Duesenberg J 1966: зачем автомобилю пилотажно-навигационное оборудование
1 052

Duesenberg J 1966: зачем автомобилю пилотажно-навигационное оборудование

Не станем хранить интригу: речь о приборе альтиметр (высотомер), которым оборудуют летательные аппараты. К чему бы эта штука в машине «Дюзенберг» 1966 года? Чистые понты, сказал бы наш современник. Мы не сторонники сленга. Но позволяем подобную вольность, поскольку сам автомобиль породил популярное у янки сленговое выражение – «It's a Deusy!». «Это же Дюзи!» – восторженно воскликнет американец, чтобы выразить превосходную степень чего-либо. Так говорят о громадном сочном бифштексе, суперкрутой игровой приставке, нашумевшем фильме.


Выясняя происхождение выражения «It's a Deusy!», лингвисты наткнулись на самый дорогой, статусный, мощный автомобиль рубежа 20-30-х – «Дюзенберг Джей». Кто же виновник его рождения?

Перелистаем страницы истории


Апологеты немецкого автомобилестроения убеждены: все лучшее в отрасли арийского происхождения. С утверждением не согласимся, поскольку назовем множество великих имен европейских и российских конструкторов. Но одно бесспорно: личности, стоявшие у истоков марки Duesenberg, германского происхождения. Это братья Фридрих и Августин Дюзенберги.

Duesenberg J 1966: зачем автомобилю пилотажно-навигационное оборудование Duesenberg J 1966 произведен в единственном экземпляре. Фото: YouTube.com

В Америку они попали детьми. Мать-вдова привезла ребятишек в сельскую глушь штата Айова в 1884 году. Тут парни мужали, ассимилировались и стали Фредериком и Огастом.

Фермерство не прельщало, и с 1900 года они занимались двигателями для аэропланов и кораблей. Автомобильную компанию талантливые инженеры-самоучки создали в 1920 году.

Коммерческая деятельность братьев


История запомнила башковитых механиков как популяризаторов рядных «восьмерок» и тормозов с гидроприводами на все 4 колеса. Богатеть решили на гоночных и элитных авто.

Задуманное удавалось: уже первая машина с открытыми колесами в 2021 году выиграла Гран-при Франции. Что примечательно: до этого момента американцы не покоряли европейские пьедесталы. А потом были 4 победы других моделей дома, на гонках «Инди-500», в 1922, 1924, 1925, 1927 годах.

Монументальная радиаторная решетка Duesenberg J 1966 напоминает модели марки 30-х. Фото: YouTube.com

Замечательно дело обстояло и с конструкцией роскошных представительских автомобилей. На дорогой ($14-20 тыс.) и качественный товар братьев Дюзенберг покупатель находился. Но ведь торговать нужно уметь, а бизнесмены не владели этим искусством равно, как были далеки от маркетинговых уловок и приемчиков. И дело пошло наперекосяк: планируют, например, выпустить 500 автомобилей в год, по факту получается 300 шт.

Уже через 6 лет компания обанкротилась бы. Но плечо подставил, открыв свой кошелек, предприниматель Эрретт Лоббан Корд. Денег последнего хватило до 1937 года: далее компанию продали и распустили. Но прежде был звездный час…

Model J (1928-1937)


С сожалением пропустим замечательные Model A (1921-1927) и Model X (1926-1927). К герою нашего обзора они имели опосредованное отношение. Обратимся сразу к последней из этого ряда модели с индексом J. Она стала и венцом, и лебединой песней компании, а также прототипом великолепия, созданного в 1966 году.

Duesenberg J 1929 с наружными гофрированными выхлопными трубами ушел за 3 млн долларов. Фото: YouTube.com

Опытнейший коммерсант Э.Л. Корд не случайно почтил вниманием Фредерика и Огаста, распахнув перед ними дверцы своего сейфа. Прожженный делец учуял гений и вознамерился положить на лопатки Европу с ее «Мерседесами», «Роллс-Ройсами» и проч. Задача перед инженерами стояла предельно простая: обогнать Старый Свет по всем показателям. То есть по скорости, красоте, мощи, роскоши.

Куда проще! Братья сотворили невозможное: лучшее, что видела планета Земля – Duesenberg J. Приостановимся на секунду, задумаемся: 1928 год. Мощность атмосферного 6,9-литрового мотора собственной разработки – 265 л. с. Скорость – 192 км/ч. А наддувный вариант SJ разгонял 2,5-тонную махину до 225 км/ч. И это на уличных шасси!

Редкой красоты продленные колесные арки Duesenberg J 1966. Фото: YouTube.com

А теперь откроем капоты наших жалких «Реношек», «Шевроле», «Калин». Как говорится, почувствуй разницу. Там было 8 цилиндров с четырьмя клапанами на каждый и два распредвала. А у нас? Там приборка напичкана индикаторами: датчики контролировали уровень масла, состояние аккумулятора. И мы сегодня можем этим прихвастнуть. Только та машина создана более 100 лет назад.

В продолжении о Model J


Словом, модель вышла хороша: элегантная и технологичная. Не для работяги с фабрики, даже не для врача или учителя. Бери выше: самые сливки общества могли выложить до 19 тыс. баксов за «Дюзенберг Джей». Тот же Rolls-Royce стоил вдвое дешевле.

