
Колеса не по размеру: когда легко избежать штрафа
Покупая новые колеса для своего автомобиля, мы иногда задумываемся: а можно ли поставить диски и шины другого размера? И что, если сделать это, не оглядываясь на указания производителя? Давайте разберемся, как избежать штрафа за нештатные колеса и резину, а также рассмотрим, насколько это законно и практично с точки зрения автовладельца.
Для начала разберемся, почему так важно следить за размерами колес. Все дело в том, что каждый автомобиль выпускается с определенными параметрами работы подвески, на которую влияют размеры колес и резины. Эти параметры подобраны не просто так, а с учетом сбалансированной работы ходовой части автомобиля в различных условиях: от этого зависит сцепление с дорогой и управляемость автомобилем в целом.
Требования к техническому состоянию автомобилей установлены Техрегламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011. Этот документ запрещает тонировку передней полусферы авто, нестандартные силовые обвесы, прямоточные глушители, а также нештатные колеса.
Красивые литые диски не всегда можно ставить. Фото: YouTube.com
Когда мы ставим на машину колеса другого размера, мы изменяем работу подвески, что может негативно сказаться на безопасности и комфорте вождения. А еще несоответствие стандартам становится причиной для выписывания штрафа инспектором ДПС.
В соответствии со статьей 12.5 КоАП РФ, установка колес или шин, размеры которых отличаются от заводских, карается предупреждением или штрафом 500 рублей. Но тогда вопрос: а как определить, отличается ли размер колес от заводских параметров, или нет. Здесь инспекторы идут по самому простому, но отнюдь не верному пути.
Если мы взглянем на дверной проем автомобиля с водительской стороны, то увидим там шильдик, или, как его еще называют, стикер. Он указывает на рекомендуемые заводские размеры колес и резины для авто, характеристики запаски, рекомендуемые значения давления шин. Вроде бы все просто: видим «175/65 R14» и думаем, что это единственно правильный вариант. Однако в действительности все немного сложнее.
В этой табличке есть вся нужная информация о колесах. Фото: YouTube.com
На самом деле шильдик в дверном проеме предлагает определенные параметры для колес и резины, которые, согласно мнению производителя, соответствуют автомобилю. Это рекомендации, а не жесткие правила, и у каждого автовладельца есть определенная свобода выбора.
В инструкции по эксплуатации автомобиля содержится более развернутая таблица с различными совместимыми типоразмерами колес. Выбирать диски и шины на авто нужно исходя из этой таблицы. Тогда автовладелец ничего не нарушает, и даже если инспектор ДПС выпишет штраф, его легко отменить в суде. Но в большинстве случаев до этого даже не доходит. Чтобы всегда иметь под другой аргумент при спорах с сотрудником ГИБДД, просто возите с собой руководство по эксплуатации или распечатайте одну страничку с таблицей совместимых колес к вашему авто.
Рассмотрим несколько примеров заводских значений и популярных взаимозаменяемых размеров для популярных моделей авто: Lada Granta, Lada Vesta, Kia Rio и Hyundai Solaris:
✅Lada Granta 1 поколения имеет заводской размер шин 175/65/R14. Популярные варианты для замены: 185/60/R14, 185/55/R15.
✅Lada Vesta оборудована с завода шинами 185/65 R15 и 195/55 R16. В качестве альтернативы можно поставить 175/70 R15, 205/60 R15, 185/60 R16 или 195/50 R17.
✅Kia Rio 3 поколения идет с шинами размером 185/65 R15, 195/55 R16, 205/45 R17. Выбор довольно богат, так что альтернатива даже и не требуется.
✅Hyundai Solaris 2 поколения получил заводской размер шин 185/65 R15 и 195/55 R16. Популярные варианты замен: 195/60 R15, 205/55 R16.
Помните, что заводские значения основаны на различных факторах, таких как конструкция подвески, характеристики двигателя, тип кузова и другие технические параметры авто. При этом они усредненные, и если нужно в разрешенных законом пределах настроить работу подвески, то сделать это можно, установив колеса другого размера. Например, диски с шинами увеличенной ширины улучшают сцепление с дорожным покрытием, а пониженный профиль повышает управляемость.
Выбирая комплект новых колес для машины, автовладелец должен учитывать несколько ключевых характеристик, которые влияют на безопасность и комфорт движения. А еще не забывать о возможном риске штрафа за нестандартные колеса.
Параметры шин:
✅Ширина. Она измеряется в миллиметрах и влияет на контактную площадь шины с дорогой. Широкая резина дает улучшенное сцепление с дорогой, особенно на сухой поверхности, но может ухудшить управляемость на мокрой дороге из-за эффекта аквапланирования.
✅Профиль. Это высота боковой части, выраженная в процентах от ширины шины. Шины с большим профилем обеспечивают лучшую амортизацию и комфорт, а с меньшим — лучшее сцепление с дорогой и управляемость.
✅Индекс нагрузки. Это максимальная нагрузка, которую выдерживает шина. Установлена в пределах от 60 до 125 единиц (или от 250 до 1650 кг).
