Scania Citywide LE 12M – один из последних автобусов на закате бренда
Принцип, что в конкурентной борьбе выживает сильнейший и лучший, работает не всегда. Иногда так складываются обстоятельства, что знаменитый и широко известный бренд вдруг сталкивается с непреодолимой чередой неудач. Причем, это могут быть и внутренние проблемы, и внешние факторы, и их неблагоприятный микс.
Если упомянуть шведского производителя Scania, то он появился еще в начале прошлого века, а история компании давно перевалила через столетний рубеж. Вряд ли среди нас найдутся те, кто ничего не слышал о выносливых и надежных грузовиках с таким названием.
В какой-то момент, следуя модной традиции, шведы занялись и выпуском крупногабаритной пассажирской техники. Ведь имелось все: мощности, специалисты, желание и спрос. Стоило лишь немного перепрофилироваться, и во многих странах Европы появились автобусы разного назначения марки Scania.
Но, как оказалось, заявить о себе и удержать позиции в будущем – не всегда является одним и тем же. А ведь для улучшения локации и сотрудничества с европейскими клиентами шведская компания даже открыла завод в польском Слупске.
С такого удобного географического положения значительно улучшались и поставка, и обслуживание пассажирской техники, предлагаемой центральноевропейским клиентам. К сожалению, теоретические расчеты не принесли с собой практического подтверждения: на протяжении нескольких лет объемы продаж польского филиала оставались на печально низком уровне.
Все дело в том, что шведский производитель предлагал качественную продукцию, но с рядом оговорок. К ним можно отнести и довольно дорогой новый Scania Citywide, поступивший в продажу на исходе 2020 года. В целом, все выглядит примерно так:
✅ технологии алюминиевых кузовов
✅ очень высокая стоимость на всю линейку
✅ низкий ассортимент продукции
Очень хорошо все это проявилось во время попытки внедрения Scania в популярный сегмент электромобильности. Здесь они вчистую проиграли всем конкурентам, предложившим более демократичные расценки и широкое разнообразие компоновок. Особенно в этом преуспели турецкие производители, осуществившие широкую экспансию на европейский рынок.
А ведь после сворачивания производства в Финляндии и реорганизации в Слупске, казалось, что ситуацию еще можно спасти. Тем более, что в 2023 году польский завод отмечал свое 30-летие. Но в марте появилось заявление руководства о том, что Scania намерена в ближайшем будущем полностью прекратить выпуск автобусов под собственной маркой.
Уже сейчас компания сосредоточена только на сборке шасси для кузовостроителей. В принципе, именно это направление и выручало в прошлые годы, позволяя сохранять на плаву убыточный автобусный сегмент Scania. Принятое решение кто-то мог бы сравнить с тем, что произошло у коллег из немецкого Volvo. Но там совсем другая история: они просто пытаются извлечь выгоду из прошлых разработок, перенося производство в Испанию (туристические) и Египет (городские автобусы).
Еще одним побуждающим фактором стали успехи другого члена группы TRATON – MAN Truck & Bus. Поэтому решение не дробить общие ресурсы выглядит вполне логичным, ведь MAN также располагает мощностями по сборке автобусов на территории Польши.
Последний слупский экземпляр появился в конце 2023 года. Это Scania Citywide LF в версии, работающей на сжатом природном газе. Он получил серийный № 10413 и отправлен одному французскому заказчику в начале 2024-го. После этого 850 человек остались без работы (лишь малая часть из них задействована на сборке шасси в соседнем городе). Но, пожалуй, хватит о грустном и давайте немного сосредоточимся на прощальном автобусе шведского производителя.
Впервые такое название выбрано для линейки автобусов производителя еще в 2011 году. Это была частично низкопольная конструкция (кроме задней части), предназначенная для неинтенсивных междугородных или пригородных перевозок. Уже тогда он предлагался в двух- или трехосном исполнении, длиной от 12 до 18 (сочлененная версия) метров.