Модель Duesenberg J 1930 продана за 1 650 000 долларов. Фото: YouTube.com

Хватало, правда, и проблем. Например, трансмиссия: с движком сочеталась 3-ступенчатая несинхронизированная механическая коробка. Попытки адаптировать 4-ступку проваливались: КП не выдерживала мощи двигателя. А моторы уже форсировали до 320 и 400 «лошадей», колесную базу разогнали аж до 4 метров.

Про машину шутили:

Единственный автомобиль, который может обогнать Duesenberg, – это другой Duesenberg. И то лишь с согласия владельца первой машины

Производитель, ни капельки не смущаясь, называл свое творение «The World's Finest Motor Car» – «Лучший в мире автомобиль». Чтобы понять значимость модели, приведем неполный список владельцев: актеры Гари Купер и Кларк Гейбл, чикагский гангстер Аль Капоне, герцог Виндзорский, румынские князья.

Самой колоритной фигурой был, однако, афроамериканский духовный лидер «бог М. Дж. Дивайна, декан Вселенной». Во времена!.. К слову, «декану» досталась 6,7-метровая модификация с межосевым расстоянием 4200 мм.

Обзор модели Duesenberg J 1966


Не станем анализировать причины, по которым тираж за 9 лет составил всего 481 шт. Крах модели и компании сопровождался трагическими и комическими обстоятельствами. Один из факторов – Великая депрессия.

Возрожденный «Дюзенберг Джей» с 350-сильным мотором. Фото: YouTube.com

По прошествии 30 лет возле порядком позабытой модели Duesenberg J вдруг поднялась волна ажиотажа. Оказалось, сын Августина (Огуста) решил возродить автомобильную марку и славу предков. Молодого человека звали по дядюшке – Фредерик (Фред или Фриц).

Дюзенберг-младший задумал грандиозное. Привлек кое-кого из команды отцов и, главное, знаменитого дизайнера Вирджила Экснера, о котором мы говорили недавно. Спонсировал проект Фред МакМэннис – магнат по недвижимости.

Экстерьер, интерьер


Разработчики присвоили новинке внутризаводской индекс D. Но фанаты марки продолжают называть автомобиль 1966 года выпуска «Дюзенберг Джей».

Duesenberg J 1931: цена 1 320 000 долларов. Фото: YouTube.com

Но вернемся к творческому коллективу. Инженеры должны были совместить узнаваемые черты оригинальной модели с реалиями 60-х. Трудно судить, насколько это удалось. Но некоторые детали все же напоминают прототип. Это угловатость кузова, монументальная вертикальная решетка радиатора, сдвоенные бамперы.

Люксовый седан имел скрытые фары и ту же, что в 30-х, конструкцию открывающихся в разные стороны дверей. Впечатляли изящные продленные линии колесных арок, органично смотрелась виниловая крыша brougham.

Размеры автомобиля при весе 2585 кг:

✅ Длина – 6215 мм
✅ Ширина – 2040 мм
✅ Высота – 1448 мм

Между осями пролегало 3492 мм. Куда меньше, чем у «декана Вселенной», но достаточно для внутреннего простора. В салоне дизайнеры разгулялись от души: напихали все, что в отрасли было передового. Отделка натуральной кожей и красным деревом кричала о неприличной роскоши.

В салоне Duesenberg J 1966. Фото: YouTube.com

Задним пассажирам предоставили телевизор, встроенный бар, два раскладных письменных столика. Поместили дублирующие приборы с парприза: спидометр, радио и часы. И, да, альтиметр, чтобы экипаж знал, на какой высоте над уровнем моря несется машина… Понты? Нет! «It's a Deusy!» – «Это же Дюзи!»

Моторы, ходовая


Конструкция базировалась на раме лестничного типа. Под капот установили 8-цилиндровый 16-клапанный агрегат.

Характеристики двигателя, расположенного спереди продольно:

✅ Объем – 7,2 л
✅ Мощность – 350 л. с. при 4,4 тыс. об/мин
✅ Крутящий момент – 651 Н*м при 2,8 тыс. об/мин

Привод на заднюю ось шел через 3-скоротной автомат TorqueFlite. Питанием заведовал 4-камерный карбюратор Carter AFB. Тормоза по кругу стояли дисковые. Спереди комфорт движению придавала независимая торсионная подвеска. Сзади дорожные неровности нивелировал зависимый механизм на рессорах.

Вид на автомобиль сзади. Фото: YouTube.com

Машина обходилась в $19,5 тыс. После громкой премьеры заявки с предоплатой $5 тыс. сделали 100 человек. Среди страждущих был Элвис Пресли, прочая богема и элита общества.

Но! Спонсор-магнат подсчитал расходы на производство. Набежала сумма в 2,5 млн «зеленых». Подумал, засомневался в успехе и отказал Фрицу Огустовичу. Как построили одну машину, так она и стоит в музее Aubum-Cord-Duesenberg, штат Индиана. Автомобильные историки уверяют, что с возрождения «Дюзенберг Джей» вошел в моду ретро-стиль.
Как думаете, что ждало модель Duesenberg J 1966?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас