Kiha-58 – основной японский пригородный дизель-поезд 70-х
392

Kiha-58 – основной японский пригородный дизель-поезд 70-х

Япония уже давно относится к числу продвинутых в техническом отношении стран. И это касается не только аппаратуры или автомобильного конструирования. В островном государстве уже многие десятилетия успешно занимаются также выпуском железнодорожных составов.


Среди этого ряда имеются не только одни из самых быстрых скоростных поездов в мире. Сюда же можно добавить и скромные пригородные конструкции на дизельной тяге. Речь идет о т. н. серии Kiha-58, ведущей историю с начала 60-х.

Kiha-58 – основной японский пригородный дизель-поезд 70-хМногих из Kiha-58 жизнь не пощадила. Фото: youtube.com

Для обычных японцев он имеет такое же трепетное значение, как для нас «деревянные» электрички или конструкции серии ЭР. Ведь именно на таких составах многие изо дня в день добирались на работу и с работы. В них молодые японцы ездили на учебу или первое свидание.

«Король неэлектрифицированных территорий»


Всеобщая народная любовь привела к появлению именно такого прозвища для легендарного состава. Ведь он являлся безраздельным хозяином всех пригородных маршрутов, не имеющих контактной сети. И это продолжалось более шести десятилетий, в течение которых поезд оброс множеством модификаций, производимых с целью осовременивания его конструкции.

Впервые Kiha-58 дебютировал в 1961 году. С тех пор состав, имевший характерную двухцветную окраску (сочетание кремового и ярко-красного тонов), постоянно путешествовал по всей стране, обслуживая неэлектрифицированные участки японских дорог.


Его востребованность и популярность привели к тому, что к концу 60-х на местных линиях трудилось уже 1823 вагона, сформированные в составы различной вместимости. К началу следующего десятилетия Kiha-58 стал явным бестселлером японских дорог.

А все начиналось с того, что к началу 60-х встал острый вопрос замены паровозной тяги на местных линиях. Параллельно шел тот же процесс и на магистральных направлениях. В целом, ставилось несколько целей, которые пытались достичь за счет подвижного состава новых конструкций:

✅ повышение комфорта
✅ удобство эксплуатации
✅ избавление от лишнего задымления воздушного пространства

Серия Kiha-58 оказалась оптимальным решением. Правда, уже в начале 70-х очень быстро прогрессировавший процесс электрификации магистральных линий сделал свое дело. Теперь применение новых дизель-поездов ограничивалось только пригородными маршрутами. Это привело к перепрофилированию и тех составов, которые адаптировались для использования в дальнем следовании.

Составность поездов могла быть от двух вагонов. Фото: youtube.com

С тех пор, как в 1987 году произошла национализация японских железных дорог, две трети из имевшихся дизель-поездов попали в распоряжение компании JR. Новые хозяева использовали их, по большей части, именно на пригородных маршрутах. Изредка они служили и в качестве экспрессов на участках без контактной сети, получив в салоне сидения повышенного комфорта. Интересен также факт модификации некоторых из них для использования в т. н. групповых составах, имевших название «Поезда радости».

На тот период дизельные поезда серии 55 вполне соответствовали ходовым стандартам для их применения в качестве полуэкспрессов. А вот с внедрением в сферу полноценных экспрессов возникло сразу несколько препятствий:

✅ в вагонах 3 класса отсутствовали необходимые удобства
✅ в вагонах 2 класса не было отдельных туалетов
✅ имеющиеся поперечные сидения не откидывались

Все это вызывало постоянные нарекания со стороны конечных пользователей. Поэтому появилось решение разработать и создать специальный дизель-поезд повышенного комфорта. Ходовые качества сохранили без изменений, а оснащение постарались заметно расширить.

Имелись версии с мягкими или жесткими салонами. Фото: youtube.com

Так родилась новая серия 60, включающая прототип Showa 34 и ограниченный дизель-экспресс Showa 35, позже отнесенный к 80-й серии. Основное же направление состояло из следующих модификаций:

✅ Kiha-56 – морозоустойчивая версия для Хоккайдо
✅ Kiha-57 – с тележками на пневморессорах
✅ Kiha-57 специальная – для южной части Хонсю

Все они имели упомянутые отличия от конструкции классического Kiha-58. Кстати, выпущенный почти двухтысячным вагонным тиражом он стал лидером в сфере японских поездов с дизельным приводом. Сборка составов происходила в течение 60-х годов сразу на пяти местных предприятиях.

Технические особенности и показатели Kiha-58


С самого начала конструирования дизель-поезд позиционировался исключительно как пассажирская техника. Классической составностью считалось наличие в нем от 2 до 4 вагонов. Но нередки случаи и сцепки большего количества подвижного состава, ведь конструкторы предусмотрели в этом отношении широкую вариативность. Вот некоторые технические показатели Kiha-58:

✅ длина состава – 21,3 м
✅ высота – 3,92 м
✅ диаметр колес – 860 мм
✅ материал исполнения – конструкционная сталь

Стоит отдельно отметить, что он предназначался для эксплуатации на базе местных узкоколейных линий с шириной в 1067 мм. Дизель-поезд мог развивать максимальную скорость в 95 км/ч. В более поздних модификациях этот показатель сумели повысить на десять пунктов. Тормозную систему применили автоматическую, пневматическую. А вот по массе вагонов имелись различия в разных вариациях серии:

✅ базовый – 40,2 т
✅ 28-я модификация – 34,3 т
✅ Kiro-58 – 39,6 т
✅ Kiro-28 – 35,5 т

А теперь обратим внимание на примененный в технике дизельный привод. В этом качестве выступал предкамерный DMH17H с горизонтальным распределением цилиндров. В нем установили гидравлический тип передачи (TC2A или DF115A), с механизмом блокировки. Вот характеристики двигателя:

✅ 8 цилиндров
✅ мощность – 2х180 или 1х180 (для 28-й версии) л. с
✅ количество оборотов в минуту – 1500
✅ передаточное число – 2,976

Вплоть до середины 80-х годов составы серии Kiha-58 считались ведущими на японских неэлектрифицированных линиях. Более того, они получили относительно неплохую экспортную историю, включая Таиланд, Мьянму и российский Сахалин. Но в тот период уже стали явно ощущаться многие слабые стороны техники, созданной около четверти века назад. Их эксплуатация постепенно начала подходить к своему завершению.

Окончательный вывод из использования


Старение, появление более современных типов поездов и постепенная электрификация линий стали основными причинами заката эры серии Kiha-58. Немного позже к этому присоединился и процесс закрытия убыточных местных линий, на которых основным транспортом являлись именно «58-е».

Времена, когда Kiha-58 выходили на линию, остались в прошлом. Фото: youtube.com

По этой причине к началу 2020 года в строю оставались всего 11 дизель-поездов. Но и их история стремительно подходила к своему концу. Знаменательная веха случилась в конце ноября 2022 года. Тогда в торжественной обстановке вывели из использования поезд Kiha-58 под номером 2346, изготовленный в далеком 1964 году.

После многолетней активной эксплуатации в регионах Саньин и Хокурику, владельцами из JR West он был переведен в 2012 году на ж/д Исуми. За долгое время модель обросла ценными историческими свидетельствами, среди которых граффити от пассажиров.

Самые интересные из них: «Средняя школа Инами» или «Ищу девушку по переписке». Основное, о чем тогда переживали неизменные пользователи состава, что больше не услышат привычный лязг холостого хода и пронзительный звук работы старого дизеля.

Сейчас Kiha-58 превратились в исторические экспонаты. Фото: youtube.com

По этой и другим причинам принято решение отреставривать сохранившиеся образцы составов для истории и памяти будущих поколений. Для этого понадобилось около 100 млн. иен, но зато новые музейные экспонаты теперь находятся под защитой Общества охраны городских железных дорог города Аридагавы.
А вы бы прокатились на Kiha-58?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас