Чехословацкая автомотриса АЧ2 для советских железных дорог
Нередко транспорт, созданный для одной цели, оказывается весьма востребованным в смежных, а то и в совсем иных направлениях. Так, к примеру, некоторые из моделей локомотивов иногда превращались в служебный транспорт типа авто- или электромотрис.
При этом бралась половина двухсекционной конструкции и применялся ряд незначительных переделок, с учетом специфики их дальнейшего использования. На самом деле, бывали случаи и обратного характера. Об одном из таких и пойдет речь в сегодняшнем материале.
Общепризнанным лидером в сфере железнодорожного транспорта среди социалистических стран Европы всегда являлась технически продвинутая Чехословакия. Этот факт не оспаривался даже мощным Советским Союзом, желавшим во всем сохранять свою гегемонию. Просто чехи воспринимались как однозначные партнеры и друзья по соцлагерю. А, значит – «твои успехи – это и мои успехи».
Поэтому продвинутость чехословацких ж/д предприятий (в условиях полного отсутствия конкурентности), не блокировалась, а всячески поощрялась. В том числе, и огромными советскими заказами, которве обеспечивали местные заводы работой на долгие годы, и даже десятилетия.
Именно по этой причине пльзенской Skoda, уже отлично зарекомендовавшей себя в СССР благодаря скоростным электровозам ЧС, поручили еще одно важное задание. Местные специалисты должны были создать для служебных нужд МПС СССР три единицы четырехосных автомотрис с электрической передачей марки АЧО. В 1977 году заказ партнеров успешно выполнили.
Новые конструкции стали колесить по советским дорогам, а у высокопоставленных специалистов отрасли возникла одна перспективная идея. Все дело в том, что к началу 80-х венгерские дизель-поезда серии Д уже заметно поизносились, откатав большую часть своего моторесурса. Да и их устаревший дизайн давно нуждался в некотором обновлении.
Правда, в Ганц-Маваге сослались на чрезмерную загруженность (или попросту уже не очень хотели продолжать сотрудничество с советской стороной). Кстати, специалисты Skoda Plzen также не могли обеспечить серийное производство новых мотрис для советского хозяйства. Тогда вспомнили о другом чехословацком предприятии – Vagonka Studenka, поручив именно ему проектирование и изготовление деталей для новых автомотрис, конструктивно схожих с хорошо зарекомендовавшими себя АЧО.
Процесс запустили в 1981 году, а моторные двухкабинные конструкции решили дополнить унифицированными с ними прицепными вагонами. Завершением идеи считалось формирование полноценного дизель-поезда для использования в пригородном сообщении на неэлектрифицированных участках.
Интересно, что чехи не особо заморачивались, дав своим вагонам малиново-серую окраску, применяемую для местной ж/д техники, находящейся в ведении ЧСД. А вот с их начинкой, напротив, пришлось учитывать мнение советских товарищей. А последние, для улучшения обслуживания и эксплуатации будущей техники, порекомендовали применить в ней ряд унифицированных узлов и деталей:
✅ дизельный привод серии М756
✅ гидродинамическую передачу ГДП-1000
✅ некоторые другие элементы, используемые в конструкции состава ДР1
После доставки техники на советские дороги начались ее усиленные испытания. Перед выходом в серию, наши специалисты хотели убедиться в жизнестойкости и надежности созданной конструкции. Ведь, как отмечалось ранее, для ее сборки использовались элементы различных производителей. Оставалось только удостовериться, что подобранная комбинация, действительно, является оптимальной.
Дальнейшие события подтвердили самые оптимистичные прогнозы. И сегодня некоторые железнодорожники склонны именно АЧ2 считать наиболее надежной магистральной конструкцией, успешно используемой в целом ряде назначений:
✅ пассажироперевозки
✅ служебные поездки
✅ обслуживание ж/д коммуникаций
✅ другие цели
На то, чтобы принять окончательное решение, руководству МПС СССР понадобилось около четырех лет. Поэтому только в 1988 году вышел приказ о закупке 120 единиц чехословацких АЧ2 в виде трехвагонных конструкций. Это стало отмашкой для «вагонки» начать серийное производство железнодорожной техники.
По мере поступления в страну уже готовых составов, они отправлялись на обслуживание неэлектрифицированных участков в разных уголках советского государства. Конечные пользователи оказались очень довольны, отметив сразу несколько положительных моментов:
✅ простоту в обслуживании
✅ интуитивную понятность компоновки
✅ рациональность созданной конструкции
В дальнейшем чехословацкая сторона каждый год предлагала новую модификацию автомотрисы, имеющую незначительные отличия от предшественника. Социалистическая эпоха в обеих странах подходила к своему концу, что сделало сотрудничество довольно непродолжительным (с 1988 по 1990 годы). При этом производство техники в указанный период распределилось следующим образом: 37, 56 и 27 единиц соответственно.