Имел место и Scania Citywide Hybrid. Особенности его дизайна заключались в ниспадающей линии крыши спереди. А в задней части, напротив, установили верхний спойлер. Именно на базе этих конструкций и появилось второе поколение, просуществовавшее с 2019 по 2024 годы. Оно получило несколько элементов омологации:
✅ 7-дюймовая полуцифровая приборная панель
✅ новое рулевое колесо с элементами управления аудиосистемой
✅ боковое продольное расположение двигателя (в версии LF)
Тогда же появился и классический электробус, получивший индекс Citywide BEV. Он имел пару осей, 32-местный салон и 12-метровую длину. В нем установили восемь аккумуляторных модулей общей мощностью до 300 кВт, при крутящем моменте в 210 Н*м. Для быстрой зарядки предусмотрен пантограф и система подключаемых модулей CCS2. Но давайте сосредоточим внимание на показателях классической версии:
✅ длина – 12 м
✅ ширина – 2,55 м
✅ высота – 3,3 м
По внутреннему устройство он мало отличается от электрической версии. Почти идентичная вместимость (32 сидячих места и 45 стоячих) и место у центральной двери для инвалидных или детских колясок, других габаритных поклаж. А вот какой силовой агрегат получила эта модель:
✅ рабочий объем – 9,3 л
✅ мощность двигателя – 250 (с другим типом – 360) л. с
✅ стандарт выбросов – Евро 6
✅ максимальный крутящий момент – 1350 Н*м
Модель Scania Citywide имеет и другие положительные моменты в своей конструкции. И шасси, и трансмиссия, и сам кузов разработаны и тщательно протестированы на предмет надежности и производительности. Этих показателей создатели постарались добиться без ущерба для энергоэффективности. Имеется и усовершенствованная система помощи водителю (ADAS), включающая:
✅ предупреждение о столкновении с пешеходами
✅ предупреждение о слепых зонах
✅ адаптивный круиз-контроль
✅ удержание внимания
✅ экстренное торможение
Также электропневматический стояночный тормоз предотвращает непреднамеренный запуск автобуса, тем самым избегая возможных аварий. Техника имеет минималистские формы и крышу для таких компонентов, как кондиционеры, топливные емкости и аккумуляторные батареи.
Низкие окна способствуют минимизации границ между автобусом и его окружением. Пару лет назад также усилили переднюю ось, увеличив ее грузоподъемность с 7,1 до 8,2 тонны. Это позволило оптимизировать распределение нагрузок и повысило общую рекомендуемую вместимость техники. А уменьшение веса самого шасси на 2% поспособствовало незначительному снижению расхода топлива. Но, несмотря на все эти положительные моменты, выпуск Scania Citywide в польском Слупске полностью прекращен.
Если упомянуть шведского производителя Scania, то он появился еще в начале прошлого века, а история компании давно перевалила через столетний рубеж. Вряд ли среди нас найдутся те, кто ничего не слышал о выносливых и надежных грузовиках с таким названием.
Scania Citywide LE 12M на автобусной остановке. Фото автора
В какой-то момент, следуя модной традиции, шведы занялись и выпуском крупногабаритной пассажирской техники. Ведь имелось все: мощности, специалисты, желание и спрос. Стоило лишь немного перепрофилироваться, и во многих странах Европы появились автобусы разного назначения марки Scania.
Не выдержав конкуренции
Но, как оказалось, заявить о себе и удержать позиции в будущем – не всегда является одним и тем же. А ведь для улучшения локации и сотрудничества с европейскими клиентами шведская компания даже открыла завод в польском Слупске.
С такого удобного географического положения значительно улучшались и поставка, и обслуживание пассажирской техники, предлагаемой центральноевропейским клиентам. К сожалению, теоретические расчеты не принесли с собой практического подтверждения: на протяжении нескольких лет объемы продаж польского филиала оставались на печально низком уровне.
Одна из последних новинок компании Scania Citywide второго поколения была представлена на выставке Busworld в 2019 году. Несмотря на ожидания производителя, она была очень вяло встречена потенциальными покупателями. Но такая реакция стала итогом череды событий не одного дня.
Все дело в том, что шведский производитель предлагал качественную продукцию, но с рядом оговорок. К ним можно отнести и довольно дорогой новый Scania Citywide, поступивший в продажу на исходе 2020 года. В целом, все выглядит примерно так:
✅ технологии алюминиевых кузовов
✅ очень высокая стоимость на всю линейку
✅ низкий ассортимент продукции
Очень хорошо все это проявилось во время попытки внедрения Scania в популярный сегмент электромобильности. Здесь они вчистую проиграли всем конкурентам, предложившим более демократичные расценки и широкое разнообразие компоновок. Особенно в этом преуспели турецкие производители, осуществившие широкую экспансию на европейский рынок.
У центрального входа находится площадка для детских и инвалидных колясок. Фото автора
А ведь после сворачивания производства в Финляндии и реорганизации в Слупске, казалось, что ситуацию еще можно спасти. Тем более, что в 2023 году польский завод отмечал свое 30-летие. Но в марте появилось заявление руководства о том, что Scania намерена в ближайшем будущем полностью прекратить выпуск автобусов под собственной маркой.
