Самодельный самолет-опылитель СХ-2 от А. Н. Копейкина и его помощников
Среди моих детских воспоминаний в железнодорожном поселке не только неизменные ЧМЭ3, магистральные ВЛ разных моделей и скоростные Skoda серии ЧС. Имелись в этом времени, скажем так, и более возвышенные моменты.
Причем, не в переносном, а в самом прямом смысле. Недалеко от нас находилось несколько колхозов, в одном из которых даже имелся свой примитивный аэродром. Это оказалось необходимостью, чтобы обеспечить небольшой крылатой технике базу для проведения опрыскивания полей и других сельхозработ.
В качестве подходящей модели, конечно же, выступал всем известный «кукурузник» (который, кстати, и получил это прозвище за данный профиль проводимых работ). Для нас, советских неискушенных ребят, самым большим праздником стало, когда на окраине поселка у реки приземлимся настоящий летательный аппарат. А его пилот попросту вышел и отправился… в наш буфет за пивом.
Оно у нас славилось тогда на всю округу, потому что железнодорожное снабжение в СССР всегда находилось на высоте. Но это – совсем другая история. Мы же сегодня поговорим о том, что у всем известной модели имелся реальный и очень неплохой конкурент.
Хотя в советской системе все считалось народным, но каждый колхоз располагал собственным денежным фондом, который мог использовать по своему усмотрению. В его число входили финансы, вырученные за сданную продукцию и другие доходы. А тратились они на различные нужды, среди которых важное место занимала закупка качественного посадочного материала или опыление от вредителей уже высаженных культур.
Конечно, имелись и убыточные хозяйства, существовавшие за счет дотаций от государства. Но в Краснодарском крае таких было немного. Большинство успешно трудились и даже процветали. Имелись среди них и т. н. колхозы-миллионеры. Под этим понятием подразумевались сельхозпредприятия с очень высоким уровнем доходов.
В это число входил и колхоз «Родина» во главе с опытным хозяйственником Михаилом Павловичем Боглачевым. Председатель был человеком нетривиальным и инициативным. И относился к казенным деньгам как к своим собственным.
Поэтому Болгачев не думал, что денег и так много, значит, можно их расходовать, не особо считая. Напротив, ему всегда хотелось каким-то образом сэкономить народную копейку. К примеру, каждый год хозяйство тратило огромные суммы, нанимая самолеты гражданской авиации из Энемовского отряда. Особо обидным являлось то, что колхоз располагал всем необходимым:
✅ стационарной площадкой АХР
✅ новенькой стоянкой при ней
✅ собственным складом ГСМ
✅ хранилищем для химматериалов
Имелись и все другие вспомогательные сооружения. Не хватало только главного – собственной летной техники. Этим вопросом и хотел заняться руководитель. Но, в первую очередь, необходимо было найти опытного специалиста. А где его взять в колхозе?
Как показало время, то все можно найти, если не упускать из виду и быть наблюдательным. Бывший подполковник ВВС СССР Александр Николаевич Копейкин (после увольнения со службы) искал себе работу по душе.
В результате он стал руководителем конструкторского бюро в Борисоглебском ВВАУЛ, параллельно преподавая там. Все это происходило на кафедре аэродинамики и динамики полетов, так что прошлые знания летный специалист постоянно поддерживал в состоянии готовности. И скоро они ему очень пригодились.
В конце 80-х Копейкин преподавал и вел авиамодельный кружок. Председатель колхоза решил, что лучше этого специалиста для реализации задуманного просто не найти. Поэтому руководитель обратился к нему с просьбой о создании для нужд колхоза собственной летной единицы.
Может быть, этот план и попахивал авантюрой, но специалист по авиамоделированию с удовольствием согласился принять участие в его реализации. Тем более, что уже до этого, вместе со своими учениками им удалось создать летную копию Як-9, произведшую на руководителей колхоза приятное впечатление. Так и созрела идея конструирования полноценного самолета-опылителя.
На самом деле энтузиастам, взявшимся за воплощение проекта в жизнь, пришлось посетить не одну авиасвалку. Зато там они раздобыли многие элементы будущей конструкции. В целом, самолет стал эдакой солянкой, но, на удивление, очень гармоничной:
✅ крыло – от чехословацкого L-410 Turbolet
✅ фюзеляж – от списанного Ми-2
✅ двигатели М-14П – куплены у летного училища г. Красный Кут
А стабилизатор от обычного «кукурузника» и вовсе приобрели на металлоломной свалке-разборке. Когда все основные элементы оказались в руках самодельных конструкторов, работа буквально закипела. Всего 8 месяцев понадобилось группе Копейкина, усиленной колхозными слесарями, чтобы собрать и сварить уникальный летательный аппарат для сельских нужд.
Для официальной регистрации понадобилась специальная летная программа испытаний, которую утвердил испытатель ФЛА Е. Лахмустов. В воздух самолет подымал сам Копейкин. После того как он получил разрешение на эксплуатацию, СХ-2 стал «изюминкой» колхоза «Родина».
На нем опыляли и удобряли местные поля. Это не только позволило хозяйству сэкономить огромные средства, но и обеспечило солидный заработок для летной группы Копейкина, включавшей семь человек. Похоже, последнее и стало основной причиной печального конца.
Тогда еще никто не догадывался, что время существования коллективных хозяйств и самой страны, породившей их как единицу, стремительно приближается к своему концу. Уже в следующем 1992 году вся имевшаяся структура затрещала по всем швам.
Стартовала не всегда логичная, оправданная и законная приватизация. Коснулась она и колхоза «Родина», и всего его имущества. Успешный местный аэроклуб быстренько расформировали, вольно или невольно, разрушая все на своем пути.
Самолеты, раньше принадлежавшие исчезнувшей ДОСААФ, перегнали на другое место. А вот самоделкам уготовали более печальную судьбу. Их просто разобрали и полностью уничтожили. В новых реалиях такая техника уже ни у кого не вызывала какого-то интереса. А ведь СХ-2 мог бы даже составить реальную конкуренцию Ан-2. В этом можно убедиться, рассмотрев некоторые из его характеристик:
✅ предельная грузоподъемность – 1 т
✅ общий взлетный вес – 2,5 т
✅ максимальная скорость – 230 км/ч
✅ полоса разбега – 80/100 м
✅ мощность – 2х360 л. с
Таких результатов удалось достичь благодаря тщательным инженерным расчетам Александра Николаевича и его помощников. В принципе, применив их идею и доработав промышленно, можно было создать новую востребованную технику. Но не в те времена.
СХ-2, как и многие его самодельные коллеги, прожил яркую, но очень недолгую жизнь. Все же он оставил свой след в летной истории огромной страны. И такие материалы являются явным тому подтверждением, ведь от самолета сохранилось лишь несколько старых и не очень качественных черно-белых фото.
Причем, не в переносном, а в самом прямом смысле. Недалеко от нас находилось несколько колхозов, в одном из которых даже имелся свой примитивный аэродром. Это оказалось необходимостью, чтобы обеспечить небольшой крылатой технике базу для проведения опрыскивания полей и других сельхозработ.
СХ-2 – для нужд колхоза «Родина». Фото из личного архива А. Н. Копейкина
В качестве подходящей модели, конечно же, выступал всем известный «кукурузник» (который, кстати, и получил это прозвище за данный профиль проводимых работ). Для нас, советских неискушенных ребят, самым большим праздником стало, когда на окраине поселка у реки приземлимся настоящий летательный аппарат. А его пилот попросту вышел и отправился… в наш буфет за пивом.
Оно у нас славилось тогда на всю округу, потому что железнодорожное снабжение в СССР всегда находилось на высоте. Но это – совсем другая история. Мы же сегодня поговорим о том, что у всем известной модели имелся реальный и очень неплохой конкурент.
Чтобы сэкономить средства
Хотя в советской системе все считалось народным, но каждый колхоз располагал собственным денежным фондом, который мог использовать по своему усмотрению. В его число входили финансы, вырученные за сданную продукцию и другие доходы. А тратились они на различные нужды, среди которых важное место занимала закупка качественного посадочного материала или опыление от вредителей уже высаженных культур.
СХ-2 позаимствовал крылья у L-410. Фото: youtube.com
Конечно, имелись и убыточные хозяйства, существовавшие за счет дотаций от государства. Но в Краснодарском крае таких было немного. Большинство успешно трудились и даже процветали. Имелись среди них и т. н. колхозы-миллионеры. Под этим понятием подразумевались сельхозпредприятия с очень высоким уровнем доходов.
В это число входил и колхоз «Родина» во главе с опытным хозяйственником Михаилом Павловичем Боглачевым. Председатель был человеком нетривиальным и инициативным. И относился к казенным деньгам как к своим собственным.
Поэтому Болгачев не думал, что денег и так много, значит, можно их расходовать, не особо считая. Напротив, ему всегда хотелось каким-то образом сэкономить народную копейку. К примеру, каждый год хозяйство тратило огромные суммы, нанимая самолеты гражданской авиации из Энемовского отряда. Особо обидным являлось то, что колхоз располагал всем необходимым:
✅ стационарной площадкой АХР
✅ новенькой стоянкой при ней
✅ собственным складом ГСМ
✅ хранилищем для химматериалов
Имелись и все другие вспомогательные сооружения. Не хватало только главного – собственной летной техники. Этим вопросом и хотел заняться руководитель. Но, в первую очередь, необходимо было найти опытного специалиста. А где его взять в колхозе?
Бывший летный специалист в качестве авиамоделиста
Как показало время, то все можно найти, если не упускать из виду и быть наблюдательным. Бывший подполковник ВВС СССР Александр Николаевич Копейкин (после увольнения со службы) искал себе работу по душе.
