Самые большие ракеты-носители в мире
Из самых больших ракет-носителей, когда-либо созданных человечеством, своими габаритами и грузоподъемностью выделяются две. Это американская «Сатурн-5» высотой 110 м и российская «Н-1» с таким же параметром в 105 м. История создания, эксплуатация и технические характеристики этих ракет вызывают не только интерес, но и не утихающие по сей день споры.
Это самая мощная ракета среди своих «коллег». Трехступенчатая система этой техники позволяла вывести на орбиту Земли до 140 т груза. Разработка «Сатурна-5», предназначавшегося для полета к Луне, стартовала в 1962 году, первые испытания начали уже в 1966-м. Дела шли плохо – первая модель попросту развалилась на части. Ракету пришлось дорабатывать и успеха достигли только через год. Однако последующие испытания снова провалились: двигатель третьей ступени не запускался. И здесь американцы принимают крайне рискованное решение – отправить очередную собранную ракету к Луне без дополнительных испытаний. Спешка была связана с опасениями, что СССР опять опередит США. Старт состоялся 9.11.1967 и был успешным.
Почему же в США больше не строят такие ракеты? Дело не только в финансах, но и в технологиях.
Их всего три: производством блоков занимались компании Boeing, Douglas и North American Aviation. Такое разделение труда выбрал главный конструктор – небезызвестный фон Браун. «Боинг» разработал первую ступень. Она комплектовалась пятью двигателями Rocketdyne F-1, работающими на керосине. North American Aviation изготовила вторую ступень. Здесь, кроме керосина в качестве горючего дополнительно применялся жидкий водород. Двигателей тоже пять от того же производителя, но модификации J-2. За третью ступень отвечала Douglas Aircraft Company. На этом блоке стояла такая же силовая установка J-2, только одна.
Но даже если бы все сохранилось, на воссоздание «Сатурна» потребовалось бы несколько лет, с учетом его совершенствования и испытаний. Вспомните: на разработку нового авто и то уходит не один год. А ведь там уже «все известно» – принципиально нового ничего не предполагается! Здесь же – уникальная конструкция, состоящая из 3 млн. деталей. Даже если ее построить, придется искать персонал, который надо обучить управлению такой сложной системой.
Ее называли «Царь-ракетой» за огромные габариты. Предполагалось, что конструкция будет использоваться в военных целях, для научных исследований и полетов к другим планетам. Однако в последнем случае все получилось, как и с «Царь-пушкой»: проект освоения межпланетного пространства остался только на бумаге.
Первый пуск ракеты состоялся 21.02.1969 года. К 10-й секунде произошло ошибочное отключение одного из двигателей, а при достижении высоты 12 км перестали работать все силовые установки. В итоге «Н-1» упала в степь. Второе испытание тоже потерпело фиаско – летом 1969 года ракета на 23-й секунде завалилась, на ней возник пожар. Вся конструкция рухнула прямо на стартовый стол. Третий запуск состоялся в 1971 году, когда американцы уже вовсю осваивали лунную программу. Он тоже был неудачным – на 51-й секунде все двигатели отключились, и ракета упала в 20 км от места старта.
Казалось бы, накоплен большой опыт: несмотря на неудачи, ракета совершенствовалась и был запланирован пятый пуск. Но пришедший в руководство Валентин Глушко свернул программу «Н-1», на которую было потрачено примерно $5,5 млрд. А какие ракеты-носители (РН) используют сейчас? В РФ запуск космических аппаратов – дело госкорпорации «Роскосмос». На сегодня используется несколько ракет-носителей, в основе которых лежат советские проекты.
Настоящая «рабочая лошадка» космической отрасли. По конструкции и принципиальным решениям эта ракета является продолжателем идей, реализованных еще в советской Р-7 и «Восток». Сегодня используются модифицированные версии «Союз-2» и «ФГ». Последняя – единственная ракета, осуществляющая пилотируемые полеты на МКС. Также эксплуатируется «Союз-2.1в», способный доставить на орбиту до 2,8 т груза.
Тяжелая ракета с тремя ступенями. Была разработана в 60-е годы на базе военной конструкции УР-500. Наиболее совершенный вариант – «Протон-М». Эта ракета способна «отвезти» свыше 3-х т груза. Стоимость одного пуска составляет $65-70 млн. На сегодня производство «Протона» прекращено, т. к. его должна заменить более совершенная конструкция, о которой – ниже.
Серия ракет, грузоподъемностью 15-35 т. Предполагается, что одна из модификаций – «Ангара -А5В» может быть использована для пилотируемых полетов на Луну. В начале 2021 года Дмитрий Рогозин, являющийся главой «Роскосмоса» сообщил, что выпуск очередной модификации «Ангара-3» «не очевиден», т. к. в процессе создания находится другая РН – «Иртыш» с двигателем РД-171МВ, способная выводить в космос до 17 т груза.
Перспективная ракета-носитель, строительством которой занимается множество организаций-подрядчиков. Головной разработчик – РКК «Энергия». Предполагается, что новая РН будет способна транспортировать до 100 т груза. Главная цель разработки «Енисея» – освоение Луны. Однако сегодня создание ракеты затормозилось. Причина в том, что она разрабатывалась на основе технологий и материалов прошлого века, которые сейчас ушли далеко вперед.
Вся проблема «Енисея» – в двигателях. Сегодня на подходе – силовые установки, работающие на метане (на сверхтяжелых РН их можно использовать многократно). Применение данных двигателей на «Енисее» требует пересмотра всей концепции конструкции. В итоге планируется ракету «подогнать» под метановые силовые агрегаты, на что потребуется время.
Не нужно забывать, что производство ракет-носителей в других странах тоже не стоит на месте. Ведущими являются США и Китай. В КНР успешно испытана «Чанчжэн-5Y3», выводящая на орбиту 25 т груза и способная долететь до Луны и Марса. У США есть Falcon 9 Илона Маска, уже доставлявшая на МКС грузы (ее максимум – 22,8 т) и другие РН. Конкуренты не дремлют!
«Сатурн-5»
Это самая мощная ракета среди своих «коллег». Трехступенчатая система этой техники позволяла вывести на орбиту Земли до 140 т груза. Разработка «Сатурна-5», предназначавшегося для полета к Луне, стартовала в 1962 году, первые испытания начали уже в 1966-м. Дела шли плохо – первая модель попросту развалилась на части. Ракету пришлось дорабатывать и успеха достигли только через год. Однако последующие испытания снова провалились: двигатель третьей ступени не запускался. И здесь американцы принимают крайне рискованное решение – отправить очередную собранную ракету к Луне без дополнительных испытаний. Спешка была связана с опасениями, что СССР опять опередит США. Старт состоялся 9.11.1967 и был успешным.
У многих на слуху странная история, связанная якобы с утерей проектной документации на «Сатурн-5». Мол, поэтому американцы и не могут сегодня строить такие ракеты, предпочитая их «Шаттлам», которые дороже примерно в 3 раза. Кстати, пуск «Сатурна» тоже недешевый: подсчитано, что очередной старт ракеты в 1969 году обошелся в общей сложности в $3,19 млрд. (в сегодняшних деньгах).
Почему же в США больше не строят такие ракеты? Дело не только в финансах, но и в технологиях.
Ступени «Сатурна-5»
Их всего три: производством блоков занимались компании Boeing, Douglas и North American Aviation. Такое разделение труда выбрал главный конструктор – небезызвестный фон Браун. «Боинг» разработал первую ступень. Она комплектовалась пятью двигателями Rocketdyne F-1, работающими на керосине. North American Aviation изготовила вторую ступень. Здесь, кроме керосина в качестве горючего дополнительно применялся жидкий водород. Двигателей тоже пять от того же производителя, но модификации J-2. За третью ступень отвечала Douglas Aircraft Company. На этом блоке стояла такая же силовая установка J-2, только одна.
Всего в создании ракеты участвовало свыше 20 тыс. подрядчиков. И у каждого – своя техническая документация. При этом North American Aviation на сегодня не существует, не говоря уже о мелких компаниях. И где находятся документы более чем полувековой давности по созданию той или иной части ракеты, вряд ли кто сможет сказать.
Но даже если бы все сохранилось, на воссоздание «Сатурна» потребовалось бы несколько лет, с учетом его совершенствования и испытаний. Вспомните: на разработку нового авто и то уходит не один год. А ведь там уже «все известно» – принципиально нового ничего не предполагается! Здесь же – уникальная конструкция, состоящая из 3 млн. деталей. Даже если ее построить, придется искать персонал, который надо обучить управлению такой сложной системой.
«Н-1»
Ее называли «Царь-ракетой» за огромные габариты. Предполагалось, что конструкция будет использоваться в военных целях, для научных исследований и полетов к другим планетам. Однако в последнем случае все получилось, как и с «Царь-пушкой»: проект освоения межпланетного пространства остался только на бумаге.
Неудачи
Первый пуск ракеты состоялся 21.02.1969 года. К 10-й секунде произошло ошибочное отключение одного из двигателей, а при достижении высоты 12 км перестали работать все силовые установки. В итоге «Н-1» упала в степь. Второе испытание тоже потерпело фиаско – летом 1969 года ракета на 23-й секунде завалилась, на ней возник пожар. Вся конструкция рухнула прямо на стартовый стол. Третий запуск состоялся в 1971 году, когда американцы уже вовсю осваивали лунную программу. Он тоже был неудачным – на 51-й секунде все двигатели отключились, и ракета упала в 20 км от места старта.
В ходе последнего, четвертого испытания к «Н-1» в качестве полезной нагрузки присоединили макет лунного модуля. Ракета взорвалась на 107-й секунде полета. Автоматически отделившийся при пожаре от «Н-1» лунный блок аккуратно приземлился в степи и практически не пострадал.
Казалось бы, накоплен большой опыт: несмотря на неудачи, ракета совершенствовалась и был запланирован пятый пуск. Но пришедший в руководство Валентин Глушко свернул программу «Н-1», на которую было потрачено примерно $5,5 млрд. А какие ракеты-носители (РН) используют сейчас? В РФ запуск космических аппаратов – дело госкорпорации «Роскосмос». На сегодня используется несколько ракет-носителей, в основе которых лежат советские проекты.
«Союз»
Настоящая «рабочая лошадка» космической отрасли. По конструкции и принципиальным решениям эта ракета является продолжателем идей, реализованных еще в советской Р-7 и «Восток». Сегодня используются модифицированные версии «Союз-2» и «ФГ». Последняя – единственная ракета, осуществляющая пилотируемые полеты на МКС. Также эксплуатируется «Союз-2.1в», способный доставить на орбиту до 2,8 т груза.
В 2022 году 5 февраля, с космодрома «Плесецк» состоялся очередной старт РН. Это была модификация «Союз-2.1а», запущенная в интересах Минобороны.
«Протон»
Тяжелая ракета с тремя ступенями. Была разработана в 60-е годы на базе военной конструкции УР-500. Наиболее совершенный вариант – «Протон-М». Эта ракета способна «отвезти» свыше 3-х т груза. Стоимость одного пуска составляет $65-70 млн. На сегодня производство «Протона» прекращено, т. к. его должна заменить более совершенная конструкция, о которой – ниже.
«Ангара»
Серия ракет, грузоподъемностью 15-35 т. Предполагается, что одна из модификаций – «Ангара -А5В» может быть использована для пилотируемых полетов на Луну. В начале 2021 года Дмитрий Рогозин, являющийся главой «Роскосмоса» сообщил, что выпуск очередной модификации «Ангара-3» «не очевиден», т. к. в процессе создания находится другая РН – «Иртыш» с двигателем РД-171МВ, способная выводить в космос до 17 т груза.
«Енисей»
Перспективная ракета-носитель, строительством которой занимается множество организаций-подрядчиков. Головной разработчик – РКК «Энергия». Предполагается, что новая РН будет способна транспортировать до 100 т груза. Главная цель разработки «Енисея» – освоение Луны. Однако сегодня создание ракеты затормозилось. Причина в том, что она разрабатывалась на основе технологий и материалов прошлого века, которые сейчас ушли далеко вперед.
В начале 2021 года РАН предложила главе «Роскосмоса» перенести сроки производства «Енисея» (предполагалось, что это будет 2028 год), а первые полеты на Луну выполнить с помощью «Ангары».
Вся проблема «Енисея» – в двигателях. Сегодня на подходе – силовые установки, работающие на метане (на сверхтяжелых РН их можно использовать многократно). Применение данных двигателей на «Енисее» требует пересмотра всей концепции конструкции. В итоге планируется ракету «подогнать» под метановые силовые агрегаты, на что потребуется время.
Выводы
Не нужно забывать, что производство ракет-носителей в других странах тоже не стоит на месте. Ведущими являются США и Китай. В КНР успешно испытана «Чанчжэн-5Y3», выводящая на орбиту 25 т груза и способная долететь до Луны и Марса. У США есть Falcon 9 Илона Маска, уже доставлявшая на МКС грузы (ее максимум – 22,8 т) и другие РН. Конкуренты не дремлют!
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....