✅Индекс скорости. Он указывает на максимальную скорость, которую может развивать шина без ущерба для безопасности. Зашифрован латинскими буквами.
Важно учесть, что индексы нагрузки и скорости не могут быть ниже, чем установлено заводом-изготовителем автомобиля. Производители указывают основные характеристики шин сбоку на внешней стороне.
Основные параметры указаны на шинах крупным шрифтом. Фото: YouTube.com
К выбору дисков нужно подходить еще строже. Если неправильно подобрать, они не встанут на ступицу, будут задевать тормозные суппорта или создадут чрезмерную нагрузку на ступичные подшипники.
Параметры дисков:
✅Диаметр. Он измеряется в дюймах и определяет размер колеса. Эта характеристика должна соответствовать размеру шин.
✅Сверловка. Это количество и геометрия расположения отверстий на диске для крепления болтов. Сверловка диска должна соответствовать сверловке ступицы автомобиля.
✅Центральное отверстие. Это отверстие в центре диска, которое совпадает с центральной частью ступицы автомобиля. Диаметр центрального отверстия также должен соответствовать диаметру втулки ступицы. Особенно это критично для машин, где колеса крепятся болтами, а не притягиваются гайками к шпилькам на ступице.
✅Вылет. Это расстояние от центра диска до поверхности крепления болтов. Вылет важен для обеспечения правильной геометрии подвески и управляемости автомобиля.
Диски бывают штампованные и легкосплавные. Ковка — это разновидность литых дисков, но за счет технологии производства она легче и прочнее. Наиболее популярные литые диски: они в меру легкие, эстетически привлекательные, относительно недорогие и долговечные.
Параметры дисков обычно указаны на внутренней стороне. Фото: YouTube.com
Учитывая эти характеристики, вы сможете выбрать оптимальные шины и диски, которые соответствуют вашим потребностям и обеспечивают безопасность и комфорт во время езды. Помните, что при выборе следует обращаться к рекомендациям производителя автомобиля и консультироваться со специалистами.
Иногда встречаются автомобили, у которых на задней оси стоят колеса значительно шире, чем на передней. Так делают владельцы заднеприводных авто, и дело здесь не только в стиле: увеличенная ширина задней резины снижает вероятность пробуксовки, что положительно отражается на динамике разгона и управляемости авто.
Причем прямого запрета на установку резины разной ширины нет. Главное, чтобы на одной оси стояли аналогичные колеса с полностью совпадающими характеристиками: шириной, высотой, индексом нагрузки, рисунком протектора.
При установке нестандартных колес и резины важно помнить о безопасности при эксплуатации авто и соблюдении ПДД. Конечно, красивые легкосплавные диски с низкопрофильными шинами добавляют автомобилю чуточку спорта, но нужно знать меру. Ведь уверенность за рулем начинается с правильно подобранных колес!
Для начала разберемся, почему так важно следить за размерами колес. Все дело в том, что каждый автомобиль выпускается с определенными параметрами работы подвески, на которую влияют размеры колес и резины. Эти параметры подобраны не просто так, а с учетом сбалансированной работы ходовой части автомобиля в различных условиях: от этого зависит сцепление с дорогой и управляемость автомобилем в целом.
Что может быть за установку колес не по размеру
Требования к техническому состоянию автомобилей установлены Техрегламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011. Этот документ запрещает тонировку передней полусферы авто, нестандартные силовые обвесы, прямоточные глушители, а также нештатные колеса.

Когда мы ставим на машину колеса другого размера, мы изменяем работу подвески, что может негативно сказаться на безопасности и комфорте вождения. А еще несоответствие стандартам становится причиной для выписывания штрафа инспектором ДПС.
В соответствии со статьей 12.5 КоАП РФ, установка колес или шин, размеры которых отличаются от заводских, карается предупреждением или штрафом 500 рублей. Но тогда вопрос: а как определить, отличается ли размер колес от заводских параметров, или нет. Здесь инспекторы идут по самому простому, но отнюдь не верному пути.
Размеры колес на шильдике
Если мы взглянем на дверной проем автомобиля с водительской стороны, то увидим там шильдик, или, как его еще называют, стикер. Он указывает на рекомендуемые заводские размеры колес и резины для авто, характеристики запаски, рекомендуемые значения давления шин. Вроде бы все просто: видим «175/65 R14» и думаем, что это единственно правильный вариант. Однако в действительности все немного сложнее.

На самом деле шильдик в дверном проеме предлагает определенные параметры для колес и резины, которые, согласно мнению производителя, соответствуют автомобилю. Это рекомендации, а не жесткие правила, и у каждого автовладельца есть определенная свобода выбора.
В инструкции по эксплуатации автомобиля содержится более развернутая таблица с различными совместимыми типоразмерами колес. Выбирать диски и шины на авто нужно исходя из этой таблицы. Тогда автовладелец ничего не нарушает, и даже если инспектор ДПС выпишет штраф, его легко отменить в суде. Но в большинстве случаев до этого даже не доходит. Чтобы всегда иметь под другой аргумент при спорах с сотрудником ГИБДД, просто возите с собой руководство по эксплуатации или распечатайте одну страничку с таблицей совместимых колес к вашему авто.
Заводские значения и популярные взаимозаменяемые размеры
Рассмотрим несколько примеров заводских значений и популярных взаимозаменяемых размеров для популярных моделей авто: Lada Granta, Lada Vesta, Kia Rio и Hyundai Solaris:
✅Lada Granta 1 поколения имеет заводской размер шин 175/65/R14. Популярные варианты для замены: 185/60/R14, 185/55/R15.
✅Lada Vesta оборудована с завода шинами 185/65 R15 и 195/55 R16. В качестве альтернативы можно поставить 175/70 R15, 205/60 R15, 185/60 R16 или 195/50 R17.
✅Kia Rio 3 поколения идет с шинами размером 185/65 R15, 195/55 R16, 205/45 R17. Выбор довольно богат, так что альтернатива даже и не требуется.
✅Hyundai Solaris 2 поколения получил заводской размер шин 185/65 R15 и 195/55 R16. Популярные варианты замен: 195/60 R15, 205/55 R16.
Помните, что заводские значения основаны на различных факторах, таких как конструкция подвески, характеристики двигателя, тип кузова и другие технические параметры авто. При этом они усредненные, и если нужно в разрешенных законом пределах настроить работу подвески, то сделать это можно, установив колеса другого размера. Например, диски с шинами увеличенной ширины улучшают сцепление с дорожным покрытием, а пониженный профиль повышает управляемость.
Какие характеристики колес нужно учитывать при выборе
Выбирая комплект новых колес для машины, автовладелец должен учитывать несколько ключевых характеристик, которые влияют на безопасность и комфорт движения. А еще не забывать о возможном риске штрафа за нестандартные колеса.
Параметры шин:
✅Ширина. Она измеряется в миллиметрах и влияет на контактную площадь шины с дорогой. Широкая резина дает улучшенное сцепление с дорогой, особенно на сухой поверхности, но может ухудшить управляемость на мокрой дороге из-за эффекта аквапланирования.
✅Профиль. Это высота боковой части, выраженная в процентах от ширины шины. Шины с большим профилем обеспечивают лучшую амортизацию и комфорт, а с меньшим — лучшее сцепление с дорогой и управляемость.
✅Индекс нагрузки. Это максимальная нагрузка, которую выдерживает шина. Установлена в пределах от 60 до 125 единиц (или от 250 до 1650 кг).
✅Индекс скорости. Он указывает на максимальную скорость, которую может развивать шина без ущерба для безопасности. Зашифрован латинскими буквами.
Важно учесть, что индексы нагрузки и скорости не могут быть ниже, чем установлено заводом-изготовителем автомобиля. Производители указывают основные характеристики шин сбоку на внешней стороне.

К выбору дисков нужно подходить еще строже. Если неправильно подобрать, они не встанут на ступицу, будут задевать тормозные суппорта или создадут чрезмерную нагрузку на ступичные подшипники.
Параметры дисков:
✅Диаметр. Он измеряется в дюймах и определяет размер колеса. Эта характеристика должна соответствовать размеру шин.
✅Сверловка. Это количество и геометрия расположения отверстий на диске для крепления болтов. Сверловка диска должна соответствовать сверловке ступицы автомобиля.
✅Центральное отверстие. Это отверстие в центре диска, которое совпадает с центральной частью ступицы автомобиля. Диаметр центрального отверстия также должен соответствовать диаметру втулки ступицы. Особенно это критично для машин, где колеса крепятся болтами, а не притягиваются гайками к шпилькам на ступице.
✅Вылет. Это расстояние от центра диска до поверхности крепления болтов. Вылет важен для обеспечения правильной геометрии подвески и управляемости автомобиля.
Диски бывают штампованные и легкосплавные. Ковка — это разновидность литых дисков, но за счет технологии производства она легче и прочнее. Наиболее популярные литые диски: они в меру легкие, эстетически привлекательные, относительно недорогие и долговечные.

Учитывая эти характеристики, вы сможете выбрать оптимальные шины и диски, которые соответствуют вашим потребностям и обеспечивают безопасность и комфорт во время езды. Помните, что при выборе следует обращаться к рекомендациям производителя автомобиля и консультироваться со специалистами.
Разноширокая резина: можно или нет?
Иногда встречаются автомобили, у которых на задней оси стоят колеса значительно шире, чем на передней. Так делают владельцы заднеприводных авто, и дело здесь не только в стиле: увеличенная ширина задней резины снижает вероятность пробуксовки, что положительно отражается на динамике разгона и управляемости авто.
Причем прямого запрета на установку резины разной ширины нет. Главное, чтобы на одной оси стояли аналогичные колеса с полностью совпадающими характеристиками: шириной, высотой, индексом нагрузки, рисунком протектора.
Заключение
При установке нестандартных колес и резины важно помнить о безопасности при эксплуатации авто и соблюдении ПДД. Конечно, красивые легкосплавные диски с низкопрофильными шинами добавляют автомобилю чуточку спорта, но нужно знать меру. Ведь уверенность за рулем начинается с правильно подобранных колес!
- IvanKo
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....