Кизляр авиационный: в Дагестане стартовало производство самолетов «Альфа-КМ»
Самолеты безаэродромного базирования – важный инфраструктурный элемент государства. И если с большими лайнерами у нас дела обстоят относительно неплохо, то малая авиация в катастрофическом положении.
В советские годы к малоразмерной авиационной технике относились самолеты АН и Як, вертолеты Ми-2 и Ка-26. Дефицита в машинах практически не было. Но в 90-х соцлагерь развалился, производство на многих площадках закрылось, а имеющиеся экземпляры воздушных судов ветшали.
Дошло до того, что в 2018 году российский авиапарк малых летательных аппаратов составлял 7,5 тыс. единиц. Для сравнения: крохотная Чехия владела 9-тысячным парком, во французское небо поднимались 14,6 тыс. компактных самолетов. От меньших по географическим размерам США мы отставали в 28 раз.
Такое положение вызывало обоснованную тревогу правительства РФ. Тем боле, финансисты подсчитали: экономическая выгода от применения самолетов с укороченным путем взлета и посадки значительно выше, чем от крупных грузопассажирских судов.
Спецы правы: в России, охватывающей 11 часовых поясов, находится огромное количество труднодоступных территорий со сложным рельефом. Это и горные местности, как Кавказ и Урал, и Крайний Север, необъятная Сибирь.
В принципе, 70-80% страны занимают зоны с суровыми условиями, в которых строительство автомобильных и железных дорог нерационально. А ведь там как раз сосредоточены кладовые природных богатств. Почему бы не пустить туда легких на подъем «небесных проныр»?
Потребность в легкой авиатехнике велика. Самолеты на 2-5 мест на регулярной основе перевозят пассажиров и грузы. Ученые и работники узкоспециализированных отраслей с борта ведут наблюдение за перемещениями животных и косяками рыб. Пожарные мониторят зоны лесных возгораний, егеря выискивают несанкционированные вырубки.
Аэрофотосъемка, медицина и санитария, почтовые услуги, геология и метеорология – спектр деятельности малой авиации трудно охватить. Не забыть бы сельское хозяйство и воздушное патрулирование нефте- и газопроводов, ЛЭП. Но, пожалуй, одно из самых интересных, перспективных направлений – туризм.
В этом плане Дагестан с его уникальной природой, невероятной красоты ландшафтами, минеральными источниками и целебным горным воздухом становится просто местом туристического паломничества. Особенно, когда нас за границей не здорово ждут. Не зря в республике строят крупнейший в России круглогодичный премиум-курорт «Каякент».
Разве не кстати будет здесь самолетик, который переместит отдыхающих с Каспийского побережья прямиком в горы? Бизнес-авиация и развлекательные полеты – непаханая целина, с которой можно собирать немалые налоги в казну региона. Машинами воспользуются государственные службы и частные лица.
Разрабатывать летательный аппарат взялось конструкторское бюро Московского авиационного института (МАИ). Предприятие заявило о себе более 40 лет назад.
В послужном списке коллектива:
✅ Модель «Квант», установившая в 80-х 5 официальных мировых рекордов
✅ «Акробат», взявший Гран-При за немыслимые фигуры высшего пилотажа
✅ Государственная премия РФ за серию самолетов «Авиатика-МАИ-890»
В 2015 году пришло время создать нашего героя. Москвичи решили кооперироваться с электромеханическим заводом города Кизляр. Выбор неслучайный: кавказцы на тот момент выпускали сборочные узлы для самолетных моторов. Были в теме, так скажем.
Дагестанское предприятие-авиастроитель называется АО «Концерн КЭМЗ». Новой модели дали имя МАИ-411, выпускать продукт будут под торговой маркой «Альфа-КМ». Финансирует программу Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Самолеты – технологически сложные конструкции, которые должны соответствовать строгим авиационным правилам АП-23. Поэтому «скоро сказка сказывается…», а испытания аппарата МАИ-411 начались только в 2018 году.
