Cessna 172 – легкий одномоторный самолет, актуальный почти 70 лет
Многие самолеты, вне зависимости от производителя, прославились в истории авиации за счет каких-то рекордов. Скорости, высоты, динамики, дальности полета, пассажировместимости. Вот только удержаться на пьедестале смогли единицы.
К сожалению, а может и к счастью, прогресс неумолим. Техника развивается, становится лучше, надежнее, мощнее. Вот только в процессе доработок многие самолеты теряют яркую индивидуальность.
А есть модели, не претендующие на рекорды. Они просто выполняют ту работу, для которой были созданы. И делают это, нужно отметить, отлично. Взять, к примеру, советский Ан-2. «Кукурузник» до сих пор актуален и считается легендой.
Есть подобные летательные аппараты и в других странах. Например, Cessna 172 – американский одномоторный самолет, еще известный как Skyhawk. Дебютировав в 1955, он выпускался до 2017 года. Вот о нем мы сегодня и расскажем.
Cessna (Сессна) 172 начали разрабатывать в первой половине 1950-х специалисты Cessna Aircraft Company. Компания из США, соответственно, цели у них были совсем не такие, как в СССР тех лет.
Самолеты создавали с учетом того, что они будут:
✅ Востребованными
✅ Конкурентоспособными
✅ Доступными
✅ Простыми и надежными
И все эти пункты должны совпасть в одной модели. Последние два можно исключить разве что для военных. Но в этом случае нужно получить контракт на поставки, а летательный аппарат должен быть каким-то выдающимся на фоне конкурентов.
Компания Cessna Aircraft Company ориентировалась на гражданский рынок, на котором они успели завоевать популярность. Поэтому в качестве основы использовали уже готовую модель – Cessna 170.
Этот самолет впервые поднялся в воздух в 1948 году. Модель оказалась коммерчески успешной и зарекомендовала себя надежной. Cessna 170 – это четырехместный высокоплан с трехопорным шасси.
Самая главная «фишка» самолета – это установка нового шестицилиндрового авиадвигателя Continental O-300. Его мощность – 145 л.с.
Предусмотрено место и для багажа. Только нужно понимать, что полезная нагрузка у легкого летательного аппарата всего 375 кг. Поэтому если на борту четыре человека, взять с собой можно только ручную кладь. Да и то при условии, что вес пассажиров и пилота не превышает 100 кг каждого.
Полная заправка Cessna 172 – 211 литров. Этого хватит, чтобы пролететь 1 200 км на крейсерской скорости в 188 км/ч. Двигатель при этом работает на 60% своей мощности.
Cessna 172 использовалась для:
✅ Туризма и развлекательных полетов
✅ Доставки малогабаритных и легких, но срочных грузов, корреспонденции
✅ Деловых авиаперелетов
Продажи самолета стартовали в 1956 году. Цена базовой модели начиналась с отметки в 9 тысяч долларов США.
В процессе производства самолеты Cessna 172 много раз дорабатывались. В ряде случаев это позволяло дать модификациям новый индекс.
Cessna 170А появилась в 1960 году. Главные отличия – это хвостовое оперение, иной руль направления с обратной стреловидностью, поплавковое шасси в качестве дополнения к колесному.
Cessna 170А стала дороже на 500 долларов. Модель пользовалась спросом в первую очередь у богатых охотников. Благодаря поплавочному шасси, самолет мог садиться на воду.
Cessna 172В поступила в продаже в 1961 году. Главная особенность модели – удлиненная моторама. Сделано это с прицелом на перспективу. Мало ли, владельцу захочется приобрести двигатель побольше и помощнее. Да и штатный заводской мотор Continental O-300 проще обслуживать – места хватает с избытком. Кстати, именно эту модель начали называть Skyhawk.
Именно в этой модификации опционально начали устанавливать:
✅ Автопилот
✅ Регулируемые кресла
✅ Дополнительные детские сиденья в багажном отделении
Уже заметна ориентация на более богатых клиентов. Хотя, самолет все равно считался условно «народным». Просто уровень жизни в США к тому времени поднялся, да и конкурентов на рынке прибавилось.
Cessna 172D Powermatic получила новое остекление кабины. Заднюю часть фюзеляжа тоже изменили. Но самое главное – появился более мощный двигатель Continental GO-300E на 175 л. с. К сожалению новый силовой агрегат надежностью не отличался. Поэтому пришлось вернуться к старому мотору.
Cessna 172Е дебютировала в 1964 году. Модель отличается новым электрооборудованием и иной приборной панелью. Вес самолета увеличился, так что пришлось усиливать шасси.
Cessna 172F появилась в 1965 году. Считается одной из самых удачных в серии. Самолет оснащен электрозакрылками, упрощающими управление. На этот летательный аппарат даже обратили внимание военные, создав на его шасси учебный T-41A Mescalero.
До 1985 года было выпущено еще несколько моделей Cessna 172 с разными литерами в индексе:
✅ H – с укороченной базой и улучшенной шумоизоляцией
✅ I – получившая двигатель Lycoming O-320 на 150 л. с.
✅ J – с новым дизайном обтекателя
✅ К – способная пролететь до 1 500 км без дозаправки
✅ L – с трубчатым шасси
✅ M – оборудованная новой электроникой
✅ N – получившая двигатель Lycoming O-320-H2AD и баки на 250 литров
✅ P – аналогичная предыдущей, но с мотором Lycoming O-320-D2J
✅ RG Cutlass – с двигателем Lycoming O-360-F1A6 на 180 л. с.
Спрос постепенно снижался. Поэтому в 1985 году модель сняли с производства.
Несколько лет потребители, успевшие «насытиться» Cessna 172, пользовались своими самолетами. Но постепенно те выходили из строя. Уже в 90-х начали поговаривать о том, что неплохо было бы вернуть модель в производство.
Но в Cessna Aircraft Company тянули до 1998 года. Только тогда они возродил популярный самолет в версиях 172R и 172S. Их мощность – 160 и 180 л. с. соответственно.
Cessna 172 Turbo Skyhawk JT-A – это модификация для экономных. Она получила дизельный мотор с мощностью 155 л. с.
Многие до сих пор не могут понять, как в США, где высокий уровень конкуренции, столько десятилетий подряд выпускали такой простой самолет, как Cessna 172. Более того, его даже возродили через 13 лет по «просьбам трудящихся».
Все дело в том, что модель ремонтопригодная, надежная и сравнительно бюджетная. Создавалась она в 1950-е годы, когда клиенту требовалась простая техника, необремененная всякими «наворотами», увеличивающими стоимость в разы.
Двигатели Lycoming и Continental, которые ставились в эти самолеты, конструктивно устаревшие, но надежные и экономичные. Сама Cessna 172 проста в управлении и не требует высокой квалификации пилота.
До сих пор модель пользуется спросом на рынках б/у, в том числе и в России. Конечно, с учетом того, что у нас частная гражданская авиация слабо развита в принципе.
Кстати, с 2010 года Cessna Aircraft Company разрабатывает электрическую модификацию своей легендарной модели. Обещали, что серийный выпуск начнется в 2017 году, но увы, этого не произошло до сих пор…
К сожалению, а может и к счастью, прогресс неумолим. Техника развивается, становится лучше, надежнее, мощнее. Вот только в процессе доработок многие самолеты теряют яркую индивидуальность.
А есть модели, не претендующие на рекорды. Они просто выполняют ту работу, для которой были созданы. И делают это, нужно отметить, отлично. Взять, к примеру, советский Ан-2. «Кукурузник» до сих пор актуален и считается легендой.
Для взлета и посадки Cessna 172 достаточно даже такого поля. Фото: Youtube.com
Есть подобные летательные аппараты и в других странах. Например, Cessna 172 – американский одномоторный самолет, еще известный как Skyhawk. Дебютировав в 1955, он выпускался до 2017 года. Вот о нем мы сегодня и расскажем.
История
Cessna (Сессна) 172 начали разрабатывать в первой половине 1950-х специалисты Cessna Aircraft Company. Компания из США, соответственно, цели у них были совсем не такие, как в СССР тех лет.
Самолеты создавали с учетом того, что они будут:
✅ Востребованными
✅ Конкурентоспособными
✅ Доступными
✅ Простыми и надежными
И все эти пункты должны совпасть в одной модели. Последние два можно исключить разве что для военных. Но в этом случае нужно получить контракт на поставки, а летательный аппарат должен быть каким-то выдающимся на фоне конкурентов.
Cessna 172 внешне выглядит довольно банально. Фото: Youtube.com
Компания Cessna Aircraft Company ориентировалась на гражданский рынок, на котором они успели завоевать популярность. Поэтому в качестве основы использовали уже готовую модель – Cessna 170.
Этот самолет впервые поднялся в воздух в 1948 году. Модель оказалась коммерчески успешной и зарекомендовала себя надежной. Cessna 170 – это четырехместный высокоплан с трехопорным шасси.
Особенности Cessna 172
Самая главная «фишка» самолета – это установка нового шестицилиндрового авиадвигателя Continental O-300. Его мощность – 145 л.с.
Производитель заявлял новую модель как летающий автомобиль, то есть, доступный. Cessna 172 является четырехместным самолетом, как и ее предшественник. Кроме пилота внутри могут разместиться еще три пассажира.
Предусмотрено место и для багажа. Только нужно понимать, что полезная нагрузка у легкого летательного аппарата всего 375 кг. Поэтому если на борту четыре человека, взять с собой можно только ручную кладь. Да и то при условии, что вес пассажиров и пилота не превышает 100 кг каждого.
Особенности конструкции Cessna 172. Фото: Youtube.com
Полная заправка Cessna 172 – 211 литров. Этого хватит, чтобы пролететь 1 200 км на крейсерской скорости в 188 км/ч. Двигатель при этом работает на 60% своей мощности.
Cessna 172 использовалась для:
✅ Туризма и развлекательных полетов
✅ Доставки малогабаритных и легких, но срочных грузов, корреспонденции
✅ Деловых авиаперелетов
Продажи самолета стартовали в 1956 году. Цена базовой модели начиналась с отметки в 9 тысяч долларов США.
