Соревнования по даунхиллу – что для этого надо и где поучаствовать в России?
О чем мечтает каждый уважающий себя велобайкер? Конечно же, чтобы дорога всегда была с горки! Но, такое невозможно, возразите вы. Те, кто хоть немного знаком с даунхиллом, пожалуй, с вами не согласятся. А чтобы предметно поспорить, надо вникнуть в тему и попытаться в ней разобраться. Дочитайте статью до конца, и вы узнаете о скоростном спуске немного больше.
Начнем с самого термина. Даунхилл, в переводе с английского дословно означает «вниз с холма». Поэтому, кроме велоспорта он применяется еще и в лыжном спорте. На русском языке чаще все же означает именно скоростной спуск на специальных велосипедах.
Так как эта спортивная дисциплина относится к числу экстремальных гонок, то и подготовка должна быть соответствующей. Основную часть гоночной трассы составляет очень крутой спуск. При этом сама она обычно похожа на типичную узкую горную или лесную тропку. Если добавить к этому резкие повороты почти на 360 градусов, камни или корни деревьев, а также природные неровности дороги, то становится ясным, что это занятие – не для слабонервных.
Иногда на протяженности трассы устраиваются искусственные препятствия. Например, камни среднего размера. Часто это делается, чтобы специально снизить скорость движения участников на очень крутых спусках и избежать серьезных аварий. В других случаях, напротив, строятся трамплины для усложнения прохождения и увеличения зрелищности гонки.
Серьезный перепад высот, который достигает полукилометра на каждые два километра движения, позволяет развивать немыслимые для велобайка скорости. Но, учитывая сложные повороты и переходные участки с небольшими подъемами, средняя скорость движения обычно немногим выше 35 км/ч.
Задняя тормозная втулка от таких нагрузок сильно перегревалась, смазка исчезала, а подшипники в ней выходили из строя. Проблемы возникали и из-за обычных дорожных шин низкого давления, не приспособленных для движения в экстремальных условиях. Все говорило в пользу того, что необходим специальный байк, способный вынести немыслимые нагрузки и условия эксплуатации.
Уже спустя 3 года Чарли Келли и Гари Фишер, являющиеся одновременно и гонщиками, и организаторами таких соревнований, нашли выход. Основанная ими Mountain Bikes положило начало всемирной популярности горных велосипедов различных конфигураций. Дальнейший опыт показал, что для скоростного спуска требуется специально сконструированный и изготовленный аппарат.
Первые специализированные велосипеды появились после того, как эта спортивная дисциплина получила всеобщее признание. В 1990 году прошел первый чемпионат UCI Mountain Bike Championship. Знаковое событие состоялось в Дуранго (штат Колорадо), а первым победителем стал Грег Херболд. Отличием нового спортивного снаряда стали:
✅ дисковые тормоза
✅ задние амортизаторы
✅ двойная корона передней амортизационной вилки
Особая конструкция рамы позволила транспортному средству стать более устойчивым во время резких поворотов на высоких скоростях. Еще одной конструктивной особенностью является то, что этот тип байка рассчитан только на движение вниз. При подъемах испытывается неудобство, из-за особой сборки подвески, затрудняющей движение педалей под нагрузкой. Поэтому, обычно для их выхода на старт требуется подъемник.
Современные велосипеды для даунхилла специалисты склонны сравнивать с мотоциклами для эндуро. Только без двигателя, спойлеров и намного легче. Вес их варьируется от 13 до 18 кг, что, в общем, сопоставимо с обычным дорожником. Но, есть немало дополнительного снаряжения: 4-поршневые амортизаторы, руль с подъемом, усиленные обода. Чтобы избежать лишнего веса, конструкторам приходится использовать особо прочные алюминиевые трубы для рамы и воздушные амортизаторы. Диски колес выполняют из карбона или сплава того же алюминия.
Нет единого мнения, какой размер шин является самым эффективным. Если с самого начала использовались, привычные нам в горных велосипедах, 26" колёса, то сейчас ситуация меняется в сторону увеличения. Современным эталоном считается стандарт 650B (27,5"), но и это еще не предел.
На первом этапе Кубка мира, который проходил в Лурде 5 лет назад, были представлены новые колеса серии FOX 49. Их диаметр был еще больше - 29". Новую идею быстренько подхватили крупные производители велосипедов и уже четвертый год, как любой желающий может приобрести горный велосипед с увеличенным диаметром колеса. Время покажет, сможет ли он стать новым стандартом.
Безусловно, для движения в таких агрессивных условиях необходима покрышка с глубоким рисунком протектора и достаточной ширины. Сейчас, для максимального сцепления с грунтом, используются покрышки шириной до 3". Также присутствует широкий руль с коротким выносом. Такое соотношение позволяет иметь хороший контроль во время быстрого движения и резких смен его направления.
Стоимость стандартных байков для даунхилла колеблется от двух до почти десяти тысяч долларов. Эксклюзивные варианты могут стоить намного дороже. И это бывает не лишним. Качественные и надежные детали не только улучшат результат, но и сохранят здоровье и жизнь гонщика.
В такой небезопасной гонке, как скоростной спуск, не обойтись без дополнительного снаряжения для защиты гонщика. Его можно сравнить с хоккейной вратарской амуницией или защитным костюмом гонщика «Формулы-1».
Главным можно назвать «фулфэйс»-шлем, защищающий все лицо водителя. Существует отдельная защита особо травмоопасных частей тела человека: шеи, колена, локтя, кисти и т. д. Есть специальные маски, защищающие глаза и глубокие перчатки с жесткими вставками – для защиты кисти гонщика. Дополняет амуницию т. н. «черепаха» - особый корсет для защиты торса, грудной клетки, плеч и живота.
Мы много говорили о популярности и развитии этого вида спорта в Америке и Европе, а есть ли он у нас, в России? Ответ положительный! Конечно, в нашей стране даунхилл не так хорошо развит, как в стране его рождения. Первые соревнования были проведены только в 2000 году.
Понятно, что для таких мероприятий необходимо специальные условия, которых нет в равнинной части страны. На выручку пришли Кавказ и Урал. Также в последнее время соревнования проходят и на крымских трассах. Пока они не такие массовые, но популярность зрелищного вида спорта растет. Несколько лет назад, силами самих энтузиастов, была разработана трасса на Красной Поляне. Трасса курорта «Манжерок» считается самой сложной в стране и отнесена к списку «экстремально черных».
Может быть, вы уже загорелись желанием и мечтаете скорее посетить один из велолагерей? Спешим сообщить, что такие недельные мероприятия проводятся сразу в двух местах: на крымской Ай-Петри и в Красной Поляне (Сочи). Проходить они будут в период с апреля до начала ноября.
Сразу отметим, что крымский вариант заметно дешевле – ок. 44 тыс. руб. А вот сочинское путешествие обойдется на 15 тысяч дороже. На ближайший крымский заезд, который начнется 10 апреля, сегодня еще можно забронировать два последних свободных места. Следующие два крымских и один сочинский – уже полностью раскуплены. На июльско-сентябрьский период есть много свободных мест.
Для опытных ездоков все уже включено в стоимость путевки, а вот начинающим придется еще раскошелиться. В Крыму прокат даунхилльного байка – 3000 рублей, заброска в гору – 4000 рублей, а индивидуальный инструктор обойдется в 5500 руб/день. Возможно, это и стоит того. Ведь среди инструкторов – чемпион России 2018 года Петр Винокуров.
Конечно, при недостатке техники или слабом вестибулярном аппарате, данный вид спорта может принести гораздо больше вреда, чем приятных впечатлений. Поэтому неудивительно, что большинство его поклонников – молодые люди. Здесь и с вестибуляркой – все в порядке, и чувство самосохранения еще не так сильно развито, как у представителей старшего поколения.
В то же время, такой стремительный спуск, когда захватывает дыхание и, кажется, что твоё сердце осталось где-то позади, приносит ни с чем несравнимые впечатления. Кто-то хочет получать их и в старшем возрасте. В общем, как быть – решать вам самим. Так или иначе, но у скоростного спуска точно не отнимешь зрелищности и поразительной динамики!
Начнем с самого термина. Даунхилл, в переводе с английского дословно означает «вниз с холма». Поэтому, кроме велоспорта он применяется еще и в лыжном спорте. На русском языке чаще все же означает именно скоростной спуск на специальных велосипедах.
Где и как проходят соревнования?
Так как эта спортивная дисциплина относится к числу экстремальных гонок, то и подготовка должна быть соответствующей. Основную часть гоночной трассы составляет очень крутой спуск. При этом сама она обычно похожа на типичную узкую горную или лесную тропку. Если добавить к этому резкие повороты почти на 360 градусов, камни или корни деревьев, а также природные неровности дороги, то становится ясным, что это занятие – не для слабонервных.
На старте всегда нервно и суетно.youtube.com
Иногда на протяженности трассы устраиваются искусственные препятствия. Например, камни среднего размера. Часто это делается, чтобы специально снизить скорость движения участников на очень крутых спусках и избежать серьезных аварий. В других случаях, напротив, строятся трамплины для усложнения прохождения и увеличения зрелищности гонки.
Серьезный перепад высот, который достигает полукилометра на каждые два километра движения, позволяет развивать немыслимые для велобайка скорости. Но, учитывая сложные повороты и переходные участки с небольшими подъемами, средняя скорость движения обычно немногим выше 35 км/ч.
Рождение даунхилла
Впервые тайм-триальная гонка была организована в американском штате Калифорния. Произошло это 22 октября 1976 года. В тех соревнованиях использовались (страшно подумать!) обычные дорожные велосипеды с ножными тормозами.
Задняя тормозная втулка от таких нагрузок сильно перегревалась, смазка исчезала, а подшипники в ней выходили из строя. Проблемы возникали и из-за обычных дорожных шин низкого давления, не приспособленных для движения в экстремальных условиях. Все говорило в пользу того, что необходим специальный байк, способный вынести немыслимые нагрузки и условия эксплуатации.
Поначалу для спуска использовались совсем другие велосипеды.youtube.com
Уже спустя 3 года Чарли Келли и Гари Фишер, являющиеся одновременно и гонщиками, и организаторами таких соревнований, нашли выход. Основанная ими Mountain Bikes положило начало всемирной популярности горных велосипедов различных конфигураций. Дальнейший опыт показал, что для скоростного спуска требуется специально сконструированный и изготовленный аппарат.
Велосипед для скоростного спуска
Первые специализированные велосипеды появились после того, как эта спортивная дисциплина получила всеобщее признание. В 1990 году прошел первый чемпионат UCI Mountain Bike Championship. Знаковое событие состоялось в Дуранго (штат Колорадо), а первым победителем стал Грег Херболд. Отличием нового спортивного снаряда стали:
✅ дисковые тормоза
✅ задние амортизаторы
✅ двойная корона передней амортизационной вилки
Особая конструкция рамы позволила транспортному средству стать более устойчивым во время резких поворотов на высоких скоростях. Еще одной конструктивной особенностью является то, что этот тип байка рассчитан только на движение вниз. При подъемах испытывается неудобство, из-за особой сборки подвески, затрудняющей движение педалей под нагрузкой. Поэтому, обычно для их выхода на старт требуется подъемник.
Современные велосипеды для даунхилла специалисты склонны сравнивать с мотоциклами для эндуро. Только без двигателя, спойлеров и намного легче. Вес их варьируется от 13 до 18 кг, что, в общем, сопоставимо с обычным дорожником. Но, есть немало дополнительного снаряжения: 4-поршневые амортизаторы, руль с подъемом, усиленные обода. Чтобы избежать лишнего веса, конструкторам приходится использовать особо прочные алюминиевые трубы для рамы и воздушные амортизаторы. Диски колес выполняют из карбона или сплава того же алюминия.
Какой размер шин предпочтительней?
Нет единого мнения, какой размер шин является самым эффективным. Если с самого начала использовались, привычные нам в горных велосипедах, 26" колёса, то сейчас ситуация меняется в сторону увеличения. Современным эталоном считается стандарт 650B (27,5"), но и это еще не предел.
На первом этапе Кубка мира, который проходил в Лурде 5 лет назад, были представлены новые колеса серии FOX 49. Их диаметр был еще больше - 29". Новую идею быстренько подхватили крупные производители велосипедов и уже четвертый год, как любой желающий может приобрести горный велосипед с увеличенным диаметром колеса. Время покажет, сможет ли он стать новым стандартом.
Классический велосипед для даунхилла.youtube.com
Безусловно, для движения в таких агрессивных условиях необходима покрышка с глубоким рисунком протектора и достаточной ширины. Сейчас, для максимального сцепления с грунтом, используются покрышки шириной до 3". Также присутствует широкий руль с коротким выносом. Такое соотношение позволяет иметь хороший контроль во время быстрого движения и резких смен его направления.
Стоимость стандартных байков для даунхилла колеблется от двух до почти десяти тысяч долларов. Эксклюзивные варианты могут стоить намного дороже. И это бывает не лишним. Качественные и надежные детали не только улучшат результат, но и сохранят здоровье и жизнь гонщика.
Особенности велосипедного снаряжения
В такой небезопасной гонке, как скоростной спуск, не обойтись без дополнительного снаряжения для защиты гонщика. Его можно сравнить с хоккейной вратарской амуницией или защитным костюмом гонщика «Формулы-1».
Важна полная экипировка.youtube.com
Главным можно назвать «фулфэйс»-шлем, защищающий все лицо водителя. Существует отдельная защита особо травмоопасных частей тела человека: шеи, колена, локтя, кисти и т. д. Есть специальные маски, защищающие глаза и глубокие перчатки с жесткими вставками – для защиты кисти гонщика. Дополняет амуницию т. н. «черепаха» - особый корсет для защиты торса, грудной клетки, плеч и живота.
Даунхилл в России
Мы много говорили о популярности и развитии этого вида спорта в Америке и Европе, а есть ли он у нас, в России? Ответ положительный! Конечно, в нашей стране даунхилл не так хорошо развит, как в стране его рождения. Первые соревнования были проведены только в 2000 году.
Понятно, что для таких мероприятий необходимо специальные условия, которых нет в равнинной части страны. На выручку пришли Кавказ и Урал. Также в последнее время соревнования проходят и на крымских трассах. Пока они не такие массовые, но популярность зрелищного вида спорта растет. Несколько лет назад, силами самих энтузиастов, была разработана трасса на Красной Поляне. Трасса курорта «Манжерок» считается самой сложной в стране и отнесена к списку «экстремально черных».
Что пригодится участнику?
Может быть, вы уже загорелись желанием и мечтаете скорее посетить один из велолагерей? Спешим сообщить, что такие недельные мероприятия проводятся сразу в двух местах: на крымской Ай-Петри и в Красной Поляне (Сочи). Проходить они будут в период с апреля до начала ноября.
Популярность этого вида спорта растёт.youtube.com
Сразу отметим, что крымский вариант заметно дешевле – ок. 44 тыс. руб. А вот сочинское путешествие обойдется на 15 тысяч дороже. На ближайший крымский заезд, который начнется 10 апреля, сегодня еще можно забронировать два последних свободных места. Следующие два крымских и один сочинский – уже полностью раскуплены. На июльско-сентябрьский период есть много свободных мест.
Для опытных ездоков все уже включено в стоимость путевки, а вот начинающим придется еще раскошелиться. В Крыму прокат даунхилльного байка – 3000 рублей, заброска в гору – 4000 рублей, а индивидуальный инструктор обойдется в 5500 руб/день. Возможно, это и стоит того. Ведь среди инструкторов – чемпион России 2018 года Петр Винокуров.
Опасный спорт или возможность получить новые впечатления?
Конечно, при недостатке техники или слабом вестибулярном аппарате, данный вид спорта может принести гораздо больше вреда, чем приятных впечатлений. Поэтому неудивительно, что большинство его поклонников – молодые люди. Здесь и с вестибуляркой – все в порядке, и чувство самосохранения еще не так сильно развито, как у представителей старшего поколения.
В то же время, такой стремительный спуск, когда захватывает дыхание и, кажется, что твоё сердце осталось где-то позади, приносит ни с чем несравнимые впечатления. Кто-то хочет получать их и в старшем возрасте. В общем, как быть – решать вам самим. Так или иначе, но у скоростного спуска точно не отнимешь зрелищности и поразительной динамики!
- Иван Гончаров
- https://www.youtube.com/
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...