Машину из полностью отечественных комплектующих (кроме двигателей) собирали в специально построенном корпусе завода. Сначала модель показали на авиасалоне МАКС, где она получила высшие оценки судей. Затем «четыреста одиннадцатый» встал на крыло и отправился из Кизляра в высокогорное село Мачада (2 200 м над уровнем моря). Путь до конечной точки занял 2,5 часа: вдвое меньше, чем на автомобиле.
После испытательных полетов прошел длительный период доработок, решения организационных моментов. И вот 18 апреля этого года разработчик и исполнитель официально объявили о серийной сборке «Альфа-КМ». Мероприятие на заводе прошло красочно, радостно, помпезно.
Были платиновые блондинки-стендистки, фейерверки, световое шоу. Присутствовало руководящее звено района, города и республики Дагестан.
Корпус многоцелевого летательного аппарата сделан из алюминиевых сплавов и композитных материалов. Поэтому взлетная масса «Альфа-КМ» составляет незначительные 1250 кг.
Впервые в авиационном секторе производитель предложил пользователям беспрецедентное удобство посадки: каждому из 4 членов экипажа предназначили отдельную дверь. Попасть в салон можно без приставных лестниц и трапа. Как в автомобиле: открыл дверь, вошел внутрь.
Габариты судна:
✅ Длина – 7 450 мм
✅ Размах крыла – 11 400 мм
✅ Площадь крыла – 14,3 м2
Для взлета и посадки «Альфа-КМ» не требуется тщательно подготовленных ВПЛ: достаточно грунтового покрытия. Длина разбега машины – 150 м, длина пробега – 180 м.
Универсальное шасси самолета оборудовано поплавковыми и полозковыми приспособлениями для посадки на воду и взлета с заснеженного аэродрома. В экстремальных нештатных ситуациях, даже при полном отказе обоих двигателей, посадка гарантирована: самолет выбрасывает аварийный парашют и планирует к земле. Зачет конструкторам за безопасность воздушного корабля.
Эксплуатационные показатели модели:
✅ Дальность полетов – 1 500 км
✅ Высота полетов – 4 200 м
✅ Максимальная скорость – 300 км/ч
✅ Крейсерская скорость – 290 км/ч
✅ Посадочная скорость – 85 км/ч
Потребляемое топливо – бензин А-90. Это добавляет преимуществ модели к простоте пилотирования и достаточной маневренности. Расход горючего – 25-30 л на час полета. Суммарная мощность двух двигателей – 200 л. с.
Задачи самолетовождения пилоту помогает решать полностью цифровой бортовой комплекс. Это навигационные и радиотехнические приборы, разработанные ООО «ВАИС-Техника».
Моторы Rotax 912ULS иностранного производства. Но работы над отечественными силовыми установками идут к завершению. Программа импортозамещения в действии.
Мощности предприятия «КЭМЗ» позволяют производить 20 единиц «Альфа-КМ» в год. Это несоизмеримо малое количество, учитывая колоссальную потребность народного хозяйства в технике. Кстати, внятных данных о нужном количестве малоразмерных летательных аппаратов в России нет. Специалисты предполагают, что 100 тыс. самолетов смогли бы выполнить задачи, поставленные перед малой авиацией.
Энтузиазм заводского коллектива в связи с успешным началом самолетного производства велик. Остается пожелать сотрудникам АО «Концерн КЭМЗ» удачи, расширения модельного ряда и выхода на мировой уровень.
В советские годы к малоразмерной авиационной технике относились самолеты АН и Як, вертолеты Ми-2 и Ка-26. Дефицита в машинах практически не было. Но в 90-х соцлагерь развалился, производство на многих площадках закрылось, а имеющиеся экземпляры воздушных судов ветшали.
Дошло до того, что в 2018 году российский авиапарк малых летательных аппаратов составлял 7,5 тыс. единиц. Для сравнения: крохотная Чехия владела 9-тысячным парком, во французское небо поднимались 14,6 тыс. компактных самолетов. От меньших по географическим размерам США мы отставали в 28 раз.
