Самодельный самолет-опылитель СХ-2 от А. Н. Копейкина и его помощников
Среди моих детских воспоминаний в железнодорожном поселке не только неизменные ЧМЭ3, магистральные ВЛ разных моделей и скоростные Skoda серии ЧС. Имелись в этом времени, скажем так, и более возвышенные моменты.
Причем, не в переносном, а в самом прямом смысле. Недалеко от нас находилось несколько колхозов, в одном из которых даже имелся свой примитивный аэродром. Это оказалось необходимостью, чтобы обеспечить небольшой крылатой технике базу для проведения опрыскивания полей и других сельхозработ.
В качестве подходящей модели, конечно же, выступал всем известный «кукурузник» (который, кстати, и получил это прозвище за данный профиль проводимых работ). Для нас, советских неискушенных ребят, самым большим праздником стало, когда на окраине поселка у реки приземлимся настоящий летательный аппарат. А его пилот попросту вышел и отправился… в наш буфет за пивом.
Оно у нас славилось тогда на всю округу, потому что железнодорожное снабжение в СССР всегда находилось на высоте. Но это – совсем другая история. Мы же сегодня поговорим о том, что у всем известной модели имелся реальный и очень неплохой конкурент.
Хотя в советской системе все считалось народным, но каждый колхоз располагал собственным денежным фондом, который мог использовать по своему усмотрению. В его число входили финансы, вырученные за сданную продукцию и другие доходы. А тратились они на различные нужды, среди которых важное место занимала закупка качественного посадочного материала или опыление от вредителей уже высаженных культур.
Конечно, имелись и убыточные хозяйства, существовавшие за счет дотаций от государства. Но в Краснодарском крае таких было немного. Большинство успешно трудились и даже процветали. Имелись среди них и т. н. колхозы-миллионеры. Под этим понятием подразумевались сельхозпредприятия с очень высоким уровнем доходов.
В это число входил и колхоз «Родина» во главе с опытным хозяйственником Михаилом Павловичем Боглачевым. Председатель был человеком нетривиальным и инициативным. И относился к казенным деньгам как к своим собственным.
Поэтому Болгачев не думал, что денег и так много, значит, можно их расходовать, не особо считая. Напротив, ему всегда хотелось каким-то образом сэкономить народную копейку. К примеру, каждый год хозяйство тратило огромные суммы, нанимая самолеты гражданской авиации из Энемовского отряда. Особо обидным являлось то, что колхоз располагал всем необходимым:
✅ стационарной площадкой АХР
✅ новенькой стоянкой при ней
✅ собственным складом ГСМ
✅ хранилищем для химматериалов
Имелись и все другие вспомогательные сооружения. Не хватало только главного – собственной летной техники. Этим вопросом и хотел заняться руководитель. Но, в первую очередь, необходимо было найти опытного специалиста. А где его взять в колхозе?
Как показало время, то все можно найти, если не упускать из виду и быть наблюдательным. Бывший подполковник ВВС СССР Александр Николаевич Копейкин (после увольнения со службы) искал себе работу по душе.
В результате он стал руководителем конструкторского бюро в Борисоглебском ВВАУЛ, параллельно преподавая там. Все это происходило на кафедре аэродинамики и динамики полетов, так что прошлые знания летный специалист постоянно поддерживал в состоянии готовности. И скоро они ему очень пригодились.
В конце 80-х Копейкин преподавал и вел авиамодельный кружок. Председатель колхоза решил, что лучше этого специалиста для реализации задуманного просто не найти. Поэтому руководитель обратился к нему с просьбой о создании для нужд колхоза собственной летной единицы.
Может быть, этот план и попахивал авантюрой, но специалист по авиамоделированию с удовольствием согласился принять участие в его реализации. Тем более, что уже до этого, вместе со своими учениками им удалось создать летную копию Як-9, произведшую на руководителей колхоза приятное впечатление. Так и созрела идея конструирования полноценного самолета-опылителя.
На самом деле энтузиастам, взявшимся за воплощение проекта в жизнь, пришлось посетить не одну авиасвалку. Зато там они раздобыли многие элементы будущей конструкции. В целом, самолет стал эдакой солянкой, но, на удивление, очень гармоничной:
✅ крыло – от чехословацкого L-410 Turbolet
✅ фюзеляж – от списанного Ми-2
✅ двигатели М-14П – куплены у летного училища г. Красный Кут
А стабилизатор от обычного «кукурузника» и вовсе приобрели на металлоломной свалке-разборке. Когда все основные элементы оказались в руках самодельных конструкторов, работа буквально закипела. Всего 8 месяцев понадобилось группе Копейкина, усиленной колхозными слесарями, чтобы собрать и сварить уникальный летательный аппарат для сельских нужд.
Для официальной регистрации понадобилась специальная летная программа испытаний, которую утвердил испытатель ФЛА Е. Лахмустов. В воздух самолет подымал сам Копейкин. После того как он получил разрешение на эксплуатацию, СХ-2 стал «изюминкой» колхоза «Родина».
На нем опыляли и удобряли местные поля. Это не только позволило хозяйству сэкономить огромные средства, но и обеспечило солидный заработок для летной группы Копейкина, включавшей семь человек. Похоже, последнее и стало основной причиной печального конца.
Тогда еще никто не догадывался, что время существования коллективных хозяйств и самой страны, породившей их как единицу, стремительно приближается к своему концу. Уже в следующем 1992 году вся имевшаяся структура затрещала по всем швам.
Стартовала не всегда логичная, оправданная и законная приватизация. Коснулась она и колхоза «Родина», и всего его имущества. Успешный местный аэроклуб быстренько расформировали, вольно или невольно, разрушая все на своем пути.
Самолеты, раньше принадлежавшие исчезнувшей ДОСААФ, перегнали на другое место. А вот самоделкам уготовали более печальную судьбу. Их просто разобрали и полностью уничтожили. В новых реалиях такая техника уже ни у кого не вызывала какого-то интереса. А ведь СХ-2 мог бы даже составить реальную конкуренцию Ан-2. В этом можно убедиться, рассмотрев некоторые из его характеристик:
✅ предельная грузоподъемность – 1 т
✅ общий взлетный вес – 2,5 т
✅ максимальная скорость – 230 км/ч
✅ полоса разбега – 80/100 м
✅ мощность – 2х360 л. с
Таких результатов удалось достичь благодаря тщательным инженерным расчетам Александра Николаевича и его помощников. В принципе, применив их идею и доработав промышленно, можно было создать новую востребованную технику. Но не в те времена.
СХ-2, как и многие его самодельные коллеги, прожил яркую, но очень недолгую жизнь. Все же он оставил свой след в летной истории огромной страны. И такие материалы являются явным тому подтверждением, ведь от самолета сохранилось лишь несколько старых и не очень качественных черно-белых фото.
Причем, не в переносном, а в самом прямом смысле. Недалеко от нас находилось несколько колхозов, в одном из которых даже имелся свой примитивный аэродром. Это оказалось необходимостью, чтобы обеспечить небольшой крылатой технике базу для проведения опрыскивания полей и других сельхозработ.
СХ-2 – для нужд колхоза «Родина». Фото из личного архива А. Н. Копейкина
В качестве подходящей модели, конечно же, выступал всем известный «кукурузник» (который, кстати, и получил это прозвище за данный профиль проводимых работ). Для нас, советских неискушенных ребят, самым большим праздником стало, когда на окраине поселка у реки приземлимся настоящий летательный аппарат. А его пилот попросту вышел и отправился… в наш буфет за пивом.
Оно у нас славилось тогда на всю округу, потому что железнодорожное снабжение в СССР всегда находилось на высоте. Но это – совсем другая история. Мы же сегодня поговорим о том, что у всем известной модели имелся реальный и очень неплохой конкурент.
Чтобы сэкономить средства
Хотя в советской системе все считалось народным, но каждый колхоз располагал собственным денежным фондом, который мог использовать по своему усмотрению. В его число входили финансы, вырученные за сданную продукцию и другие доходы. А тратились они на различные нужды, среди которых важное место занимала закупка качественного посадочного материала или опыление от вредителей уже высаженных культур.
СХ-2 позаимствовал крылья у L-410. Фото: youtube.com
Конечно, имелись и убыточные хозяйства, существовавшие за счет дотаций от государства. Но в Краснодарском крае таких было немного. Большинство успешно трудились и даже процветали. Имелись среди них и т. н. колхозы-миллионеры. Под этим понятием подразумевались сельхозпредприятия с очень высоким уровнем доходов.
В это число входил и колхоз «Родина» во главе с опытным хозяйственником Михаилом Павловичем Боглачевым. Председатель был человеком нетривиальным и инициативным. И относился к казенным деньгам как к своим собственным.
Поэтому Болгачев не думал, что денег и так много, значит, можно их расходовать, не особо считая. Напротив, ему всегда хотелось каким-то образом сэкономить народную копейку. К примеру, каждый год хозяйство тратило огромные суммы, нанимая самолеты гражданской авиации из Энемовского отряда. Особо обидным являлось то, что колхоз располагал всем необходимым:
✅ стационарной площадкой АХР
✅ новенькой стоянкой при ней
✅ собственным складом ГСМ
✅ хранилищем для химматериалов
Имелись и все другие вспомогательные сооружения. Не хватало только главного – собственной летной техники. Этим вопросом и хотел заняться руководитель. Но, в первую очередь, необходимо было найти опытного специалиста. А где его взять в колхозе?
Бывший летный специалист в качестве авиамоделиста
Как показало время, то все можно найти, если не упускать из виду и быть наблюдательным. Бывший подполковник ВВС СССР Александр Николаевич Копейкин (после увольнения со службы) искал себе работу по душе.
Самолет СХ-2 в полете. Фото из личного архива А. Н. Копейкина
В результате он стал руководителем конструкторского бюро в Борисоглебском ВВАУЛ, параллельно преподавая там. Все это происходило на кафедре аэродинамики и динамики полетов, так что прошлые знания летный специалист постоянно поддерживал в состоянии готовности. И скоро они ему очень пригодились.
В конце 80-х Копейкин преподавал и вел авиамодельный кружок. Председатель колхоза решил, что лучше этого специалиста для реализации задуманного просто не найти. Поэтому руководитель обратился к нему с просьбой о создании для нужд колхоза собственной летной единицы.
Может быть, этот план и попахивал авантюрой, но специалист по авиамоделированию с удовольствием согласился принять участие в его реализации. Тем более, что уже до этого, вместе со своими учениками им удалось создать летную копию Як-9, произведшую на руководителей колхоза приятное впечатление. Так и созрела идея конструирования полноценного самолета-опылителя.
Уже в 1991 году появился оригинальный аппарат, в котором использовали детали от других моделей. Его назвали СХ-2, а позже приклеилось прозвище «Челленджер» (несмотря на то, что одноименный шаттл за несколько лет до этого потерпел катастрофическую аварию).
На самом деле энтузиастам, взявшимся за воплощение проекта в жизнь, пришлось посетить не одну авиасвалку. Зато там они раздобыли многие элементы будущей конструкции. В целом, самолет стал эдакой солянкой, но, на удивление, очень гармоничной:
✅ крыло – от чехословацкого L-410 Turbolet
✅ фюзеляж – от списанного Ми-2
✅ двигатели М-14П – куплены у летного училища г. Красный Кут
А стабилизатор от обычного «кукурузника» и вовсе приобрели на металлоломной свалке-разборке. Когда все основные элементы оказались в руках самодельных конструкторов, работа буквально закипела. Всего 8 месяцев понадобилось группе Копейкина, усиленной колхозными слесарями, чтобы собрать и сварить уникальный летательный аппарат для сельских нужд.
Ободряющее начало, но печальный конец
Для официальной регистрации понадобилась специальная летная программа испытаний, которую утвердил испытатель ФЛА Е. Лахмустов. В воздух самолет подымал сам Копейкин. После того как он получил разрешение на эксплуатацию, СХ-2 стал «изюминкой» колхоза «Родина».
На нем опыляли и удобряли местные поля. Это не только позволило хозяйству сэкономить огромные средства, но и обеспечило солидный заработок для летной группы Копейкина, включавшей семь человек. Похоже, последнее и стало основной причиной печального конца.
СХ-2 на взлетной полосе колхозного аэродрома. Фото из личного архива А. Н. Копейкина
Тогда еще никто не догадывался, что время существования коллективных хозяйств и самой страны, породившей их как единицу, стремительно приближается к своему концу. Уже в следующем 1992 году вся имевшаяся структура затрещала по всем швам.
Стартовала не всегда логичная, оправданная и законная приватизация. Коснулась она и колхоза «Родина», и всего его имущества. Успешный местный аэроклуб быстренько расформировали, вольно или невольно, разрушая все на своем пути.
Самолеты, раньше принадлежавшие исчезнувшей ДОСААФ, перегнали на другое место. А вот самоделкам уготовали более печальную судьбу. Их просто разобрали и полностью уничтожили. В новых реалиях такая техника уже ни у кого не вызывала какого-то интереса. А ведь СХ-2 мог бы даже составить реальную конкуренцию Ан-2. В этом можно убедиться, рассмотрев некоторые из его характеристик:
✅ предельная грузоподъемность – 1 т
✅ общий взлетный вес – 2,5 т
✅ максимальная скорость – 230 км/ч
✅ полоса разбега – 80/100 м
✅ мощность – 2х360 л. с
Таких результатов удалось достичь благодаря тщательным инженерным расчетам Александра Николаевича и его помощников. В принципе, применив их идею и доработав промышленно, можно было создать новую востребованную технику. Но не в те времена.
СХ-2 так и не смог конкурировать с АН-2. Фото: youtube.com
СХ-2, как и многие его самодельные коллеги, прожил яркую, но очень недолгую жизнь. Все же он оставил свой след в летной истории огромной страны. И такие материалы являются явным тому подтверждением, ведь от самолета сохранилось лишь несколько старых и не очень качественных черно-белых фото.
- Иван Гончаров
- youtube.com, из личного архива А. Н. Копейкина
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...