Кизляр авиационный: в Дагестане стартовало производство самолетов «Альфа-КМ»
Самолеты безаэродромного базирования – важный инфраструктурный элемент государства. И если с большими лайнерами у нас дела обстоят относительно неплохо, то малая авиация в катастрофическом положении.
В советские годы к малоразмерной авиационной технике относились самолеты АН и Як, вертолеты Ми-2 и Ка-26. Дефицита в машинах практически не было. Но в 90-х соцлагерь развалился, производство на многих площадках закрылось, а имеющиеся экземпляры воздушных судов ветшали.
Дошло до того, что в 2018 году российский авиапарк малых летательных аппаратов составлял 7,5 тыс. единиц. Для сравнения: крохотная Чехия владела 9-тысячным парком, во французское небо поднимались 14,6 тыс. компактных самолетов. От меньших по географическим размерам США мы отставали в 28 раз.
Такое положение вызывало обоснованную тревогу правительства РФ. Тем боле, финансисты подсчитали: экономическая выгода от применения самолетов с укороченным путем взлета и посадки значительно выше, чем от крупных грузопассажирских судов.
Спецы правы: в России, охватывающей 11 часовых поясов, находится огромное количество труднодоступных территорий со сложным рельефом. Это и горные местности, как Кавказ и Урал, и Крайний Север, необъятная Сибирь.
В принципе, 70-80% страны занимают зоны с суровыми условиями, в которых строительство автомобильных и железных дорог нерационально. А ведь там как раз сосредоточены кладовые природных богатств. Почему бы не пустить туда легких на подъем «небесных проныр»?
Потребность в легкой авиатехнике велика. Самолеты на 2-5 мест на регулярной основе перевозят пассажиров и грузы. Ученые и работники узкоспециализированных отраслей с борта ведут наблюдение за перемещениями животных и косяками рыб. Пожарные мониторят зоны лесных возгораний, егеря выискивают несанкционированные вырубки.
Аэрофотосъемка, медицина и санитария, почтовые услуги, геология и метеорология – спектр деятельности малой авиации трудно охватить. Не забыть бы сельское хозяйство и воздушное патрулирование нефте- и газопроводов, ЛЭП. Но, пожалуй, одно из самых интересных, перспективных направлений – туризм.
В этом плане Дагестан с его уникальной природой, невероятной красоты ландшафтами, минеральными источниками и целебным горным воздухом становится просто местом туристического паломничества. Особенно, когда нас за границей не здорово ждут. Не зря в республике строят крупнейший в России круглогодичный премиум-курорт «Каякент».
Разве не кстати будет здесь самолетик, который переместит отдыхающих с Каспийского побережья прямиком в горы? Бизнес-авиация и развлекательные полеты – непаханая целина, с которой можно собирать немалые налоги в казну региона. Машинами воспользуются государственные службы и частные лица.
Разрабатывать летательный аппарат взялось конструкторское бюро Московского авиационного института (МАИ). Предприятие заявило о себе более 40 лет назад.
В послужном списке коллектива:
✅ Модель «Квант», установившая в 80-х 5 официальных мировых рекордов
✅ «Акробат», взявший Гран-При за немыслимые фигуры высшего пилотажа
✅ Государственная премия РФ за серию самолетов «Авиатика-МАИ-890»
В 2015 году пришло время создать нашего героя. Москвичи решили кооперироваться с электромеханическим заводом города Кизляр. Выбор неслучайный: кавказцы на тот момент выпускали сборочные узлы для самолетных моторов. Были в теме, так скажем.
Дагестанское предприятие-авиастроитель называется АО «Концерн КЭМЗ». Новой модели дали имя МАИ-411, выпускать продукт будут под торговой маркой «Альфа-КМ». Финансирует программу Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Самолеты – технологически сложные конструкции, которые должны соответствовать строгим авиационным правилам АП-23. Поэтому «скоро сказка сказывается…», а испытания аппарата МАИ-411 начались только в 2018 году.
Машину из полностью отечественных комплектующих (кроме двигателей) собирали в специально построенном корпусе завода. Сначала модель показали на авиасалоне МАКС, где она получила высшие оценки судей. Затем «четыреста одиннадцатый» встал на крыло и отправился из Кизляра в высокогорное село Мачада (2 200 м над уровнем моря). Путь до конечной точки занял 2,5 часа: вдвое меньше, чем на автомобиле.
После испытательных полетов прошел длительный период доработок, решения организационных моментов. И вот 18 апреля этого года разработчик и исполнитель официально объявили о серийной сборке «Альфа-КМ». Мероприятие на заводе прошло красочно, радостно, помпезно.
Были платиновые блондинки-стендистки, фейерверки, световое шоу. Присутствовало руководящее звено района, города и республики Дагестан.
Корпус многоцелевого летательного аппарата сделан из алюминиевых сплавов и композитных материалов. Поэтому взлетная масса «Альфа-КМ» составляет незначительные 1250 кг.
Впервые в авиационном секторе производитель предложил пользователям беспрецедентное удобство посадки: каждому из 4 членов экипажа предназначили отдельную дверь. Попасть в салон можно без приставных лестниц и трапа. Как в автомобиле: открыл дверь, вошел внутрь.
Габариты судна:
✅ Длина – 7 450 мм
✅ Размах крыла – 11 400 мм
✅ Площадь крыла – 14,3 м2
Для взлета и посадки «Альфа-КМ» не требуется тщательно подготовленных ВПЛ: достаточно грунтового покрытия. Длина разбега машины – 150 м, длина пробега – 180 м.
Универсальное шасси самолета оборудовано поплавковыми и полозковыми приспособлениями для посадки на воду и взлета с заснеженного аэродрома. В экстремальных нештатных ситуациях, даже при полном отказе обоих двигателей, посадка гарантирована: самолет выбрасывает аварийный парашют и планирует к земле. Зачет конструкторам за безопасность воздушного корабля.
Эксплуатационные показатели модели:
✅ Дальность полетов – 1 500 км
✅ Высота полетов – 4 200 м
✅ Максимальная скорость – 300 км/ч
✅ Крейсерская скорость – 290 км/ч
✅ Посадочная скорость – 85 км/ч
Потребляемое топливо – бензин А-90. Это добавляет преимуществ модели к простоте пилотирования и достаточной маневренности. Расход горючего – 25-30 л на час полета. Суммарная мощность двух двигателей – 200 л. с.
Задачи самолетовождения пилоту помогает решать полностью цифровой бортовой комплекс. Это навигационные и радиотехнические приборы, разработанные ООО «ВАИС-Техника».
Моторы Rotax 912ULS иностранного производства. Но работы над отечественными силовыми установками идут к завершению. Программа импортозамещения в действии.
Мощности предприятия «КЭМЗ» позволяют производить 20 единиц «Альфа-КМ» в год. Это несоизмеримо малое количество, учитывая колоссальную потребность народного хозяйства в технике. Кстати, внятных данных о нужном количестве малоразмерных летательных аппаратов в России нет. Специалисты предполагают, что 100 тыс. самолетов смогли бы выполнить задачи, поставленные перед малой авиацией.
Энтузиазм заводского коллектива в связи с успешным началом самолетного производства велик. Остается пожелать сотрудникам АО «Концерн КЭМЗ» удачи, расширения модельного ряда и выхода на мировой уровень.
В советские годы к малоразмерной авиационной технике относились самолеты АН и Як, вертолеты Ми-2 и Ка-26. Дефицита в машинах практически не было. Но в 90-х соцлагерь развалился, производство на многих площадках закрылось, а имеющиеся экземпляры воздушных судов ветшали.
Дошло до того, что в 2018 году российский авиапарк малых летательных аппаратов составлял 7,5 тыс. единиц. Для сравнения: крохотная Чехия владела 9-тысячным парком, во французское небо поднимались 14,6 тыс. компактных самолетов. От меньших по географическим размерам США мы отставали в 28 раз.
Значение малой авиации для страны
Такое положение вызывало обоснованную тревогу правительства РФ. Тем боле, финансисты подсчитали: экономическая выгода от применения самолетов с укороченным путем взлета и посадки значительно выше, чем от крупных грузопассажирских судов.
Модель «МАИ-411» – символ возрождения малой авиации России. Фото: YouTube.com
Спецы правы: в России, охватывающей 11 часовых поясов, находится огромное количество труднодоступных территорий со сложным рельефом. Это и горные местности, как Кавказ и Урал, и Крайний Север, необъятная Сибирь.
В принципе, 70-80% страны занимают зоны с суровыми условиями, в которых строительство автомобильных и железных дорог нерационально. А ведь там как раз сосредоточены кладовые природных богатств. Почему бы не пустить туда легких на подъем «небесных проныр»?
Большие задачи малой авиации
Потребность в легкой авиатехнике велика. Самолеты на 2-5 мест на регулярной основе перевозят пассажиров и грузы. Ученые и работники узкоспециализированных отраслей с борта ведут наблюдение за перемещениями животных и косяками рыб. Пожарные мониторят зоны лесных возгораний, егеря выискивают несанкционированные вырубки.
Аэрофотосъемка, медицина и санитария, почтовые услуги, геология и метеорология – спектр деятельности малой авиации трудно охватить. Не забыть бы сельское хозяйство и воздушное патрулирование нефте- и газопроводов, ЛЭП. Но, пожалуй, одно из самых интересных, перспективных направлений – туризм.
В этом плане Дагестан с его уникальной природой, невероятной красоты ландшафтами, минеральными источниками и целебным горным воздухом становится просто местом туристического паломничества. Особенно, когда нас за границей не здорово ждут. Не зря в республике строят крупнейший в России круглогодичный премиум-курорт «Каякент».
Разве не кстати будет здесь самолетик, который переместит отдыхающих с Каспийского побережья прямиком в горы? Бизнес-авиация и развлекательные полеты – непаханая целина, с которой можно собирать немалые налоги в казну региона. Машинами воспользуются государственные службы и частные лица.
Как создавали «Альфа-КМ»
Разрабатывать летательный аппарат взялось конструкторское бюро Московского авиационного института (МАИ). Предприятие заявило о себе более 40 лет назад.
В послужном списке коллектива:
✅ Модель «Квант», установившая в 80-х 5 официальных мировых рекордов
✅ «Акробат», взявший Гран-При за немыслимые фигуры высшего пилотажа
✅ Государственная премия РФ за серию самолетов «Авиатика-МАИ-890»
В 2015 году пришло время создать нашего героя. Москвичи решили кооперироваться с электромеханическим заводом города Кизляр. Выбор неслучайный: кавказцы на тот момент выпускали сборочные узлы для самолетных моторов. Были в теме, так скажем.
Кизляр: сюда едут за отличным коньяком и лучшими кинжалами. Фото: YouTube.com
Дагестанское предприятие-авиастроитель называется АО «Концерн КЭМЗ». Новой модели дали имя МАИ-411, выпускать продукт будут под торговой маркой «Альфа-КМ». Финансирует программу Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Дальнейшее развитие проекта
Самолеты – технологически сложные конструкции, которые должны соответствовать строгим авиационным правилам АП-23. Поэтому «скоро сказка сказывается…», а испытания аппарата МАИ-411 начались только в 2018 году.
Машину из полностью отечественных комплектующих (кроме двигателей) собирали в специально построенном корпусе завода. Сначала модель показали на авиасалоне МАКС, где она получила высшие оценки судей. Затем «четыреста одиннадцатый» встал на крыло и отправился из Кизляра в высокогорное село Мачада (2 200 м над уровнем моря). Путь до конечной точки занял 2,5 часа: вдвое меньше, чем на автомобиле.
Самолет «МАИ-411» выводят из ангара в первый испытательный полет. Фото: YouTube.com
После испытательных полетов прошел длительный период доработок, решения организационных моментов. И вот 18 апреля этого года разработчик и исполнитель официально объявили о серийной сборке «Альфа-КМ». Мероприятие на заводе прошло красочно, радостно, помпезно.
Были платиновые блондинки-стендистки, фейерверки, световое шоу. Присутствовало руководящее звено района, города и республики Дагестан.
Особенности конструкции модели
Корпус многоцелевого летательного аппарата сделан из алюминиевых сплавов и композитных материалов. Поэтому взлетная масса «Альфа-КМ» составляет незначительные 1250 кг.
В планах предприятия «Концерн КЭМЗ» выпускать 20 машин в год. Фото: YouTube.com
Впервые в авиационном секторе производитель предложил пользователям беспрецедентное удобство посадки: каждому из 4 членов экипажа предназначили отдельную дверь. Попасть в салон можно без приставных лестниц и трапа. Как в автомобиле: открыл дверь, вошел внутрь.
Габариты судна:
✅ Длина – 7 450 мм
✅ Размах крыла – 11 400 мм
✅ Площадь крыла – 14,3 м2
Для взлета и посадки «Альфа-КМ» не требуется тщательно подготовленных ВПЛ: достаточно грунтового покрытия. Длина разбега машины – 150 м, длина пробега – 180 м.
Универсальное шасси самолета оборудовано поплавковыми и полозковыми приспособлениями для посадки на воду и взлета с заснеженного аэродрома. В экстремальных нештатных ситуациях, даже при полном отказе обоих двигателей, посадка гарантирована: самолет выбрасывает аварийный парашют и планирует к земле. Зачет конструкторам за безопасность воздушного корабля.
Эксплуатационные показатели модели:
✅ Дальность полетов – 1 500 км
✅ Высота полетов – 4 200 м
✅ Максимальная скорость – 300 км/ч
✅ Крейсерская скорость – 290 км/ч
✅ Посадочная скорость – 85 км/ч
Потребляемое топливо – бензин А-90. Это добавляет преимуществ модели к простоте пилотирования и достаточной маневренности. Расход горючего – 25-30 л на час полета. Суммарная мощность двух двигателей – 200 л. с.
«МАИ-411» – машина с высоким уровнем безопасности и комфорта. Фото: YouTube.com
Задачи самолетовождения пилоту помогает решать полностью цифровой бортовой комплекс. Это навигационные и радиотехнические приборы, разработанные ООО «ВАИС-Техника».
Моторы Rotax 912ULS иностранного производства. Но работы над отечественными силовыми установками идут к завершению. Программа импортозамещения в действии.
Мощности предприятия «КЭМЗ» позволяют производить 20 единиц «Альфа-КМ» в год. Это несоизмеримо малое количество, учитывая колоссальную потребность народного хозяйства в технике. Кстати, внятных данных о нужном количестве малоразмерных летательных аппаратов в России нет. Специалисты предполагают, что 100 тыс. самолетов смогли бы выполнить задачи, поставленные перед малой авиацией.
Кадр из к/ф «Мимино»: похоже, кавказским буренкам придется сменить авиаперевозчика. Фото: YouTube.com
Энтузиазм заводского коллектива в связи с успешным началом самолетного производства велик. Остается пожелать сотрудникам АО «Концерн КЭМЗ» удачи, расширения модельного ряда и выхода на мировой уровень.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...