
Как устроен болид «Формулы 1» и сколько это стоит
Во всем мире интерес к «Формуле 1» находится на стабильно высоком уровне. Поклонников состязаний привлекают не только пилоты и сам факт мероприятия, но и машины. Как устроены болиды, что у них под капотом и сколько стоит все это «удовольствие»?
Над проектированием новых и модернизацией уже выпущенных силовых агрегатов работают целые исследовательские центры компаний Mercedes, Renault, Ferrari и других. Прогресс неумолимо идет вперед: недавно немецкие конструкторы заявили о создании двигателя мощностью в 1000 «лошадей» (хотя у BMW уже имелся опытный образец 1986 года в 1430 л. с.). Были проведены стендовые испытания и скоро чудо-мотор установят на реальный болид. Стоит заметить, что сегодня на машинах устанавливают гибридные двигатели, использующие энергию электричества для первоначального разгона. Но основную мощь выдает ДВС. Вот для примера характеристики одного из «стандартных» силовых агрегатов:
При торможении пилот испытывает перегрузки до 5G. Мотор подлежит капитальному ремонту уже через 1000 км пробега, а срок его службы не превышает 2000 км. Средняя стоимость двигателя – около $600 тыс. По регламенту в год можно ставить на один болид не более 4-х силовых установок. Как заявил Тодт, президент ФИФА, комплект моторов на сезон для пары машин обходится примерно в 18 млн. евро.
К первым у организаторов соревнований отношение было неоднозначное: сначала их разрешили, но в 1988-м запретили. Обратно турбонаддув вернулся в 2014 году. Тогда ввели новый регламент, ограничивающий расход топлива на 100 км ста литрами. Турбина была призвана компенсировать потери мощности.
Рекуператор (блок MGU-K) разрешили к применению в 2009-м. система подключается к тормозам и при нажатии педали активируется, заряжая батарею. Полученная энергия используется для разгона. Есть и еще один интересный узел – MGU-H. Это блок, превращающий энергию выхлопных газов в электричество. Значение модуля сложно переоценить – при грамотном использовании он экономит топливо и помогает дать прибавку в скорости на 20-30 км/ч.
Когда стали использоваться гибридные турбированные двигатели, это понравилось не всем, многие ностальгировали по «атмосферникам». Пилоты и публика сравнивали свист турбины с работой пылесоса, владельцы «конюшен» сетовали на высокую стоимость моторов. Не обошлось и без скандалов, связанных с конструкцией силовых установок. Mercedes удалось создать в 2014 году удачный гибридный двигатель, чего нельзя сказать о конкурентах. В итоге болиды, оснащенные французскими моторами, захватив лидерство в начале гонки, на второй половине трассы сходили с дистанции из-за поломок силового агрегата. Подобные неудачи преследовали и двигатели Honda. В итоге результат состязаний становился предсказуемым, что приводило болельщиков в бешенство. Однако прогресс не остановить и от гибридных двигателей никто отказываться не собирается. А что можно сказать о других узлах, используемых в болидах «Формула 1»?
В машинах запрещено применение АКПП, поэтому используются полуавтоматы последовательного типа. Всего 8 диапазонов (есть и задняя скорость): переход с одного на другой происходит за сотую долю секунды. Коробка напрямую соединяется со сцеплением, выполненным из карбона. Оно производится двумя ведущими в этой области компаниями: Sachs и AP. Интересные особенности сцеплений для болидов «Ф-1»:
Передние имеют типоразмер 245/55R13, задние – 325/45R13. Шины эксплуатируются при температуре в +130 С °. Каждая из них стоит примерно $800. На одно соревнование понадобится не менее 10 штук, а на сезон – от 720 до 760 покрышек. Для накачки используется не воздух, а азот. Одна шина «живет» 90-200 км (срок зависит от компаунда). Время замены составляет 3 секунды.
Они, разумеется, дисковые и работают при температуре в 1000 С°. Их эффективность поражает: болид, идущий со скоростью 100 км/ч способен полностью остановиться за 1,4 секунды, проехав всего 17 м. Стоимость узла, в который входит тормозной диск, суппорт, колодки достигает $6 тыс. Время, затрачиваемое на изготовления одного комплекта деталей, может составлять до 5 месяцев. На 1 сезон потребуется примерно 180 таких узлов.
На нем располагаются основные органы управления и контроля. Это множество кнопок, переключателей и дисплей. С помощью рулевого колеса контролируется 120 функций болида. Причем некоторые его настройки можно изменять прямо на ходу. Изделие весом 1,3 кг и стоимостью до $100 тыс. (есть и более дорогие экземпляры) собирают 100 часов и подгоняют под анатомические особенности конкретного пилота. При его высадке руль вынимается.
Одна из главных особенностей болидов «Ф-1» заключается в необходимости создания большой прижимной силы. Благодаря ей машина быстро проходит крутые повороты, недоступные обычным авто, если они попытаются сделать это на высокой скорости. Поддерживать ее при вхождении в вираж пилотам необходимо. В этой ситуации прижимная сила удерживает болид на трассе. Если в повороте скорость сбросить, машина «улетит» с дороги.
Главный элемент, создающий прижимную силу – антикрыло. От нее 25 % приходится на переднюю деталь стоимостью $19 тыс. Задний элемент обеспечивает 1 тонну прижимной силы, что составляет 35 %. Стоит заднее антикрыло, сделанное из углеволокна и весящее 7 кг, примерно $20 тыс. Оставшиеся проценты «добирают» диффузоры и другие элементы.
Первые изготавливаются из алюминия и оцениваются примерно в $11 тыс. Для одной гонки потребуется один комплект радиаторов, а всего их нужно 20. У каждой команды имеется набор выхлопных труб различной конструкции. Это связано с тем, что в зависимости от особенностей трассы приходится перенастраивать двигатель. Одна стальная выхлопная система обходится в $13 тыс. На сезон их потребуется 54 комплекта.
Техническая революция дает свои плоды: два последних года подряд обновляются рекорды прохождения трасс. Конструкторам удалось достичь огромной прижимной силы – многие повороты выполняются на полном газу. В 2021 году опубликовали новый регламент, где пересмотрели некоторые технические положения. Например, запретили закрылки, генерирующие поток воздуха сзади машины, что серьезно усложняет ее обгон. Также теперь нельзя ставить дефлекторы между радиатором и колесами. Взамен разрешили использовать более высокое антикрыло, которое отбрасывает воздух не на соперника, а вверх. Также стали применять элементы, обеспечивающие «граунд-эффект», увеличивающий прижимную силу благодаря «присасыванию» днища болида к дороге за счет разницы скорости воздуха и давления между нижней частью машины и поверхностью трассы.
Двигатель
Над проектированием новых и модернизацией уже выпущенных силовых агрегатов работают целые исследовательские центры компаний Mercedes, Renault, Ferrari и других. Прогресс неумолимо идет вперед: недавно немецкие конструкторы заявили о создании двигателя мощностью в 1000 «лошадей» (хотя у BMW уже имелся опытный образец 1986 года в 1430 л. с.). Были проведены стендовые испытания и скоро чудо-мотор установят на реальный болид. Стоит заметить, что сегодня на машинах устанавливают гибридные двигатели, использующие энергию электричества для первоначального разгона. Но основную мощь выдает ДВС. Вот для примера характеристики одного из «стандартных» силовых агрегатов:
- ? мощность – 850 «лошадей»
- ? объем 8-цилиндрового двигателя – 2,4 л
- ? разбег до «сотни» занимает 1,7 секунды
- ? наивысшая скорость – до 340 км/ч
- ? число об/мин. – более 19000
- ? расход горючего – 75л/100 км
При торможении пилот испытывает перегрузки до 5G. Мотор подлежит капитальному ремонту уже через 1000 км пробега, а срок его службы не превышает 2000 км. Средняя стоимость двигателя – около $600 тыс. По регламенту в год можно ставить на один болид не более 4-х силовых установок. Как заявил Тодт, президент ФИФА, комплект моторов на сезон для пары машин обходится примерно в 18 млн. евро.
Турбина и рекуператоры
К первым у организаторов соревнований отношение было неоднозначное: сначала их разрешили, но в 1988-м запретили. Обратно турбонаддув вернулся в 2014 году. Тогда ввели новый регламент, ограничивающий расход топлива на 100 км ста литрами. Турбина была призвана компенсировать потери мощности.
Рекуператор (блок MGU-K) разрешили к применению в 2009-м. система подключается к тормозам и при нажатии педали активируется, заряжая батарею. Полученная энергия используется для разгона. Есть и еще один интересный узел – MGU-H. Это блок, превращающий энергию выхлопных газов в электричество. Значение модуля сложно переоценить – при грамотном использовании он экономит топливо и помогает дать прибавку в скорости на 20-30 км/ч.
«Моторные» перспективы
Когда стали использоваться гибридные турбированные двигатели, это понравилось не всем, многие ностальгировали по «атмосферникам». Пилоты и публика сравнивали свист турбины с работой пылесоса, владельцы «конюшен» сетовали на высокую стоимость моторов. Не обошлось и без скандалов, связанных с конструкцией силовых установок. Mercedes удалось создать в 2014 году удачный гибридный двигатель, чего нельзя сказать о конкурентах. В итоге болиды, оснащенные французскими моторами, захватив лидерство в начале гонки, на второй половине трассы сходили с дистанции из-за поломок силового агрегата. Подобные неудачи преследовали и двигатели Honda. В итоге результат состязаний становился предсказуемым, что приводило болельщиков в бешенство. Однако прогресс не остановить и от гибридных двигателей никто отказываться не собирается. А что можно сказать о других узлах, используемых в болидах «Формула 1»?
