Talbot-Matra Murena – последняя в модельном ряду обеих компаний
398

Talbot-Matra Murena – последняя в модельном ряду обеих компаний

Нетипичная Murena стала последним серийным спортивным автомобилем для обеих марок. Она пришла на смену Bagheera и сохраняла уникальную концепцию салона с нечетным количеством сидений. Как и последние модели этого типа, новинка несла в себе упоминание двух брендов: Talbot и Matra.


Это совпало с периодом поглощения концерном PSA европейского отделения американского Chrysler и возрождением Talbot. Поэтому неудивительно, что все получили выгоду от сотрудничества инженерной группы Matra с Simco, которое также охватывало Формулу 1.

Talbot-Matra Murena – последняя в модельном ряду обеих компанийTalbot-Matra Murena – последняя в модельном ряду. Фото: youtube.com

Хотя образовавшийся технический тандем и стал предрешением конца сразу двух брендов, он имел и свои положительные стороны. По крайней мере, в самом начале. Ведь совместные усилия привели к появлению прототипа Р-551. А позже он вырос в нечто более конкретное.

С именем хищной рыбы


Преемник, родившийся в голове технического директора Филиппа Гедона, не остался только на бумаге. После серии макетов на свет появился упомянутый выше функциональный прототип. Его разработка проходила непосредственно на Matra. Остальные модели тестировались на трассах в Мортефонтене, Марокко и Лапландии.

Смена владельца компании не стала препятствием для успешного дебюта. Финальную версию автомобиля представили в рамках Парижского автосалона, прошедшего 29 сентября 1980 года. Свое название он получил от имени хищной змееподобной рыбы – Talbot-Matra Murena.


От предшественника Murena унаследовала оригинальную трехместную компоновку салона. Но применили не схему 2+1, а в один ряд. Это позволило среднее посадочное место складывать при ненадобности, получая очень удобный подлокотник.

Murena имела утопленные фары спортивного типа. Фото: youtube.com

Серийное производство началось в то же время, когда состоялся показ, непосредственно на заводе Matra в Роморантен-Лантене (центральная Франция, департамент Луар и Шер). С конвейера сходили только леворульные машины, существующие переделки создавались позже уже за его пределами.

Технические особенности спорткара


Автомобиль позиционировался как типичный спорткар, поэтому получил неподвижный стеклопластиковый кузов с заостренным носом. Это снизило коэффициент лобового сопротивления до оптимальных 0,328. Внешние формы, как и у предыдущей модели, разработал греческий промышленный дизайнер Антонис Воланис. Еще можно обратить внимание на наклонные фонари и физические параметры авто:

✅ длина – 4,07 м
✅ ширина – 1,75 м
✅ высота – 1,22 м
✅ колесная база – 2435 мм

Спереди имелся небольшой багажник, а его задний напарник с объемом в 320 л располагался под крышкой за двигателем. Передние указатели поворота и фары ближнего света подарены Renault 12. Но главным стала полная оцинковка кузова горячим способом, что почти полностью избавило его от подверженности быстрой коррозии металла.

Передняя подвеска на поперечных рычагах с верхними и нижними А-образными элементами и продольными торсионами заимствована от старых автомобилей Simca/Talbot. Задний продольный имел более современные винтовые пружины, которых еще не было у Bagheera.

Приборная панель и замок зажигания. Фото: youtube.com

С обеих сторон имеются телескопические амортизаторы и поперечные стабилизаторы, а также дисковые тормоза диаметром 234 мм. Реечное рулевое управление заимствовано у четырехметрового компактного Horizon. Но авто такой ориентации не обойтись и без надежного двигателя.

В этом качестве выступал четырехцилиндровый Simca Poissy OHV, установленный за сидениями экипажа. Да, его расположили не спереди (хотя имелось необходимое пространство), а посередине, поперек салона. Он относился к категории малолитражек, но помог автомобилю продемонстрировать неплохие ходовые показатели:

✅ рабочий объем – 1592 куб. см
✅ мощность – 90 л. с при 5600 об/мин
✅ максимальная скорость – 182 км/ч
✅ разгон до «сотни» за 11,8 секунды

Базовой комплектацией стали 13-дюймовые колеса, которые при желании, имелась возможность заменить вариантом на единицу выше. Также за дополнительную плату оснащение пополнялось электрическими стеклоподъемниками. Цветовая гамма оказалась очень разнообразной, предлагая сразу десять оттенков. От красного, кораллового и платинового – до белого, зеленого, синего и др. Спустя менее чем полгода в линейке силовых агрегатов появилось более мощное дополнение:

✅ Simca Type 180 OHC
✅ рабочим объемом 2165 куб. см
✅ мощностью 117 л. с

Такой же, кстати, находился и под капотом у Talbot Tagora. В процессе испытаний в ущелье Вердон проявилась еще одна слабая сторона модели – недостаточная жесткость задней части шасси. Проблему решили установкой тяговой стойки, прикрученной под автомобилем.

В зависимости от комплектации, Murena могла весить от 930 до 1100 кг. Это повыше, чем у прошлой Bagheera, но зато автомобиль и не страдал как она от недостатка мощности. Обе версии получили пятиступенчатую механическую коробку передач, имея 132 Н*м (при 1,6-литровом моторе) или 181 Н*м (при 2,2-литровом). Более дорогой вариант получил целый ряд выгодных отличий:

✅ крупные легкосплавные диски
✅ стандартные окна
✅ центральный замок и консоль
✅ кожаную обивку вместо твида

В версии купе она уже могла разгоняться до 197 км/ч, достигая «сотни» за 9,3 секунды. Достойные характеристики потребовали установки сзади дисковых тормозов большего размера (261 мм). Вместимость бака сохранялась на уровне 53 литров бензина. А вот расход варьировался, в зависимости от версии автомобиля:

✅ классический 1,6 литра – 6-10,5 л/100 км
✅ обычные 2,2-литровые – 7-12 л/100 км
✅ наиболее мощные варианты – 7-14 л/100 км

С самым слабым двигателем попрощались уже в августе 1982 года, успев собрать всего 5640 единиц техники в таком исполнении. Автомобили с 180 OHC под капотом прожили еще чуть менее года, показав в итоге тираж в 4560 экземпляров. После этого производство сконцентрировалось на 142-сильных дутых Murena 2.2 S.

Заводская «Эска» также имела улучшенную аэродинамику, благодаря расширителям боковых порогов и черному пластиковому заднему спойлеру. Более высокой производительности конструкторы добились за счет установки двух двойных карбюраторов «Солекс» вместо одинарного нисходящего (у 1,6-литрового стоял «Вебер») и более острых кулачков. Это самые редкие из всех серийных версий: выпущено только 480 экземпляров.

Силовой агрегат Talbot-Matra Murena. Фото: youtube.com

Общий тираж к январю 1984 года вылился в 10 680 единиц, тогда как предыдущей модели выпущено почти пятьдесят тысяч. Первоначальная смета, составлявшая половину от этой цифры, не была выполнена. Matra готовилась к запуску производства Renault Espace первого поколения, но новое руководство решило иначе. Поэтому Murena пришлось попросту исчезнуть со сцены.

Производные версии и популярность у коллекционеров


Имелись у этой неплохой модели и успешные переделки. Так кузовной цех Chapron представил в Париже (1982 год) Murena со съемной панелью крыши под названием Chimere. Дверные коробки остались, это была «тарга». Тюнингом занимались французская компания Bouier и немецкая Gutmann.

А вот поступок западногерманского Сайера можно считать провокацией и явной авантюрой. Он осмелился переоборудовать маленький спорткар в BMW M1. Однако формы боковых окон ясно показывали, откуда дует ветер и что это не оригинал. Разумеется, мюнхенской автомобильной компании такой ход не понравился, и она выиграла последующий судебный процесс.

Murena: эффектный вид сзади. Фото: youtube.com

Сегодня спорткары, особенно из лимитированной версии, имеют определенную ценность у коллекционеров. За экземпляр просто на ходу могут попросить в районе 3,5 тыс. евро. В то же время, автомобиль в оптимальном состоянии вполне потянет на 20 тысяч европейских денежных знаков. И не удивительно, ведь Talbot-Matra Murena и сегодня выглядит очень стильно, также сохраняя и высокую механическую надежность.
Как считаете, можно было продолжить историю марок после Murena?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас