Советский трелевочный трактор ТДТ-40
Когда мы говорим о производстве легкового транспорта, то новые модели здесь появляются, чтобы продемонстрировать технические новшества, осовременить дизайн или улучшить характеристики автомобиля. Это делается, прежде всего, с целью не растратить интерес клиента и получить бонус в конкурентной борьбе.
С такими трудягами, как грузовики или трактора дела обстоят немного по-другому. Все новые модели хозяйственной техники появляются потому, что имеющиеся перестали удовлетворять текущим потребностям. Или же по причине появления нового направления, требующего какой-то иной спецтехники.
Похожая ситуация сложилась в лесном хозяйстве СССР в начале 50-х. Имевшийся трелевочный КТ-12А можно смело назвать первопроходцем в данном направлении. Он появился в 1948 году на Кировском заводе, но уже с начала 50-х сменил географию на белорусскую столицу.
Создавая эту конструкцию советские инженеры стремились обеспечить лесное хозяйство производительной спецтехникой, способной вывести его на новые объемы выполняемых работ. Конечно, это оказалось намного лучшим решением, чем применение в данной сфере абсолютно не подходящих обычных сельскохозяйственных тракторов.
Тем не менее очень скоро стало понятно, что есть куда расти, чтобы сделать трелевочную технику еще более совершенной. С этой целью Минлеспром СССР поставил вопрос ребром, предложив Минскому тракторному создать новую конструкцию, способную развивать мощность до 60 л. с. Казалось, что таким образом проблему удастся решить кардинально.
Очень скоро специалисты пришли к логичному выводу, что для зон с различной интенсивностью разработок создание такой машины станет попросту неэкономичным. Поэтому остановились на альтернативном варианте трактора средней мощности с 40-сильным двигателем.
Подготовка необходимой документации и производственных мощностей занял определенное время, поэтому старт состоялся только в 1956-м. Однако это позволило заводу очень быстро войти в колею и к концу года отправить на лесозаготовки страны 3430 единиц специальной техники. С самого начала эксплуатации ТДТ-40 очень ценили за его прекрасные характеристики:
✅ отличная маневренность
✅ высокая проходимость
✅ способность успешно трудиться в условиях полного бездорожья
Разработанная минскими специалистами техника предназначалась прежде всего для вывоза срубленных деревьев от места их валки к складировке. Кроме того, он мог успешно участвовать в транспортировочных, сплавных и некоторых других видах работ.
Этому хорошо способствовала возможность трактора передвигаться по лесосеке, заваленной выбракованными или срубленными деревьями, вперемежку с пнями. В основном этого удалось добиться благодаря более мощному и совершенному силовому агрегату – дизелю Д40Т (взамен газогенератора у предшественника КТ-12А). У него имелся целый ряд преимуществ:
✅ надежная лебедка
✅ спецустройство для погрузки
✅ прочный погрузочный щит
Его сделали достаточно широким, что позволяло одновременно выполнять больший объем работ. Они заключались в формировании т. н. воза, его погрузке на щит, транспортировки и дальнейшей разгрузке, после доставки на место. Увеличили создатели и износостойкость деталей конструкции нового трактора, что заметно повысило его срок эксплуатации до первого капремонта.
Хотя за рождение новинки полная заслуга лежала на белорусских специалистах, ее история все-таки оказалась больше связана с другим предприятием. Ведь начиная с 1957 года модель ТДТ-40 начал собирать Онежский тракторный завод. Здесь же, в свое время появилась и его улучшенная модификация.
Трелевочный трактор получил классическую концепцию, при которой двигатель располагался впереди, а его мощность передавалась на задние колеса. ТДТ-40 обладал рамной конструкцией. Последняя состояла из нескольких элементов:
✅ двух лонжеронов
✅ поперечных соединений
✅ цельного днища
Ее передняя часть выделена для установки кабины. Перед ней расположились радиаторы для охлаждения воды и запасов масла, причем второй установили на стойке первого. Тот, в свою очередь, при помощи кронштейнов, закреплен на основном остове.
Еще дальше располагается непосредственно дизельный привод трактора, имеющий трехточечное крепление. Одно переднее имеет фиксацию на поперечине, а два задних – ведут к приваренным угольникам. Двигатель закрывал капот. Для доступа к нему предусмотрели съемные панели, расположенные по бокам.