Самолет СХ-2 в полете. Фото из личного архива А. Н. Копейкина
В результате он стал руководителем конструкторского бюро в Борисоглебском ВВАУЛ, параллельно преподавая там. Все это происходило на кафедре аэродинамики и динамики полетов, так что прошлые знания летный специалист постоянно поддерживал в состоянии готовности. И скоро они ему очень пригодились.
В конце 80-х Копейкин преподавал и вел авиамодельный кружок. Председатель колхоза решил, что лучше этого специалиста для реализации задуманного просто не найти. Поэтому руководитель обратился к нему с просьбой о создании для нужд колхоза собственной летной единицы.
Может быть, этот план и попахивал авантюрой, но специалист по авиамоделированию с удовольствием согласился принять участие в его реализации. Тем более, что уже до этого, вместе со своими учениками им удалось создать летную копию Як-9, произведшую на руководителей колхоза приятное впечатление. Так и созрела идея конструирования полноценного самолета-опылителя.
Уже в 1991 году появился оригинальный аппарат, в котором использовали детали от других моделей. Его назвали СХ-2, а позже приклеилось прозвище «Челленджер» (несмотря на то, что одноименный шаттл за несколько лет до этого потерпел катастрофическую аварию).
На самом деле энтузиастам, взявшимся за воплощение проекта в жизнь, пришлось посетить не одну авиасвалку. Зато там они раздобыли многие элементы будущей конструкции. В целом, самолет стал эдакой солянкой, но, на удивление, очень гармоничной:
✅ крыло – от чехословацкого L-410 Turbolet
✅ фюзеляж – от списанного Ми-2
✅ двигатели М-14П – куплены у летного училища г. Красный Кут
А стабилизатор от обычного «кукурузника» и вовсе приобрели на металлоломной свалке-разборке. Когда все основные элементы оказались в руках самодельных конструкторов, работа буквально закипела. Всего 8 месяцев понадобилось группе Копейкина, усиленной колхозными слесарями, чтобы собрать и сварить уникальный летательный аппарат для сельских нужд.
Ободряющее начало, но печальный конец
Для официальной регистрации понадобилась специальная летная программа испытаний, которую утвердил испытатель ФЛА Е. Лахмустов. В воздух самолет подымал сам Копейкин. После того как он получил разрешение на эксплуатацию, СХ-2 стал «изюминкой» колхоза «Родина».
На нем опыляли и удобряли местные поля. Это не только позволило хозяйству сэкономить огромные средства, но и обеспечило солидный заработок для летной группы Копейкина, включавшей семь человек. Похоже, последнее и стало основной причиной печального конца.
СХ-2 на взлетной полосе колхозного аэродрома. Фото из личного архива А. Н. Копейкина
Тогда еще никто не догадывался, что время существования коллективных хозяйств и самой страны, породившей их как единицу, стремительно приближается к своему концу. Уже в следующем 1992 году вся имевшаяся структура затрещала по всем швам.
Стартовала не всегда логичная, оправданная и законная приватизация. Коснулась она и колхоза «Родина», и всего его имущества. Успешный местный аэроклуб быстренько расформировали, вольно или невольно, разрушая все на своем пути.
Самолеты, раньше принадлежавшие исчезнувшей ДОСААФ, перегнали на другое место. А вот самоделкам уготовали более печальную судьбу. Их просто разобрали и полностью уничтожили. В новых реалиях такая техника уже ни у кого не вызывала какого-то интереса. А ведь СХ-2 мог бы даже составить реальную конкуренцию Ан-2. В этом можно убедиться, рассмотрев некоторые из его характеристик:
✅ предельная грузоподъемность – 1 т
✅ общий взлетный вес – 2,5 т
✅ максимальная скорость – 230 км/ч
✅ полоса разбега – 80/100 м
✅ мощность – 2х360 л. с
Таких результатов удалось достичь благодаря тщательным инженерным расчетам Александра Николаевича и его помощников. В принципе, применив их идею и доработав промышленно, можно было создать новую востребованную технику. Но не в те времена.
СХ-2 так и не смог конкурировать с АН-2. Фото: youtube.com
СХ-2, как и многие его самодельные коллеги, прожил яркую, но очень недолгую жизнь. Все же он оставил свой след в летной истории огромной страны. И такие материалы являются явным тому подтверждением, ведь от самолета сохранилось лишь несколько старых и не очень качественных черно-белых фото.
- Иван Гончаров
- youtube.com, из личного архива А. Н. Копейкина
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Boom Supersonic XB-1 из углепластика вплотную приблизился к сверхзвуку – замене Ту-144 быть
Пока это только демонстратор, но производитель уверен – за ним будущее авиации. Boom Supersonic XB-1 совершил уже одиннадцатый полет....
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....