Самые большие ракеты-носители в мире
Из самых больших ракет-носителей, когда-либо созданных человечеством, своими габаритами и грузоподъемностью выделяются две. Это американская «Сатурн-5» высотой 110 м и российская «Н-1» с таким же параметром в 105 м. История создания, эксплуатация и технические характеристики этих ракет вызывают не только интерес, но и не утихающие по сей день споры.
Это самая мощная ракета среди своих «коллег». Трехступенчатая система этой техники позволяла вывести на орбиту Земли до 140 т груза. Разработка «Сатурна-5», предназначавшегося для полета к Луне, стартовала в 1962 году, первые испытания начали уже в 1966-м. Дела шли плохо – первая модель попросту развалилась на части. Ракету пришлось дорабатывать и успеха достигли только через год. Однако последующие испытания снова провалились: двигатель третьей ступени не запускался. И здесь американцы принимают крайне рискованное решение – отправить очередную собранную ракету к Луне без дополнительных испытаний. Спешка была связана с опасениями, что СССР опять опередит США. Старт состоялся 9.11.1967 и был успешным.
Почему же в США больше не строят такие ракеты? Дело не только в финансах, но и в технологиях.
Их всего три: производством блоков занимались компании Boeing, Douglas и North American Aviation. Такое разделение труда выбрал главный конструктор – небезызвестный фон Браун. «Боинг» разработал первую ступень. Она комплектовалась пятью двигателями Rocketdyne F-1, работающими на керосине. North American Aviation изготовила вторую ступень. Здесь, кроме керосина в качестве горючего дополнительно применялся жидкий водород. Двигателей тоже пять от того же производителя, но модификации J-2. За третью ступень отвечала Douglas Aircraft Company. На этом блоке стояла такая же силовая установка J-2, только одна.
Но даже если бы все сохранилось, на воссоздание «Сатурна» потребовалось бы несколько лет, с учетом его совершенствования и испытаний. Вспомните: на разработку нового авто и то уходит не один год. А ведь там уже «все известно» – принципиально нового ничего не предполагается! Здесь же – уникальная конструкция, состоящая из 3 млн. деталей. Даже если ее построить, придется искать персонал, который надо обучить управлению такой сложной системой.
Ее называли «Царь-ракетой» за огромные габариты. Предполагалось, что конструкция будет использоваться в военных целях, для научных исследований и полетов к другим планетам. Однако в последнем случае все получилось, как и с «Царь-пушкой»: проект освоения межпланетного пространства остался только на бумаге.
Первый пуск ракеты состоялся 21.02.1969 года. К 10-й секунде произошло ошибочное отключение одного из двигателей, а при достижении высоты 12 км перестали работать все силовые установки. В итоге «Н-1» упала в степь. Второе испытание тоже потерпело фиаско – летом 1969 года ракета на 23-й секунде завалилась, на ней возник пожар. Вся конструкция рухнула прямо на стартовый стол. Третий запуск состоялся в 1971 году, когда американцы уже вовсю осваивали лунную программу. Он тоже был неудачным – на 51-й секунде все двигатели отключились, и ракета упала в 20 км от места старта.
Казалось бы, накоплен большой опыт: несмотря на неудачи, ракета совершенствовалась и был запланирован пятый пуск. Но пришедший в руководство Валентин Глушко свернул программу «Н-1», на которую было потрачено примерно $5,5 млрд. А какие ракеты-носители (РН) используют сейчас? В РФ запуск космических аппаратов – дело госкорпорации «Роскосмос». На сегодня используется несколько ракет-носителей, в основе которых лежат советские проекты.
Настоящая «рабочая лошадка» космической отрасли. По конструкции и принципиальным решениям эта ракета является продолжателем идей, реализованных еще в советской Р-7 и «Восток». Сегодня используются модифицированные версии «Союз-2» и «ФГ». Последняя – единственная ракета, осуществляющая пилотируемые полеты на МКС. Также эксплуатируется «Союз-2.1в», способный доставить на орбиту до 2,8 т груза.
Тяжелая ракета с тремя ступенями. Была разработана в 60-е годы на базе военной конструкции УР-500. Наиболее совершенный вариант – «Протон-М». Эта ракета способна «отвезти» свыше 3-х т груза. Стоимость одного пуска составляет $65-70 млн. На сегодня производство «Протона» прекращено, т. к. его должна заменить более совершенная конструкция, о которой – ниже.
Серия ракет, грузоподъемностью 15-35 т. Предполагается, что одна из модификаций – «Ангара -А5В» может быть использована для пилотируемых полетов на Луну. В начале 2021 года Дмитрий Рогозин, являющийся главой «Роскосмоса» сообщил, что выпуск очередной модификации «Ангара-3» «не очевиден», т. к. в процессе создания находится другая РН – «Иртыш» с двигателем РД-171МВ, способная выводить в космос до 17 т груза.
Перспективная ракета-носитель, строительством которой занимается множество организаций-подрядчиков. Головной разработчик – РКК «Энергия». Предполагается, что новая РН будет способна транспортировать до 100 т груза. Главная цель разработки «Енисея» – освоение Луны. Однако сегодня создание ракеты затормозилось. Причина в том, что она разрабатывалась на основе технологий и материалов прошлого века, которые сейчас ушли далеко вперед.
Вся проблема «Енисея» – в двигателях. Сегодня на подходе – силовые установки, работающие на метане (на сверхтяжелых РН их можно использовать многократно). Применение данных двигателей на «Енисее» требует пересмотра всей концепции конструкции. В итоге планируется ракету «подогнать» под метановые силовые агрегаты, на что потребуется время.
Не нужно забывать, что производство ракет-носителей в других странах тоже не стоит на месте. Ведущими являются США и Китай. В КНР успешно испытана «Чанчжэн-5Y3», выводящая на орбиту 25 т груза и способная долететь до Луны и Марса. У США есть Falcon 9 Илона Маска, уже доставлявшая на МКС грузы (ее максимум – 22,8 т) и другие РН. Конкуренты не дремлют!
«Сатурн-5»
Это самая мощная ракета среди своих «коллег». Трехступенчатая система этой техники позволяла вывести на орбиту Земли до 140 т груза. Разработка «Сатурна-5», предназначавшегося для полета к Луне, стартовала в 1962 году, первые испытания начали уже в 1966-м. Дела шли плохо – первая модель попросту развалилась на части. Ракету пришлось дорабатывать и успеха достигли только через год. Однако последующие испытания снова провалились: двигатель третьей ступени не запускался. И здесь американцы принимают крайне рискованное решение – отправить очередную собранную ракету к Луне без дополнительных испытаний. Спешка была связана с опасениями, что СССР опять опередит США. Старт состоялся 9.11.1967 и был успешным.
У многих на слуху странная история, связанная якобы с утерей проектной документации на «Сатурн-5». Мол, поэтому американцы и не могут сегодня строить такие ракеты, предпочитая их «Шаттлам», которые дороже примерно в 3 раза. Кстати, пуск «Сатурна» тоже недешевый: подсчитано, что очередной старт ракеты в 1969 году обошелся в общей сложности в $3,19 млрд. (в сегодняшних деньгах).
Почему же в США больше не строят такие ракеты? Дело не только в финансах, но и в технологиях.
Ступени «Сатурна-5»
Их всего три: производством блоков занимались компании Boeing, Douglas и North American Aviation. Такое разделение труда выбрал главный конструктор – небезызвестный фон Браун. «Боинг» разработал первую ступень. Она комплектовалась пятью двигателями Rocketdyne F-1, работающими на керосине. North American Aviation изготовила вторую ступень. Здесь, кроме керосина в качестве горючего дополнительно применялся жидкий водород. Двигателей тоже пять от того же производителя, но модификации J-2. За третью ступень отвечала Douglas Aircraft Company. На этом блоке стояла такая же силовая установка J-2, только одна.
Всего в создании ракеты участвовало свыше 20 тыс. подрядчиков. И у каждого – своя техническая документация. При этом North American Aviation на сегодня не существует, не говоря уже о мелких компаниях. И где находятся документы более чем полувековой давности по созданию той или иной части ракеты, вряд ли кто сможет сказать.
Но даже если бы все сохранилось, на воссоздание «Сатурна» потребовалось бы несколько лет, с учетом его совершенствования и испытаний. Вспомните: на разработку нового авто и то уходит не один год. А ведь там уже «все известно» – принципиально нового ничего не предполагается! Здесь же – уникальная конструкция, состоящая из 3 млн. деталей. Даже если ее построить, придется искать персонал, который надо обучить управлению такой сложной системой.
«Н-1»
Ее называли «Царь-ракетой» за огромные габариты. Предполагалось, что конструкция будет использоваться в военных целях, для научных исследований и полетов к другим планетам. Однако в последнем случае все получилось, как и с «Царь-пушкой»: проект освоения межпланетного пространства остался только на бумаге.
Неудачи
Первый пуск ракеты состоялся 21.02.1969 года. К 10-й секунде произошло ошибочное отключение одного из двигателей, а при достижении высоты 12 км перестали работать все силовые установки. В итоге «Н-1» упала в степь. Второе испытание тоже потерпело фиаско – летом 1969 года ракета на 23-й секунде завалилась, на ней возник пожар. Вся конструкция рухнула прямо на стартовый стол. Третий запуск состоялся в 1971 году, когда американцы уже вовсю осваивали лунную программу. Он тоже был неудачным – на 51-й секунде все двигатели отключились, и ракета упала в 20 км от места старта.
В ходе последнего, четвертого испытания к «Н-1» в качестве полезной нагрузки присоединили макет лунного модуля. Ракета взорвалась на 107-й секунде полета. Автоматически отделившийся при пожаре от «Н-1» лунный блок аккуратно приземлился в степи и практически не пострадал.
Казалось бы, накоплен большой опыт: несмотря на неудачи, ракета совершенствовалась и был запланирован пятый пуск. Но пришедший в руководство Валентин Глушко свернул программу «Н-1», на которую было потрачено примерно $5,5 млрд. А какие ракеты-носители (РН) используют сейчас? В РФ запуск космических аппаратов – дело госкорпорации «Роскосмос». На сегодня используется несколько ракет-носителей, в основе которых лежат советские проекты.
«Союз»
Настоящая «рабочая лошадка» космической отрасли. По конструкции и принципиальным решениям эта ракета является продолжателем идей, реализованных еще в советской Р-7 и «Восток». Сегодня используются модифицированные версии «Союз-2» и «ФГ». Последняя – единственная ракета, осуществляющая пилотируемые полеты на МКС. Также эксплуатируется «Союз-2.1в», способный доставить на орбиту до 2,8 т груза.
В 2022 году 5 февраля, с космодрома «Плесецк» состоялся очередной старт РН. Это была модификация «Союз-2.1а», запущенная в интересах Минобороны.
«Протон»
Тяжелая ракета с тремя ступенями. Была разработана в 60-е годы на базе военной конструкции УР-500. Наиболее совершенный вариант – «Протон-М». Эта ракета способна «отвезти» свыше 3-х т груза. Стоимость одного пуска составляет $65-70 млн. На сегодня производство «Протона» прекращено, т. к. его должна заменить более совершенная конструкция, о которой – ниже.
«Ангара»
Серия ракет, грузоподъемностью 15-35 т. Предполагается, что одна из модификаций – «Ангара -А5В» может быть использована для пилотируемых полетов на Луну. В начале 2021 года Дмитрий Рогозин, являющийся главой «Роскосмоса» сообщил, что выпуск очередной модификации «Ангара-3» «не очевиден», т. к. в процессе создания находится другая РН – «Иртыш» с двигателем РД-171МВ, способная выводить в космос до 17 т груза.
«Енисей»
Перспективная ракета-носитель, строительством которой занимается множество организаций-подрядчиков. Головной разработчик – РКК «Энергия». Предполагается, что новая РН будет способна транспортировать до 100 т груза. Главная цель разработки «Енисея» – освоение Луны. Однако сегодня создание ракеты затормозилось. Причина в том, что она разрабатывалась на основе технологий и материалов прошлого века, которые сейчас ушли далеко вперед.
В начале 2021 года РАН предложила главе «Роскосмоса» перенести сроки производства «Енисея» (предполагалось, что это будет 2028 год), а первые полеты на Луну выполнить с помощью «Ангары».
Вся проблема «Енисея» – в двигателях. Сегодня на подходе – силовые установки, работающие на метане (на сверхтяжелых РН их можно использовать многократно). Применение данных двигателей на «Енисее» требует пересмотра всей концепции конструкции. В итоге планируется ракету «подогнать» под метановые силовые агрегаты, на что потребуется время.
Выводы
Не нужно забывать, что производство ракет-носителей в других странах тоже не стоит на месте. Ведущими являются США и Китай. В КНР успешно испытана «Чанчжэн-5Y3», выводящая на орбиту 25 т груза и способная долететь до Луны и Марса. У США есть Falcon 9 Илона Маска, уже доставлявшая на МКС грузы (ее максимум – 22,8 т) и другие РН. Конкуренты не дремлют!
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Впервые в России изготовлен супермощный авиадвигатель
Он будет использоваться для отработки новых технологий. Да и отечественным широкофюзеляжным самолетам такие силовые агрегаты необходимы....
Тайна последнего пристанища для сотен автомобилей на краю земли
На Чукотке, вдали от цивилизации, скрывается удивительное автомобильное кладбище, привлекающее своими масштабами и загадками. Здесь оставлены сотни машин – от...
АК-3: военная реплика или учебно-тренировочный самолет
Новый УТС внешне очень похож на Як-3: производитель уверяет, что на платформе этой машины можно собрать любой самолет Второй мировой. А что внутри учебного...
Возвращение легенды: запущен амбициозный проект «Волга 2025»
Не кажется ли вам, что автомобили «Волга» застряли в прошлом, и было бы справедливо дать этому бренду продолжение? Именно так подумала команда YouTube-канала...
Российский авиалайнер МС-21 – итоги модернизации производства за октябрь
Самолет готовятся запустить в серийное производство. Оно стартует уже в 2025 году, если планы ничто не нарушит....
Ту-144ЛЛ – программа исследований на летающей лаборатории выполнена
Ту-144ЛЛ создавался с целью исследования поведения самолета на высоких (сверхзвуковых) скоростях и максимально возможных высотах. В программе принимали участие...
Двигатели для SSJ-100, Ту-214 и Ил-96-300 начнут выпускать и тестировать быстрее
На Пермском заводе ускорят испытания гидромеханических агрегатов. Также будут оптимизированы другие этапы производственного цикла....
Зачем на морских судах окна рубки наклоняют «неправильно»
На морских кораблях иллюминаторы капитанского мостика сделаны с отрицательным уклоном. А на речных судах – все наоборот. В чем тут дело?...
Lada Aura поступили в распоряжение российских чиновников – они не слишком довольны
Первая партия автомобилей уже отправлена к заказчикам. Но чиновникам не нравится отечественный «премиум»....
«Еловый Гусь» – 98 метров размах крыльев, тонны древесины и самый короткий полет в истории авиации
Речь о самом большой в мире самолете, построенном из дерева. Все подробности о проекте читайте в нашем материале....
УАЗ Хантер получил новое «сердце» и стал значительно мощнее
Мощность автомобиля повысилась более чем на 33%. Новые модификации уже появились в продаже....
Будущее поршневых авиадвигателей и особенности работы турбовентиляторных моторов
Есть мнение, что поршневые пропеллерные двигатели давно устарели и нет у них будущего. Это не так – в малой авиации они все равно еще долго будут «править...
Названы сроки выпуска первого белорусского самолета
Реализация проекта уже началась. Также стал известен ожидаемый тираж воздушного судна и объем дополнительного финансирования....
Амуро-Якутская магистраль: вечная мерзлота и американские тепловозы
Амуро-Якутская магистраль – важная составляющая транспортной сети Сибири и Дальнего Востока. Железная дорога имеет большие перспективы развития....
Отпиливаем от движка ГАЗ-53 два цилиндра и запускаем «новый» мотор
ؘНужен двухцилиндровый мотор для мотоцикла? Нет проблем: понадобится отходивший свое (списанный, заброшенный и т. д.) движок от ГАЗ-53. У этого мотора аж...
Представлен новый российский пикап – ждем рамный минивэн на его шасси
Мотор Isuzu и возможность установки на шасси специального оборудования. Пикап обещают сделать доступным....