Кизляр авиационный: в Дагестане стартовало производство самолетов «Альфа-КМ»
Самолеты безаэродромного базирования – важный инфраструктурный элемент государства. И если с большими лайнерами у нас дела обстоят относительно неплохо, то малая авиация в катастрофическом положении.
В советские годы к малоразмерной авиационной технике относились самолеты АН и Як, вертолеты Ми-2 и Ка-26. Дефицита в машинах практически не было. Но в 90-х соцлагерь развалился, производство на многих площадках закрылось, а имеющиеся экземпляры воздушных судов ветшали.
Дошло до того, что в 2018 году российский авиапарк малых летательных аппаратов составлял 7,5 тыс. единиц. Для сравнения: крохотная Чехия владела 9-тысячным парком, во французское небо поднимались 14,6 тыс. компактных самолетов. От меньших по географическим размерам США мы отставали в 28 раз.
Такое положение вызывало обоснованную тревогу правительства РФ. Тем боле, финансисты подсчитали: экономическая выгода от применения самолетов с укороченным путем взлета и посадки значительно выше, чем от крупных грузопассажирских судов.
Спецы правы: в России, охватывающей 11 часовых поясов, находится огромное количество труднодоступных территорий со сложным рельефом. Это и горные местности, как Кавказ и Урал, и Крайний Север, необъятная Сибирь.
В принципе, 70-80% страны занимают зоны с суровыми условиями, в которых строительство автомобильных и железных дорог нерационально. А ведь там как раз сосредоточены кладовые природных богатств. Почему бы не пустить туда легких на подъем «небесных проныр»?
Потребность в легкой авиатехнике велика. Самолеты на 2-5 мест на регулярной основе перевозят пассажиров и грузы. Ученые и работники узкоспециализированных отраслей с борта ведут наблюдение за перемещениями животных и косяками рыб. Пожарные мониторят зоны лесных возгораний, егеря выискивают несанкционированные вырубки.
Аэрофотосъемка, медицина и санитария, почтовые услуги, геология и метеорология – спектр деятельности малой авиации трудно охватить. Не забыть бы сельское хозяйство и воздушное патрулирование нефте- и газопроводов, ЛЭП. Но, пожалуй, одно из самых интересных, перспективных направлений – туризм.
В этом плане Дагестан с его уникальной природой, невероятной красоты ландшафтами, минеральными источниками и целебным горным воздухом становится просто местом туристического паломничества. Особенно, когда нас за границей не здорово ждут. Не зря в республике строят крупнейший в России круглогодичный премиум-курорт «Каякент».
Разве не кстати будет здесь самолетик, который переместит отдыхающих с Каспийского побережья прямиком в горы? Бизнес-авиация и развлекательные полеты – непаханая целина, с которой можно собирать немалые налоги в казну региона. Машинами воспользуются государственные службы и частные лица.
Разрабатывать летательный аппарат взялось конструкторское бюро Московского авиационного института (МАИ). Предприятие заявило о себе более 40 лет назад.
В послужном списке коллектива:
✅ Модель «Квант», установившая в 80-х 5 официальных мировых рекордов
✅ «Акробат», взявший Гран-При за немыслимые фигуры высшего пилотажа
✅ Государственная премия РФ за серию самолетов «Авиатика-МАИ-890»
В 2015 году пришло время создать нашего героя. Москвичи решили кооперироваться с электромеханическим заводом города Кизляр. Выбор неслучайный: кавказцы на тот момент выпускали сборочные узлы для самолетных моторов. Были в теме, так скажем.
Дагестанское предприятие-авиастроитель называется АО «Концерн КЭМЗ». Новой модели дали имя МАИ-411, выпускать продукт будут под торговой маркой «Альфа-КМ». Финансирует программу Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Самолеты – технологически сложные конструкции, которые должны соответствовать строгим авиационным правилам АП-23. Поэтому «скоро сказка сказывается…», а испытания аппарата МАИ-411 начались только в 2018 году.
Машину из полностью отечественных комплектующих (кроме двигателей) собирали в специально построенном корпусе завода. Сначала модель показали на авиасалоне МАКС, где она получила высшие оценки судей. Затем «четыреста одиннадцатый» встал на крыло и отправился из Кизляра в высокогорное село Мачада (2 200 м над уровнем моря). Путь до конечной точки занял 2,5 часа: вдвое меньше, чем на автомобиле.
После испытательных полетов прошел длительный период доработок, решения организационных моментов. И вот 18 апреля этого года разработчик и исполнитель официально объявили о серийной сборке «Альфа-КМ». Мероприятие на заводе прошло красочно, радостно, помпезно.
Были платиновые блондинки-стендистки, фейерверки, световое шоу. Присутствовало руководящее звено района, города и республики Дагестан.
Корпус многоцелевого летательного аппарата сделан из алюминиевых сплавов и композитных материалов. Поэтому взлетная масса «Альфа-КМ» составляет незначительные 1250 кг.
Впервые в авиационном секторе производитель предложил пользователям беспрецедентное удобство посадки: каждому из 4 членов экипажа предназначили отдельную дверь. Попасть в салон можно без приставных лестниц и трапа. Как в автомобиле: открыл дверь, вошел внутрь.
Габариты судна:
✅ Длина – 7 450 мм
✅ Размах крыла – 11 400 мм
✅ Площадь крыла – 14,3 м2
Для взлета и посадки «Альфа-КМ» не требуется тщательно подготовленных ВПЛ: достаточно грунтового покрытия. Длина разбега машины – 150 м, длина пробега – 180 м.
Универсальное шасси самолета оборудовано поплавковыми и полозковыми приспособлениями для посадки на воду и взлета с заснеженного аэродрома. В экстремальных нештатных ситуациях, даже при полном отказе обоих двигателей, посадка гарантирована: самолет выбрасывает аварийный парашют и планирует к земле. Зачет конструкторам за безопасность воздушного корабля.
Эксплуатационные показатели модели:
✅ Дальность полетов – 1 500 км
✅ Высота полетов – 4 200 м
✅ Максимальная скорость – 300 км/ч
✅ Крейсерская скорость – 290 км/ч
✅ Посадочная скорость – 85 км/ч
Потребляемое топливо – бензин А-90. Это добавляет преимуществ модели к простоте пилотирования и достаточной маневренности. Расход горючего – 25-30 л на час полета. Суммарная мощность двух двигателей – 200 л. с.
Задачи самолетовождения пилоту помогает решать полностью цифровой бортовой комплекс. Это навигационные и радиотехнические приборы, разработанные ООО «ВАИС-Техника».
Моторы Rotax 912ULS иностранного производства. Но работы над отечественными силовыми установками идут к завершению. Программа импортозамещения в действии.
Мощности предприятия «КЭМЗ» позволяют производить 20 единиц «Альфа-КМ» в год. Это несоизмеримо малое количество, учитывая колоссальную потребность народного хозяйства в технике. Кстати, внятных данных о нужном количестве малоразмерных летательных аппаратов в России нет. Специалисты предполагают, что 100 тыс. самолетов смогли бы выполнить задачи, поставленные перед малой авиацией.
Энтузиазм заводского коллектива в связи с успешным началом самолетного производства велик. Остается пожелать сотрудникам АО «Концерн КЭМЗ» удачи, расширения модельного ряда и выхода на мировой уровень.
В советские годы к малоразмерной авиационной технике относились самолеты АН и Як, вертолеты Ми-2 и Ка-26. Дефицита в машинах практически не было. Но в 90-х соцлагерь развалился, производство на многих площадках закрылось, а имеющиеся экземпляры воздушных судов ветшали.
Дошло до того, что в 2018 году российский авиапарк малых летательных аппаратов составлял 7,5 тыс. единиц. Для сравнения: крохотная Чехия владела 9-тысячным парком, во французское небо поднимались 14,6 тыс. компактных самолетов. От меньших по географическим размерам США мы отставали в 28 раз.
Значение малой авиации для страны
Такое положение вызывало обоснованную тревогу правительства РФ. Тем боле, финансисты подсчитали: экономическая выгода от применения самолетов с укороченным путем взлета и посадки значительно выше, чем от крупных грузопассажирских судов.
Модель «МАИ-411» – символ возрождения малой авиации России. Фото: YouTube.com
Спецы правы: в России, охватывающей 11 часовых поясов, находится огромное количество труднодоступных территорий со сложным рельефом. Это и горные местности, как Кавказ и Урал, и Крайний Север, необъятная Сибирь.
В принципе, 70-80% страны занимают зоны с суровыми условиями, в которых строительство автомобильных и железных дорог нерационально. А ведь там как раз сосредоточены кладовые природных богатств. Почему бы не пустить туда легких на подъем «небесных проныр»?
Большие задачи малой авиации
Потребность в легкой авиатехнике велика. Самолеты на 2-5 мест на регулярной основе перевозят пассажиров и грузы. Ученые и работники узкоспециализированных отраслей с борта ведут наблюдение за перемещениями животных и косяками рыб. Пожарные мониторят зоны лесных возгораний, егеря выискивают несанкционированные вырубки.
Аэрофотосъемка, медицина и санитария, почтовые услуги, геология и метеорология – спектр деятельности малой авиации трудно охватить. Не забыть бы сельское хозяйство и воздушное патрулирование нефте- и газопроводов, ЛЭП. Но, пожалуй, одно из самых интересных, перспективных направлений – туризм.
В этом плане Дагестан с его уникальной природой, невероятной красоты ландшафтами, минеральными источниками и целебным горным воздухом становится просто местом туристического паломничества. Особенно, когда нас за границей не здорово ждут. Не зря в республике строят крупнейший в России круглогодичный премиум-курорт «Каякент».
Разве не кстати будет здесь самолетик, который переместит отдыхающих с Каспийского побережья прямиком в горы? Бизнес-авиация и развлекательные полеты – непаханая целина, с которой можно собирать немалые налоги в казну региона. Машинами воспользуются государственные службы и частные лица.
Как создавали «Альфа-КМ»
Разрабатывать летательный аппарат взялось конструкторское бюро Московского авиационного института (МАИ). Предприятие заявило о себе более 40 лет назад.
В послужном списке коллектива:
✅ Модель «Квант», установившая в 80-х 5 официальных мировых рекордов
✅ «Акробат», взявший Гран-При за немыслимые фигуры высшего пилотажа
✅ Государственная премия РФ за серию самолетов «Авиатика-МАИ-890»
В 2015 году пришло время создать нашего героя. Москвичи решили кооперироваться с электромеханическим заводом города Кизляр. Выбор неслучайный: кавказцы на тот момент выпускали сборочные узлы для самолетных моторов. Были в теме, так скажем.
Кизляр: сюда едут за отличным коньяком и лучшими кинжалами. Фото: YouTube.com
Дагестанское предприятие-авиастроитель называется АО «Концерн КЭМЗ». Новой модели дали имя МАИ-411, выпускать продукт будут под торговой маркой «Альфа-КМ». Финансирует программу Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Дальнейшее развитие проекта
Самолеты – технологически сложные конструкции, которые должны соответствовать строгим авиационным правилам АП-23. Поэтому «скоро сказка сказывается…», а испытания аппарата МАИ-411 начались только в 2018 году.
Машину из полностью отечественных комплектующих (кроме двигателей) собирали в специально построенном корпусе завода. Сначала модель показали на авиасалоне МАКС, где она получила высшие оценки судей. Затем «четыреста одиннадцатый» встал на крыло и отправился из Кизляра в высокогорное село Мачада (2 200 м над уровнем моря). Путь до конечной точки занял 2,5 часа: вдвое меньше, чем на автомобиле.
Самолет «МАИ-411» выводят из ангара в первый испытательный полет. Фото: YouTube.com
После испытательных полетов прошел длительный период доработок, решения организационных моментов. И вот 18 апреля этого года разработчик и исполнитель официально объявили о серийной сборке «Альфа-КМ». Мероприятие на заводе прошло красочно, радостно, помпезно.
Были платиновые блондинки-стендистки, фейерверки, световое шоу. Присутствовало руководящее звено района, города и республики Дагестан.
Особенности конструкции модели
Корпус многоцелевого летательного аппарата сделан из алюминиевых сплавов и композитных материалов. Поэтому взлетная масса «Альфа-КМ» составляет незначительные 1250 кг.
В планах предприятия «Концерн КЭМЗ» выпускать 20 машин в год. Фото: YouTube.com
Впервые в авиационном секторе производитель предложил пользователям беспрецедентное удобство посадки: каждому из 4 членов экипажа предназначили отдельную дверь. Попасть в салон можно без приставных лестниц и трапа. Как в автомобиле: открыл дверь, вошел внутрь.
Габариты судна:
✅ Длина – 7 450 мм
✅ Размах крыла – 11 400 мм
✅ Площадь крыла – 14,3 м2
Для взлета и посадки «Альфа-КМ» не требуется тщательно подготовленных ВПЛ: достаточно грунтового покрытия. Длина разбега машины – 150 м, длина пробега – 180 м.
Универсальное шасси самолета оборудовано поплавковыми и полозковыми приспособлениями для посадки на воду и взлета с заснеженного аэродрома. В экстремальных нештатных ситуациях, даже при полном отказе обоих двигателей, посадка гарантирована: самолет выбрасывает аварийный парашют и планирует к земле. Зачет конструкторам за безопасность воздушного корабля.
Эксплуатационные показатели модели:
✅ Дальность полетов – 1 500 км
✅ Высота полетов – 4 200 м
✅ Максимальная скорость – 300 км/ч
✅ Крейсерская скорость – 290 км/ч
✅ Посадочная скорость – 85 км/ч
Потребляемое топливо – бензин А-90. Это добавляет преимуществ модели к простоте пилотирования и достаточной маневренности. Расход горючего – 25-30 л на час полета. Суммарная мощность двух двигателей – 200 л. с.
«МАИ-411» – машина с высоким уровнем безопасности и комфорта. Фото: YouTube.com
Задачи самолетовождения пилоту помогает решать полностью цифровой бортовой комплекс. Это навигационные и радиотехнические приборы, разработанные ООО «ВАИС-Техника».
Моторы Rotax 912ULS иностранного производства. Но работы над отечественными силовыми установками идут к завершению. Программа импортозамещения в действии.
Мощности предприятия «КЭМЗ» позволяют производить 20 единиц «Альфа-КМ» в год. Это несоизмеримо малое количество, учитывая колоссальную потребность народного хозяйства в технике. Кстати, внятных данных о нужном количестве малоразмерных летательных аппаратов в России нет. Специалисты предполагают, что 100 тыс. самолетов смогли бы выполнить задачи, поставленные перед малой авиацией.
Кадр из к/ф «Мимино»: похоже, кавказским буренкам придется сменить авиаперевозчика. Фото: YouTube.com
Энтузиазм заводского коллектива в связи с успешным началом самолетного производства велик. Остается пожелать сотрудникам АО «Концерн КЭМЗ» удачи, расширения модельного ряда и выхода на мировой уровень.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...