Уже сейчас компания сосредоточена только на сборке шасси для кузовостроителей. В принципе, именно это направление и выручало в прошлые годы, позволяя сохранять на плаву убыточный автобусный сегмент Scania. Принятое решение кто-то мог бы сравнить с тем, что произошло у коллег из немецкого Volvo. Но там совсем другая история: они просто пытаются извлечь выгоду из прошлых разработок, перенося производство в Испанию (туристические) и Египет (городские автобусы).
Еще одним побуждающим фактором стали успехи другого члена группы TRATON – MAN Truck & Bus. Поэтому решение не дробить общие ресурсы выглядит вполне логичным, ведь MAN также располагает мощностями по сборке автобусов на территории Польши.
Часто вход в салон осуществляется через широкую переднюю дверь. Фото автора
Последний слупский экземпляр появился в конце 2023 года. Это Scania Citywide LF в версии, работающей на сжатом природном газе. Он получил серийный № 10413 и отправлен одному французскому заказчику в начале 2024-го. После этого 850 человек остались без работы (лишь малая часть из них задействована на сборке шасси в соседнем городе). Но, пожалуй, хватит о грустном и давайте немного сосредоточимся на прощальном автобусе шведского производителя.
Автобус Scania Citywide и некоторые его модификации
Впервые такое название выбрано для линейки автобусов производителя еще в 2011 году. Это была частично низкопольная конструкция (кроме задней части), предназначенная для неинтенсивных междугородных или пригородных перевозок. Уже тогда он предлагался в двух- или трехосном исполнении, длиной от 12 до 18 (сочлененная версия) метров.
Сидения в салоне Citywide LE 12M с тканевой обивкой. Фото автора
Имел место и Scania Citywide Hybrid. Особенности его дизайна заключались в ниспадающей линии крыши спереди. А в задней части, напротив, установили верхний спойлер. Именно на базе этих конструкций и появилось второе поколение, просуществовавшее с 2019 по 2024 годы. Оно получило несколько элементов омологации:
✅ 7-дюймовая полуцифровая приборная панель
✅ новое рулевое колесо с элементами управления аудиосистемой
✅ боковое продольное расположение двигателя (в версии LF)
Тогда же появился и классический электробус, получивший индекс Citywide BEV. Он имел пару осей, 32-местный салон и 12-метровую длину. В нем установили восемь аккумуляторных модулей общей мощностью до 300 кВт, при крутящем моменте в 210 Н*м. Для быстрой зарядки предусмотрен пантограф и система подключаемых модулей CCS2. Но давайте сосредоточим внимание на показателях классической версии:
✅ длина – 12 м
✅ ширина – 2,55 м
✅ высота – 3,3 м
По внутреннему устройство он мало отличается от электрической версии. Почти идентичная вместимость (32 сидячих места и 45 стоячих) и место у центральной двери для инвалидных или детских колясок, других габаритных поклаж. А вот какой силовой агрегат получила эта модель:
✅ рабочий объем – 9,3 л
✅ мощность двигателя – 250 (с другим типом – 360) л. с
✅ стандарт выбросов – Евро 6
✅ максимальный крутящий момент – 1350 Н*м
Модель Scania Citywide имеет и другие положительные моменты в своей конструкции. И шасси, и трансмиссия, и сам кузов разработаны и тщательно протестированы на предмет надежности и производительности. Этих показателей создатели постарались добиться без ущерба для энергоэффективности. Имеется и усовершенствованная система помощи водителю (ADAS), включающая:
✅ предупреждение о столкновении с пешеходами
✅ предупреждение о слепых зонах
✅ адаптивный круиз-контроль
✅ удержание внимания
✅ экстренное торможение
Также электропневматический стояночный тормоз предотвращает непреднамеренный запуск автобуса, тем самым избегая возможных аварий. Техника имеет минималистские формы и крышу для таких компонентов, как кондиционеры, топливные емкости и аккумуляторные батареи.
Scania Citywide LE 12M: вид сзади. Фото автора
Низкие окна способствуют минимизации границ между автобусом и его окружением. Пару лет назад также усилили переднюю ось, увеличив ее грузоподъемность с 7,1 до 8,2 тонны. Это позволило оптимизировать распределение нагрузок и повысило общую рекомендуемую вместимость техники. А уменьшение веса самого шасси на 2% поспособствовало незначительному снижению расхода топлива. Но, несмотря на все эти положительные моменты, выпуск Scania Citywide в польском Слупске полностью прекращен.
- Иван Гончаров
- фото автора
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Экспресс-укладка рельс на китайской железной дороге
Бурное развитие дорожного строительства в КНР возникло не просто так. И здесь «виновато» не только природное трудолюбие китайцев: свою долю вносит...
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....