Значение малой авиации для страны
Такое положение вызывало обоснованную тревогу правительства РФ. Тем боле, финансисты подсчитали: экономическая выгода от применения самолетов с укороченным путем взлета и посадки значительно выше, чем от крупных грузопассажирских судов.
Модель «МАИ-411» – символ возрождения малой авиации России. Фото: YouTube.com
Спецы правы: в России, охватывающей 11 часовых поясов, находится огромное количество труднодоступных территорий со сложным рельефом. Это и горные местности, как Кавказ и Урал, и Крайний Север, необъятная Сибирь.
В принципе, 70-80% страны занимают зоны с суровыми условиями, в которых строительство автомобильных и железных дорог нерационально. А ведь там как раз сосредоточены кладовые природных богатств. Почему бы не пустить туда легких на подъем «небесных проныр»?
Большие задачи малой авиации
Потребность в легкой авиатехнике велика. Самолеты на 2-5 мест на регулярной основе перевозят пассажиров и грузы. Ученые и работники узкоспециализированных отраслей с борта ведут наблюдение за перемещениями животных и косяками рыб. Пожарные мониторят зоны лесных возгораний, егеря выискивают несанкционированные вырубки.
Аэрофотосъемка, медицина и санитария, почтовые услуги, геология и метеорология – спектр деятельности малой авиации трудно охватить. Не забыть бы сельское хозяйство и воздушное патрулирование нефте- и газопроводов, ЛЭП. Но, пожалуй, одно из самых интересных, перспективных направлений – туризм.
В этом плане Дагестан с его уникальной природой, невероятной красоты ландшафтами, минеральными источниками и целебным горным воздухом становится просто местом туристического паломничества. Особенно, когда нас за границей не здорово ждут. Не зря в республике строят крупнейший в России круглогодичный премиум-курорт «Каякент».
Разве не кстати будет здесь самолетик, который переместит отдыхающих с Каспийского побережья прямиком в горы? Бизнес-авиация и развлекательные полеты – непаханая целина, с которой можно собирать немалые налоги в казну региона. Машинами воспользуются государственные службы и частные лица.
Как создавали «Альфа-КМ»
Разрабатывать летательный аппарат взялось конструкторское бюро Московского авиационного института (МАИ). Предприятие заявило о себе более 40 лет назад.
В послужном списке коллектива:
✅ Модель «Квант», установившая в 80-х 5 официальных мировых рекордов
✅ «Акробат», взявший Гран-При за немыслимые фигуры высшего пилотажа
✅ Государственная премия РФ за серию самолетов «Авиатика-МАИ-890»
В 2015 году пришло время создать нашего героя. Москвичи решили кооперироваться с электромеханическим заводом города Кизляр. Выбор неслучайный: кавказцы на тот момент выпускали сборочные узлы для самолетных моторов. Были в теме, так скажем.
Кизляр: сюда едут за отличным коньяком и лучшими кинжалами. Фото: YouTube.com
Дагестанское предприятие-авиастроитель называется АО «Концерн КЭМЗ». Новой модели дали имя МАИ-411, выпускать продукт будут под торговой маркой «Альфа-КМ». Финансирует программу Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Дальнейшее развитие проекта
Самолеты – технологически сложные конструкции, которые должны соответствовать строгим авиационным правилам АП-23. Поэтому «скоро сказка сказывается…», а испытания аппарата МАИ-411 начались только в 2018 году.
Машину из полностью отечественных комплектующих (кроме двигателей) собирали в специально построенном корпусе завода. Сначала модель показали на авиасалоне МАКС, где она получила высшие оценки судей. Затем «четыреста одиннадцатый» встал на крыло и отправился из Кизляра в высокогорное село Мачада (2 200 м над уровнем моря). Путь до конечной точки занял 2,5 часа: вдвое меньше, чем на автомобиле.
Самолет «МАИ-411» выводят из ангара в первый испытательный полет. Фото: YouTube.com
После испытательных полетов прошел длительный период доработок, решения организационных моментов. И вот 18 апреля этого года разработчик и исполнитель официально объявили о серийной сборке «Альфа-КМ». Мероприятие на заводе прошло красочно, радостно, помпезно.
Были платиновые блондинки-стендистки, фейерверки, световое шоу. Присутствовало руководящее звено района, города и республики Дагестан.
Особенности конструкции модели
Корпус многоцелевого летательного аппарата сделан из алюминиевых сплавов и композитных материалов. Поэтому взлетная масса «Альфа-КМ» составляет незначительные 1250 кг.
В планах предприятия «Концерн КЭМЗ» выпускать 20 машин в год. Фото: YouTube.com
Впервые в авиационном секторе производитель предложил пользователям беспрецедентное удобство посадки: каждому из 4 членов экипажа предназначили отдельную дверь. Попасть в салон можно без приставных лестниц и трапа. Как в автомобиле: открыл дверь, вошел внутрь.
Габариты судна:
✅ Длина – 7 450 мм
✅ Размах крыла – 11 400 мм
✅ Площадь крыла – 14,3 м2
Для взлета и посадки «Альфа-КМ» не требуется тщательно подготовленных ВПЛ: достаточно грунтового покрытия. Длина разбега машины – 150 м, длина пробега – 180 м.
Универсальное шасси самолета оборудовано поплавковыми и полозковыми приспособлениями для посадки на воду и взлета с заснеженного аэродрома. В экстремальных нештатных ситуациях, даже при полном отказе обоих двигателей, посадка гарантирована: самолет выбрасывает аварийный парашют и планирует к земле. Зачет конструкторам за безопасность воздушного корабля.
Эксплуатационные показатели модели:
✅ Дальность полетов – 1 500 км
✅ Высота полетов – 4 200 м
✅ Максимальная скорость – 300 км/ч
✅ Крейсерская скорость – 290 км/ч
✅ Посадочная скорость – 85 км/ч
Потребляемое топливо – бензин А-90. Это добавляет преимуществ модели к простоте пилотирования и достаточной маневренности. Расход горючего – 25-30 л на час полета. Суммарная мощность двух двигателей – 200 л. с.
«МАИ-411» – машина с высоким уровнем безопасности и комфорта. Фото: YouTube.com
Задачи самолетовождения пилоту помогает решать полностью цифровой бортовой комплекс. Это навигационные и радиотехнические приборы, разработанные ООО «ВАИС-Техника».
Моторы Rotax 912ULS иностранного производства. Но работы над отечественными силовыми установками идут к завершению. Программа импортозамещения в действии.
Мощности предприятия «КЭМЗ» позволяют производить 20 единиц «Альфа-КМ» в год. Это несоизмеримо малое количество, учитывая колоссальную потребность народного хозяйства в технике. Кстати, внятных данных о нужном количестве малоразмерных летательных аппаратов в России нет. Специалисты предполагают, что 100 тыс. самолетов смогли бы выполнить задачи, поставленные перед малой авиацией.
Кадр из к/ф «Мимино»: похоже, кавказским буренкам придется сменить авиаперевозчика. Фото: YouTube.com
Энтузиазм заводского коллектива в связи с успешным началом самолетного производства велик. Остается пожелать сотрудникам АО «Концерн КЭМЗ» удачи, расширения модельного ряда и выхода на мировой уровень.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
«Бурану» быть — на Урале восстанавливают легендарный космический корабль
В России никогда не проводились реставрационные работы такого уровня. Задача сложная, но сдаваться не собираются....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Серийный выпуск МС-21 снова перенесли
Производство начнется только после завершения сертификационных испытаний. Они продлятся весь 2025 год....
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский вертопорт проходит испытания
Аналогов в мире нет – так заявляют разработчики автоматизированной станции и уже принимают предварительные заказы. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
Железная дорога: у России – свой путь
В Европе принята более узкая, чем в РФ ширина ж/д колеи: почему не удалось сделать единым этот параметр и как сегодня решают проблему при переезде границ....