Кстати, серийные автомотрисы уже получили иной окрас, более подходящий для эксплуатации на советских дорогах – зелено-серый. Окантовку составляли оранжевые панели спереди и красные двери – по бокам. Имели эти составы и другие особенности конструкции:
✅ увеличенные буферные фонари
✅ иную установку вспомогательного оборудования
✅ отказ от одного окна в салоне
Проводя ежегодные усовершенствования дизель-поездов инженеры предприятия экспериментировали с устройством электрических схем, пытаясь добиться максимально возможного эффекта. То же касалось и колодочной тормозной системы, которая могла быть пневматического или электропневматического типа. В целом головной вагон состоял из:
✅ двух кабин машинистов, расположенных с торцов
✅ пассажирского отсека
✅ машинной части
✅ различного вспомогательного оборудования автомотрисы
Кузов из нержавейки имел сварную конструкцию, его оборудовали классической автосцепкой типа СА-3. А вот в качестве привода выступал двухтонный 12-цилиндровый четырехтактник, развивающий мощность до 1000 л. с при 1500 об/мин.
После начала массовой эксплуатации и машинисты, и пассажиры по достоинству оценили преимущества АЧ2 над более старыми венгерскими Д1. В первую очередь речь идет о широком входе в вагон (правда, это создавало иногда и проблему с выпадением дверей) и более вместительных багажных полках. Не менее важным элементом стал и комфортабельный туалет, к которому даже пассажиры относились довольно бережно.
Повысилась и эргономика пассажирского отсека. За счет удобной схемы расположения мест для сидения, заметно выросла ширина прохода между ними. Рабочее место машиниста также имело достаточное освещение и прекрасный обзор, в сочетании с комфортным микроклиматом.
Поэтому неудивительно, что и сегодня, когда чешскую технику сменили современные «Орланы», в качестве служебных автомотрис АЧ2 продолжает использоваться на многих железных дорогах. Причем речь идет не только о России, но и о других бывших союзных республиках.
При этом бралась половина двухсекционной конструкции и применялся ряд незначительных переделок, с учетом специфики их дальнейшего использования. На самом деле, бывали случаи и обратного характера. Об одном из таких и пойдет речь в сегодняшнем материале.
АЧ2 – надежная чехословацкая автомотриса. Фото: youtube.com
Общепризнанным лидером в сфере железнодорожного транспорта среди социалистических стран Европы всегда являлась технически продвинутая Чехословакия. Этот факт не оспаривался даже мощным Советским Союзом, желавшим во всем сохранять свою гегемонию. Просто чехи воспринимались как однозначные партнеры и друзья по соцлагерю. А, значит – «твои успехи – это и мои успехи».
Ведущим производителям – ответственные заказы
Поэтому продвинутость чехословацких ж/д предприятий (в условиях полного отсутствия конкурентности), не блокировалась, а всячески поощрялась. В том числе, и огромными советскими заказами, которве обеспечивали местные заводы работой на долгие годы, и даже десятилетия.
Именно по этой причине пльзенской Skoda, уже отлично зарекомендовавшей себя в СССР благодаря скоростным электровозам ЧС, поручили еще одно важное задание. Местные специалисты должны были создать для служебных нужд МПС СССР три единицы четырехосных автомотрис с электрической передачей марки АЧО. В 1977 году заказ партнеров успешно выполнили.
В головной части АЧ2 расположена кабина. Фото: youtube.com
Новые конструкции стали колесить по советским дорогам, а у высокопоставленных специалистов отрасли возникла одна перспективная идея. Все дело в том, что к началу 80-х венгерские дизель-поезда серии Д уже заметно поизносились, откатав большую часть своего моторесурса. Да и их устаревший дизайн давно нуждался в некотором обновлении.
Правда, в Ганц-Маваге сослались на чрезмерную загруженность (или попросту уже не очень хотели продолжать сотрудничество с советской стороной). Кстати, специалисты Skoda Plzen также не могли обеспечить серийное производство новых мотрис для советского хозяйства. Тогда вспомнили о другом чехословацком предприятии – Vagonka Studenka, поручив именно ему проектирование и изготовление деталей для новых автомотрис, конструктивно схожих с хорошо зарекомендовавшими себя АЧО.
Рождение автомотрисы АЧ2
Процесс запустили в 1981 году, а моторные двухкабинные конструкции решили дополнить унифицированными с ними прицепными вагонами. Завершением идеи считалось формирование полноценного дизель-поезда для использования в пригородном сообщении на неэлектрифицированных участках.