Коробка передач
В машинах запрещено применение АКПП, поэтому используются полуавтоматы последовательного типа. Всего 8 диапазонов (есть и задняя скорость): переход с одного на другой происходит за сотую долю секунды. Коробка напрямую соединяется со сцеплением, выполненным из карбона. Оно производится двумя ведущими в этой области компаниями: Sachs и AP. Интересные особенности сцеплений для болидов «Ф-1»:
- ? выдерживаемая температура – до +500 С°
- ? есть возможность перестройки передаточных чисел (процедура занимает 40 мин.)
- ? масса 1,5 кг
- ? эксплуатационный ресурс – 6000 км пробега (для 1 сезона нужно 10 КПП)
Средняя стоимость 1 коробки-полуавтомата составляет $130 тыс. Пилот болида не переключает скорости напрямую. Для этого у него имеется небольшой подрульный рычаг. Все остальное делает компьютер.
Колеса
Передние имеют типоразмер 245/55R13, задние – 325/45R13. Шины эксплуатируются при температуре в +130 С °. Каждая из них стоит примерно $800. На одно соревнование понадобится не менее 10 штук, а на сезон – от 720 до 760 покрышек. Для накачки используется не воздух, а азот. Одна шина «живет» 90-200 км (срок зависит от компаунда). Время замены составляет 3 секунды.
Колесные диски делают из магниевых сплавов, каждое из изделий оценивается в $10 тыс. Передние (не считая покрышек) имеют массу 4 кг, задние – 4,5 кг. Колесные гайки изготавливают из алюминия, одна стоит $110, на сезон их потребуется около 500 штук.
Тормоза
Они, разумеется, дисковые и работают при температуре в 1000 С°. Их эффективность поражает: болид, идущий со скоростью 100 км/ч способен полностью остановиться за 1,4 секунды, проехав всего 17 м. Стоимость узла, в который входит тормозной диск, суппорт, колодки достигает $6 тыс. Время, затрачиваемое на изготовления одного комплекта деталей, может составлять до 5 месяцев. На 1 сезон потребуется примерно 180 таких узлов.
Руль
На нем располагаются основные органы управления и контроля. Это множество кнопок, переключателей и дисплей. С помощью рулевого колеса контролируется 120 функций болида. Причем некоторые его настройки можно изменять прямо на ходу. Изделие весом 1,3 кг и стоимостью до $100 тыс. (есть и более дорогие экземпляры) собирают 100 часов и подгоняют под анатомические особенности конкретного пилота. При его высадке руль вынимается.
Антикрыло
Одна из главных особенностей болидов «Ф-1» заключается в необходимости создания большой прижимной силы. Благодаря ей машина быстро проходит крутые повороты, недоступные обычным авто, если они попытаются сделать это на высокой скорости. Поддерживать ее при вхождении в вираж пилотам необходимо. В этой ситуации прижимная сила удерживает болид на трассе. Если в повороте скорость сбросить, машина «улетит» с дороги.
Главный элемент, создающий прижимную силу – антикрыло. От нее 25 % приходится на переднюю деталь стоимостью $19 тыс. Задний элемент обеспечивает 1 тонну прижимной силы, что составляет 35 %. Стоит заднее антикрыло, сделанное из углеволокна и весящее 7 кг, примерно $20 тыс. Оставшиеся проценты «добирают» диффузоры и другие элементы.
Радиаторы охлаждения и система выхлопа
Первые изготавливаются из алюминия и оцениваются примерно в $11 тыс. Для одной гонки потребуется один комплект радиаторов, а всего их нужно 20. У каждой команды имеется набор выхлопных труб различной конструкции. Это связано с тем, что в зависимости от особенностей трассы приходится перенастраивать двигатель. Одна стальная выхлопная система обходится в $13 тыс. На сезон их потребуется 54 комплекта.
Современные болиды
Техническая революция дает свои плоды: два последних года подряд обновляются рекорды прохождения трасс. Конструкторам удалось достичь огромной прижимной силы – многие повороты выполняются на полном газу. В 2021 году опубликовали новый регламент, где пересмотрели некоторые технические положения. Например, запретили закрылки, генерирующие поток воздуха сзади машины, что серьезно усложняет ее обгон. Также теперь нельзя ставить дефлекторы между радиатором и колесами. Взамен разрешили использовать более высокое антикрыло, которое отбрасывает воздух не на соперника, а вверх. Также стали применять элементы, обеспечивающие «граунд-эффект», увеличивающий прижимную силу благодаря «присасыванию» днища болида к дороге за счет разницы скорости воздуха и давления между нижней частью машины и поверхностью трассы.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....