Модификации
В процессе производства самолеты Cessna 172 много раз дорабатывались. В ряде случаев это позволяло дать модификациям новый индекс.
Cessna 170А появилась в 1960 году. Главные отличия – это хвостовое оперение, иной руль направления с обратной стреловидностью, поплавковое шасси в качестве дополнения к колесному.
Часто самолеты Cessna 172 переоборудуют в учебные. Фото: Youtube.com
Cessna 170А стала дороже на 500 долларов. Модель пользовалась спросом в первую очередь у богатых охотников. Благодаря поплавочному шасси, самолет мог садиться на воду.
Cessna 172В поступила в продаже в 1961 году. Главная особенность модели – удлиненная моторама. Сделано это с прицелом на перспективу. Мало ли, владельцу захочется приобрести двигатель побольше и помощнее. Да и штатный заводской мотор Continental O-300 проще обслуживать – места хватает с избытком. Кстати, именно эту модель начали называть Skyhawk.
Время шло, самолет продолжали дорабатывать. В 1962 году появляется Cessna 172С, получившая электростартер.
Именно в этой модификации опционально начали устанавливать:
✅ Автопилот
✅ Регулируемые кресла
✅ Дополнительные детские сиденья в багажном отделении
Уже заметна ориентация на более богатых клиентов. Хотя, самолет все равно считался условно «народным». Просто уровень жизни в США к тому времени поднялся, да и конкурентов на рынке прибавилось.
Cessna 172D Powermatic получила новое остекление кабины. Заднюю часть фюзеляжа тоже изменили. Но самое главное – появился более мощный двигатель Continental GO-300E на 175 л. с. К сожалению новый силовой агрегат надежностью не отличался. Поэтому пришлось вернуться к старому мотору.
Двигатели Cessna 172 имеют воздушный тип охлаждения. Фото: Youtube.com
Cessna 172Е дебютировала в 1964 году. Модель отличается новым электрооборудованием и иной приборной панелью. Вес самолета увеличился, так что пришлось усиливать шасси.
Cessna 172F появилась в 1965 году. Считается одной из самых удачных в серии. Самолет оснащен электрозакрылками, упрощающими управление. На этот летательный аппарат даже обратили внимание военные, создав на его шасси учебный T-41A Mescalero.
До 1985 года было выпущено еще несколько моделей Cessna 172 с разными литерами в индексе:
✅ H – с укороченной базой и улучшенной шумоизоляцией
✅ I – получившая двигатель Lycoming O-320 на 150 л. с.
✅ J – с новым дизайном обтекателя
✅ К – способная пролететь до 1 500 км без дозаправки
✅ L – с трубчатым шасси
✅ M – оборудованная новой электроникой
✅ N – получившая двигатель Lycoming O-320-H2AD и баки на 250 литров
✅ P – аналогичная предыдущей, но с мотором Lycoming O-320-D2J
✅ RG Cutlass – с двигателем Lycoming O-360-F1A6 на 180 л. с.
Спрос постепенно снижался. Поэтому в 1985 году модель сняли с производства.
Возрождение
Несколько лет потребители, успевшие «насытиться» Cessna 172, пользовались своими самолетами. Но постепенно те выходили из строя. Уже в 90-х начали поговаривать о том, что неплохо было бы вернуть модель в производство.
Баки у Cessna 172 расположены сверху. Фото: Youtube.com
Но в Cessna Aircraft Company тянули до 1998 года. Только тогда они возродил популярный самолет в версиях 172R и 172S. Их мощность – 160 и 180 л. с. соответственно.
Под заказ предлагались две версии Cessna 172, сильно отличающиеся друг от друга. Например, FR172J Reims Rocket предназначен для любителей высоких скоростей. Двигатель на 210 л. с. позволял передвигаться с крейсерскими 243 км/ч.
Cessna 172 Turbo Skyhawk JT-A – это модификация для экономных. Она получила дизельный мотор с мощностью 155 л. с.
В чем сила?
Многие до сих пор не могут понять, как в США, где высокий уровень конкуренции, столько десятилетий подряд выпускали такой простой самолет, как Cessna 172. Более того, его даже возродили через 13 лет по «просьбам трудящихся».
Все дело в том, что модель ремонтопригодная, надежная и сравнительно бюджетная. Создавалась она в 1950-е годы, когда клиенту требовалась простая техника, необремененная всякими «наворотами», увеличивающими стоимость в разы.
В салоне Cessna 172 достаточно удобно, но никакой роскоши нет. Фото: Youtube.com
Двигатели Lycoming и Continental, которые ставились в эти самолеты, конструктивно устаревшие, но надежные и экономичные. Сама Cessna 172 проста в управлении и не требует высокой квалификации пилота.
До сих пор модель пользуется спросом на рынках б/у, в том числе и в России. Конечно, с учетом того, что у нас частная гражданская авиация слабо развита в принципе.
Кстати, с 2010 года Cessna Aircraft Company разрабатывает электрическую модификацию своей легендарной модели. Обещали, что серийный выпуск начнется в 2017 году, но увы, этого не произошло до сих пор…
- Ульф
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....