ширина – 2,55 м
✅ высота – 3,3 м
По внутреннему устройство он мало отличается от электрической версии. Почти идентичная вместимость (32 сидячих места и 45 стоячих) и место у центральной двери для инвалидных или детских колясок, других габаритных поклаж. А вот какой силовой агрегат получила эта модель:
✅ рабочий объем – 9,3 л
✅ мощность двигателя – 250 (с другим типом – 360) л. с
✅ стандарт выбросов – Евро 6
✅ максимальный крутящий момент – 1350 Н*м
Модель Scania Citywide имеет и другие положительные моменты в своей конструкции. И шасси, и трансмиссия, и сам кузов разработаны и тщательно протестированы на предмет надежности и производительности. Этих показателей создатели постарались добиться без ущерба для энергоэффективности. Имеется и усовершенствованная система помощи водителю (ADAS), включающая:
✅ предупреждение о столкновении с пешеходами
✅ предупреждение о слепых зонах
✅ адаптивный круиз-контроль
✅ удержание внимания
✅ экстренное торможение
Также электропневматический стояночный тормоз предотвращает непреднамеренный запуск автобуса, тем самым избегая возможных аварий. Техника имеет минималистские формы и крышу для таких компонентов, как кондиционеры, топливные емкости и аккумуляторные батареи.

Низкие окна способствуют минимизации границ между автобусом и его окружением. Пару лет назад также усилили переднюю ось, увеличив ее грузоподъемность с 7,1 до 8,2 тонны. Это позволило оптимизировать распределение нагрузок и повысило общую рекомендуемую вместимость техники. А уменьшение веса самого шасси на 2% поспособствовало незначительному снижению расхода топлива. Но, несмотря на все эти положительные моменты, выпуск Scania Citywide в польском Слупске полностью прекращен.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....