Уже к 1984 году производитель представил два прототипа новых АЧ2, каждый из которых вместе с двумя прицепными АПЧ2, составлял 3-вагонную конструкцию. При необходимости их можно было объединить в 6-вагонный дизель-поезд, способный двигаться как в одном, так и в противоположном направлении.
Интересно, что чехи не особо заморачивались, дав своим вагонам малиново-серую окраску, применяемую для местной ж/д техники, находящейся в ведении ЧСД. А вот с их начинкой, напротив, пришлось учитывать мнение советских товарищей. А последние, для улучшения обслуживания и эксплуатации будущей техники, порекомендовали применить в ней ряд унифицированных узлов и деталей:
✅ дизельный привод серии М756
✅ гидродинамическую передачу ГДП-1000
✅ некоторые другие элементы, используемые в конструкции состава ДР1
После доставки техники на советские дороги начались ее усиленные испытания. Перед выходом в серию, наши специалисты хотели убедиться в жизнестойкости и надежности созданной конструкции. Ведь, как отмечалось ранее, для ее сборки использовались элементы различных производителей. Оставалось только удостовериться, что подобранная комбинация, действительно, является оптимальной.
В АЧ2 применена автосцепка СА-3. Фото: youtube.com
Дальнейшие события подтвердили самые оптимистичные прогнозы. И сегодня некоторые железнодорожники склонны именно АЧ2 считать наиболее надежной магистральной конструкцией, успешно используемой в целом ряде назначений:
✅ пассажироперевозки
✅ служебные поездки
✅ обслуживание ж/д коммуникаций
✅ другие цели
На то, чтобы принять окончательное решение, руководству МПС СССР понадобилось около четырех лет. Поэтому только в 1988 году вышел приказ о закупке 120 единиц чехословацких АЧ2 в виде трехвагонных конструкций. Это стало отмашкой для «вагонки» начать серийное производство железнодорожной техники.
Развитие производства
По мере поступления в страну уже готовых составов, они отправлялись на обслуживание неэлектрифицированных участков в разных уголках советского государства. Конечные пользователи оказались очень довольны, отметив сразу несколько положительных моментов:
✅ простоту в обслуживании
✅ интуитивную понятность компоновки
✅ рациональность созданной конструкции
В дальнейшем чехословацкая сторона каждый год предлагала новую модификацию автомотрисы, имеющую незначительные отличия от предшественника. Социалистическая эпоха в обеих странах подходила к своему концу, что сделало сотрудничество довольно непродолжительным (с 1988 по 1990 годы). При этом производство техники в указанный период распределилось следующим образом: 37, 56 и 27 единиц соответственно.
Колесные пары АЧ2. Фото: youtube.com
Кстати, серийные автомотрисы уже получили иной окрас, более подходящий для эксплуатации на советских дорогах – зелено-серый. Окантовку составляли оранжевые панели спереди и красные двери – по бокам. Имели эти составы и другие особенности конструкции:
✅ увеличенные буферные фонари
✅ иную установку вспомогательного оборудования
✅ отказ от одного окна в салоне
Проводя ежегодные усовершенствования дизель-поездов инженеры предприятия экспериментировали с устройством электрических схем, пытаясь добиться максимально возможного эффекта. То же касалось и колодочной тормозной системы, которая могла быть пневматического или электропневматического типа. В целом головной вагон состоял из:
✅ двух кабин машинистов, расположенных с торцов
✅ пассажирского отсека
✅ машинной части
✅ различного вспомогательного оборудования автомотрисы
Кузов из нержавейки имел сварную конструкцию, его оборудовали классической автосцепкой типа СА-3. А вот в качестве привода выступал двухтонный 12-цилиндровый четырехтактник, развивающий мощность до 1000 л. с при 1500 об/мин.
Положительная оценка АЧ2
После начала массовой эксплуатации и машинисты, и пассажиры по достоинству оценили преимущества АЧ2 над более старыми венгерскими Д1. В первую очередь речь идет о широком входе в вагон (правда, это создавало иногда и проблему с выпадением дверей) и более вместительных багажных полках. Не менее важным элементом стал и комфортабельный туалет, к которому даже пассажиры относились довольно бережно.
Повысилась и эргономика пассажирского отсека. За счет удобной схемы расположения мест для сидения, заметно выросла ширина прохода между ними. Рабочее место машиниста также имело достаточное освещение и прекрасный обзор, в сочетании с комфортным микроклиматом.
Прицепной вагон АПЧ2. Фото: youtube.com
Поэтому неудивительно, что и сегодня, когда чешскую технику сменили современные «Орланы», в качестве служебных автомотрис АЧ2 продолжает использоваться на многих железных дорогах. Причем речь идет не только о России, но и о других бывших союзных республиках.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...