Подвеска ТДТ-40 балансирная, включающая листовые рессоры, на которых в четырех точках закреплена рама техники. Регулирование натяжения траков происходило с помощью направляющих колес, расположенных на кривошипах.
Их амортизирующие свойства препятствовали опасности повреждения деталей ходовой части трактора в момент чрезмерного натяжения одной из гусениц. Последние имели мелкозвенный тип и выполнялись из литых стальных звеньев. В качестве материала использована углеродистая сталь, подверженная термообработке.
Для применения техники в темное время суток ее укомплектовали двумя парами фар (спереди и сзади). Ее большой дорожный просвет наделил ТДТ-40 высокой проходимостью. Его сборка продолжалась до конца 60-х, когда на смену пришел более мощный ТДТ-55.
В этот же период появилась улучшенная модификация техники, ведущая свою историю с 1961 года. В нем установили модернизированный дизель Д-48Т, мощность которого увеличилась на несколько единиц. Также в работе грузового щита применена гидравлика. В принципе, ТДТ-40М можно назвать переходным вариантом к более мощному «пятьдесят пятому». Ниже приводятся некоторые из показателей трелевочной техники:
✅ полная масса – 6,5 т
✅ длина – 4,5 м
✅ ширина – 1,83 м
✅ дорожный просвет – 540 мм
Также трелевочный трактор стал основой для техники смежного профиля. Чуть позже появилась лесохозяйственная модель Т-47. Эта единица применялась во вспомогательных работах, таких как восстановление лесного массива и борьба с болезнями или вредителями. Основным его назначением все же считалось тушение лесных пожаров.
Получил трактор и некоторую экспортную историю. Все случилось в то время, когда на предприятии уже освоили более мощного преемника. Поэтому появилась возможность передать документацию на ТДТ-40 китайской стороне.
Интересен тот факт, что местные инженеры не стали заниматься откровенным подражаем. Напротив, они заметно доработали конструкцию, предложив модернизированную версию, получившую наименование J-65a. Так появился трелевочный трактор для нужд китайских лесозаготовителей.
С такими трудягами, как грузовики или трактора дела обстоят немного по-другому. Все новые модели хозяйственной техники появляются потому, что имеющиеся перестали удовлетворять текущим потребностям. Или же по причине появления нового направления, требующего какой-то иной спецтехники.
Трелевочный трактор ТДТ-40. Фото: youtube.com
Похожая ситуация сложилась в лесном хозяйстве СССР в начале 50-х. Имевшийся трелевочный КТ-12А можно смело назвать первопроходцем в данном направлении. Он появился в 1948 году на Кировском заводе, но уже с начала 50-х сменил географию на белорусскую столицу.
Создавая эту конструкцию советские инженеры стремились обеспечить лесное хозяйство производительной спецтехникой, способной вывести его на новые объемы выполняемых работ. Конечно, это оказалось намного лучшим решением, чем применение в данной сфере абсолютно не подходящих обычных сельскохозяйственных тракторов.
Больше мощности – больше выработка
Тем не менее очень скоро стало понятно, что есть куда расти, чтобы сделать трелевочную технику еще более совершенной. С этой целью Минлеспром СССР поставил вопрос ребром, предложив Минскому тракторному создать новую конструкцию, способную развивать мощность до 60 л. с. Казалось, что таким образом проблему удастся решить кардинально.
Он имел пару фар для работы в темное время. Фото: youtube.com
Очень скоро специалисты пришли к логичному выводу, что для зон с различной интенсивностью разработок создание такой машины станет попросту неэкономичным. Поэтому остановились на альтернативном варианте трактора средней мощности с 40-сильным двигателем.
Благодаря инженерной группе под руководством Дронга, к 1954-му был представлен первый образец, получивший наименование ТДТ-40. В следующем году он успешно прошел эксплуатационные испытания, что позволило межведомственной комиссии дать «зеленую улицу» на его серийную сборку.
Подготовка необходимой документации и производственных мощностей занял определенное время, поэтому старт состоялся только в 1956-м. Однако это позволило заводу очень быстро войти в колею и к концу года отправить на лесозаготовки страны 3430 единиц специальной техники. С самого начала эксплуатации ТДТ-40 очень ценили за его прекрасные характеристики:
✅ отличная маневренность
✅ высокая проходимость
✅ способность успешно трудиться в условиях полного бездорожья
Разработанная минскими специалистами техника предназначалась прежде всего для вывоза срубленных деревьев от места их валки к складировке. Кроме того, он мог успешно участвовать в транспортировочных, сплавных и некоторых других видах работ.
Этому хорошо способствовала возможность трактора передвигаться по лесосеке, заваленной выбракованными или срубленными деревьями, вперемежку с пнями. В основном этого удалось добиться благодаря более мощному и совершенному силовому агрегату – дизелю Д40Т (взамен газогенератора у предшественника КТ-12А). У него имелся целый ряд преимуществ:
✅ надежная лебедка
✅ спецустройство для погрузки
✅ прочный погрузочный щит
Его сделали достаточно широким, что позволяло одновременно выполнять больший объем работ. Они заключались в формировании т. н. воза, его погрузке на щит, транспортировки и дальнейшей разгрузке, после доставки на место. Увеличили создатели и износостойкость деталей конструкции нового трактора, что заметно повысило его срок эксплуатации до первого капремонта.
Гусеницы ТДТ-40 имели мелкозвенную структуру. Фото: youtube.com
Хотя за рождение новинки полная заслуга лежала на белорусских специалистах, ее история все-таки оказалась больше связана с другим предприятием. Ведь начиная с 1957 года модель ТДТ-40 начал собирать Онежский тракторный завод. Здесь же, в свое время появилась и его улучшенная модификация.
Технические особенности и устройство трактора
Трелевочный трактор получил классическую концепцию, при которой двигатель располагался впереди, а его мощность передавалась на задние колеса. ТДТ-40 обладал рамной конструкцией. Последняя состояла из нескольких элементов:
✅ двух лонжеронов
✅ поперечных соединений
✅ цельного днища
Ее передняя часть выделена для установки кабины. Перед ней расположились радиаторы для охлаждения воды и запасов масла, причем второй установили на стойке первого. Тот, в свою очередь, при помощи кронштейнов, закреплен на основном остове.
Еще дальше располагается непосредственно дизельный привод трактора, имеющий трехточечное крепление. Одно переднее имеет фиксацию на поперечине, а два задних – ведут к приваренным угольникам. Двигатель закрывал капот. Для доступа к нему предусмотрели съемные панели, расположенные по бокам.
Подвеска ТДТ-40 балансирная, включающая листовые рессоры, на которых в четырех точках закреплена рама техники. Регулирование натяжения траков происходило с помощью направляющих колес, расположенных на кривошипах.
Лесистая местность – привычное место работы трактора. Фото: youtube.com
Их амортизирующие свойства препятствовали опасности повреждения деталей ходовой части трактора в момент чрезмерного натяжения одной из гусениц. Последние имели мелкозвенный тип и выполнялись из литых стальных звеньев. В качестве материала использована углеродистая сталь, подверженная термообработке.
Для применения техники в темное время суток ее укомплектовали двумя парами фар (спереди и сзади). Ее большой дорожный просвет наделил ТДТ-40 высокой проходимостью. Его сборка продолжалась до конца 60-х, когда на смену пришел более мощный ТДТ-55.
В этот же период появилась улучшенная модификация техники, ведущая свою историю с 1961 года. В нем установили модернизированный дизель Д-48Т, мощность которого увеличилась на несколько единиц. Также в работе грузового щита применена гидравлика. В принципе, ТДТ-40М можно назвать переходным вариантом к более мощному «пятьдесят пятому». Ниже приводятся некоторые из показателей трелевочной техники:
✅ полная масса – 6,5 т
✅ длина – 4,5 м
✅ ширина – 1,83 м
✅ дорожный просвет – 540 мм
Также трелевочный трактор стал основой для техники смежного профиля. Чуть позже появилась лесохозяйственная модель Т-47. Эта единица применялась во вспомогательных работах, таких как восстановление лесного массива и борьба с болезнями или вредителями. Основным его назначением все же считалось тушение лесных пожаров.
Как помощь дружественной стране
Получил трактор и некоторую экспортную историю. Все случилось в то время, когда на предприятии уже освоили более мощного преемника. Поэтому появилась возможность передать документацию на ТДТ-40 китайской стороне.
Более мощный ТДТ-55. Фото: youtube.com
Интересен тот факт, что местные инженеры не стали заниматься откровенным подражаем. Напротив, они заметно доработали конструкцию, предложив модернизированную версию, получившую наименование J-65a. Так появился трелевочный трактор для нужд китайских лесозаготовителей.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...