Ленский мост: от планов перешли к реализации
Якутия, официальное название которой Республика Саха, расположена на территории Сибири на востоке России. Это крупный субъект, занимающий площадь более 3 млн квадратных километров.
Якутия находится в зоне сурового климата с длинными и холодными зимами, когда температура может опускаться ниже -50 градусов по Цельсию. Летний период жаркий, но короткий. Несмотря на эти обстоятельства, регион населяют около 1 млн человек. В Якутии находится крупнейшее в мире месторождение алмазов, также есть золото, серебро, уголь и другие полезные ископаемые. Индустрия добычи природных ресурсов играет важную роль в экономике региона.
Сам Якутск стоит на левом берегу реки Лены – одной из крупнейших водных артерий России. Фактически город и окрестные населенные пункты не имеют круглогодичной связи с дорожной системой страны. Поэтому вывоз ресурсов и подвоз товаров народного потребления всегда связан с серьезными трудностями.
По правому берегу проходит Федеральная автомобильная трасса Р504 «Колыма» и дорога А360 «Лена». Эти магистрали пересекают территории Сибири и Дальнего Востока, связывая между собой Магадан, Якутию и Амурскую область.
Обе дороги расходятся из села Нижний Бестях на правом берегу Лены и проходят через длинные и труднопроходимые участки – горные перевалы, леса, болота и реки. Несмотря на свою сложность, они являются важными маршрутами для перевозки грузов и пассажиров, особенно в зимнее время, когда другие дороги могут быть закрыты из-за снегопадов. Однако сам Якутск остается как бы в стороне от главной артерии.
В летние месяцы на реке Лене работает паромная переправа. В 2023 году стоимость услуг по переправке автомобилей составляла:
✅650-1400 рублей для легковых авто и грузовиков до 3,5 тонн
✅1700-13600 рублей для грузовых (в зависимости от массы машины и груза).
Паромы ходят строго по расписанию. В «горячий» сезон на разных берегах образуются очереди. Иногда ожидание может затянуться на сутки или больше.
В зимние месяцы местные власти и МЧС организуют ледовую переправу, которая работает с января по апрель. В районе Якутска река Лена промерзает на глубину 55-155 см. Этого достаточно для относительно безопасного движения. Но проблемы могут создавать трещины, снежные переметы и подвижки льда. Поэтому переезд с одного берега на другой всегда связан с риском. Особенно тяжело приходится дальнобойщикам.
Но самой большой проблемой для жителей региона и местного бизнеса является межсезонье, когда нет прочного льда. В это время все перевозки стоят на паузе. Конечно, есть авиасообщение, по Лене курсируют суда на воздушной подушке, но этого недостаточно, чтобы стабильно обеспечивать потребности 360 тыс. жителей Якутска и соседних населенных пунктов.
Единственным решением проблемы может стать круглогодичная переправа через реку. О строительстве моста впервые заговорили еще в 1980-е, когда до села Нижний Бестях на правом берегу Лены была проложена железная дорога. Но экономические проблемы в стране не позволили реализовать проект.
Снова к вопросу о круглогодичном сухопутном сообщении с Якутском вернулись только в 2006 году. Мост планировали достроить к 2012, но начавшийся финансовый кризис помешал этому. После событий 2014-го приоритетом стал Крымский мост, есть мнения, что все ресурсы были направлены именно туда. Но сейчас к Ленскому мосту подошли более основательно.
В ноябре 2023 году Владимир Путин дал поручение достроить Ленский мост к 2028 году. Со стороны Якутска уже начались подготовительные работы. Также были новости, что далеко не все местные жители поддерживали инициативу, однако властям удалось уладить все разногласия. Ожидается, что инженерные работы продолжатся в этом году.
Помимо возведения самой конструкции, необходимо провести целый комплекс подготовительных мероприятий – перенос коммуникаций, строительство подъездных путей и дополнительных причалов для подвоза материалов и конструкций моста.
Оценочная стоимость проекта – 130 млрд рублей. Для сравнения, стоимость Крымского моста составила 228 млрд. 50% затрат возьмет на себя государство, вторую часть суммы – бюджет республики.
По проекту Ленский мост будет иметь трехпилонную вантовую конструкцию длинной 4,6 км. Протяженность автомобильных подходов составит еще 10 км. О возведении железнодорожной линии речи пока и не идет вовсе. С другой стороны, возможно, железная дорога и не нужна, учитывая, что ближайшая магистраль подходит к селу Нижний Бестях. При круглогодичном автомобильном сообщении двух берегов, доставка грузов и перевозка пассажиров не будет затруднительной.
Предполагается, что проезд по мосту будет платным только для грузовиков. Однако эта информация была актуальной на 2019 год. Возможно, что к окончанию строительства решения о порядке и стоимости проезда поменяют. Скорее всего, не в пользу водителей. Хотя, если мост и дорожное покрытие будет соответствовать всем требованиям безопасности и комфорта движения, то оплата за проезд выглядит разумным решением, учитывая современные экономические реалии.
Ленский мост в Якутии станет важным сооружением, которое соединяет город Якутск с другими регионами России. Объект станет транспортной артерией для местных жителей, облегчая доступ к различным районам республики. Города и поселки расположенные по трассе А-331 «Вилюй» тоже получат выход на правый берег Лены и дальше.
Кончено, строительство осложняется климатическими особенностями и нестабильной вечной мерзлотой, но у российских инженеров и строителей есть колоссальный опыт работы в условиях севера. Да и стоимость проекта, надо сказать, вполне адекватная для проекта такого масштаба.
Этот мост не только значительно улучшит инфраструктуру региона, но также станет важным символом, центром притяжения для туристов. С его помощью люди смогут свободно передвигаться между городами, обеспечивая развитие экономики и культуры региона.
Эксперты отмечают высокую экономическую значимость Ленского моста для всей Сибири и Дальнего Востока. Уже посчитали, что объект может привлечь до 200 млрд инвестиций в различные несырьевые проекты. Государство будет получать 13-18 млрд рублей в год от разработок новых месторождений. До 4-х млрд местные власти будут экономить, отказавшись от «северного завоза», когда в летние месяцы жизненно необходимые товары доставляются по рекам в отдаленные города и поселки.
Ожидает рост грузопотока и пассажиропотока почти в два раза. Ну и самое главное, в Якутске произойдет снижение цен на потребительские товары (7-10%), поскольку местный бизнес больше не будет зависеть от ледовой обстановки. Так что в экономической эффективности моста сомневаться не приходится.
По данным информационных источников, строительство объекта фактически уже началось, идут подготовительные работы. Но точная дата завершения строительства пока неизвестна. Проект сооружения уже разработан. Ожидается, что работы по возведению будут проводиться в ближайшие годы.
Ленский мост может стать «стройкой десятилетия». Главное, чтобы проект опять не отложили из-за каких-нибудь сторонних причин. Будем ждать, следить за новостями проекта и надеяться, что в этот раз местным властям и строителям удастся довести дело до конца.
Якутия находится в зоне сурового климата с длинными и холодными зимами, когда температура может опускаться ниже -50 градусов по Цельсию. Летний период жаркий, но короткий. Несмотря на эти обстоятельства, регион населяют около 1 млн человек. В Якутии находится крупнейшее в мире месторождение алмазов, также есть золото, серебро, уголь и другие полезные ископаемые. Индустрия добычи природных ресурсов играет важную роль в экономике региона.
Сам Якутск стоит на левом берегу реки Лены – одной из крупнейших водных артерий России. Фактически город и окрестные населенные пункты не имеют круглогодичной связи с дорожной системой страны. Поэтому вывоз ресурсов и подвоз товаров народного потребления всегда связан с серьезными трудностями.
Транспортная связность Якутска и других регионов
По правому берегу проходит Федеральная автомобильная трасса Р504 «Колыма» и дорога А360 «Лена». Эти магистрали пересекают территории Сибири и Дальнего Востока, связывая между собой Магадан, Якутию и Амурскую область.
Обе дороги расходятся из села Нижний Бестях на правом берегу Лены и проходят через длинные и труднопроходимые участки – горные перевалы, леса, болота и реки. Несмотря на свою сложность, они являются важными маршрутами для перевозки грузов и пассажиров, особенно в зимнее время, когда другие дороги могут быть закрыты из-за снегопадов. Однако сам Якутск остается как бы в стороне от главной артерии.
В летние месяцы на реке Лене работает паромная переправа. В 2023 году стоимость услуг по переправке автомобилей составляла:
✅650-1400 рублей для легковых авто и грузовиков до 3,5 тонн
✅1700-13600 рублей для грузовых (в зависимости от массы машины и груза).
Паромы ходят строго по расписанию. В «горячий» сезон на разных берегах образуются очереди. Иногда ожидание может затянуться на сутки или больше.
В зимние месяцы местные власти и МЧС организуют ледовую переправу, которая работает с января по апрель. В районе Якутска река Лена промерзает на глубину 55-155 см. Этого достаточно для относительно безопасного движения. Но проблемы могут создавать трещины, снежные переметы и подвижки льда. Поэтому переезд с одного берега на другой всегда связан с риском. Особенно тяжело приходится дальнобойщикам.
Проект Ленского моста. Фото: YouTube.com
Но самой большой проблемой для жителей региона и местного бизнеса является межсезонье, когда нет прочного льда. В это время все перевозки стоят на паузе. Конечно, есть авиасообщение, по Лене курсируют суда на воздушной подушке, но этого недостаточно, чтобы стабильно обеспечивать потребности 360 тыс. жителей Якутска и соседних населенных пунктов.
Единственным решением проблемы может стать круглогодичная переправа через реку. О строительстве моста впервые заговорили еще в 1980-е, когда до села Нижний Бестях на правом берегу Лены была проложена железная дорога. Но экономические проблемы в стране не позволили реализовать проект.
Снова к вопросу о круглогодичном сухопутном сообщении с Якутском вернулись только в 2006 году. Мост планировали достроить к 2012, но начавшийся финансовый кризис помешал этому. После событий 2014-го приоритетом стал Крымский мост, есть мнения, что все ресурсы были направлены именно туда. Но сейчас к Ленскому мосту подошли более основательно.
Мосту быть!
В ноябре 2023 году Владимир Путин дал поручение достроить Ленский мост к 2028 году. Со стороны Якутска уже начались подготовительные работы. Также были новости, что далеко не все местные жители поддерживали инициативу, однако властям удалось уладить все разногласия. Ожидается, что инженерные работы продолжатся в этом году.
Помимо возведения самой конструкции, необходимо провести целый комплекс подготовительных мероприятий – перенос коммуникаций, строительство подъездных путей и дополнительных причалов для подвоза материалов и конструкций моста.
Подготовительные работы при строительстве Ленского моста (Январь 2024). Фото: YouTube.com
Оценочная стоимость проекта – 130 млрд рублей. Для сравнения, стоимость Крымского моста составила 228 млрд. 50% затрат возьмет на себя государство, вторую часть суммы – бюджет республики.
По проекту Ленский мост будет иметь трехпилонную вантовую конструкцию длинной 4,6 км. Протяженность автомобильных подходов составит еще 10 км. О возведении железнодорожной линии речи пока и не идет вовсе. С другой стороны, возможно, железная дорога и не нужна, учитывая, что ближайшая магистраль подходит к селу Нижний Бестях. При круглогодичном автомобильном сообщении двух берегов, доставка грузов и перевозка пассажиров не будет затруднительной.
Предполагается, что проезд по мосту будет платным только для грузовиков. Однако эта информация была актуальной на 2019 год. Возможно, что к окончанию строительства решения о порядке и стоимости проезда поменяют. Скорее всего, не в пользу водителей. Хотя, если мост и дорожное покрытие будет соответствовать всем требованиям безопасности и комфорта движения, то оплата за проезд выглядит разумным решением, учитывая современные экономические реалии.
Подготовительные работы при строительстве Ленского моста (Январь 2024). Фото: YouTube.com
Ленский мост в Якутии станет важным сооружением, которое соединяет город Якутск с другими регионами России. Объект станет транспортной артерией для местных жителей, облегчая доступ к различным районам республики. Города и поселки расположенные по трассе А-331 «Вилюй» тоже получат выход на правый берег Лены и дальше.
Кончено, строительство осложняется климатическими особенностями и нестабильной вечной мерзлотой, но у российских инженеров и строителей есть колоссальный опыт работы в условиях севера. Да и стоимость проекта, надо сказать, вполне адекватная для проекта такого масштаба.
Экономический эффект
Этот мост не только значительно улучшит инфраструктуру региона, но также станет важным символом, центром притяжения для туристов. С его помощью люди смогут свободно передвигаться между городами, обеспечивая развитие экономики и культуры региона.
Эксперты отмечают высокую экономическую значимость Ленского моста для всей Сибири и Дальнего Востока. Уже посчитали, что объект может привлечь до 200 млрд инвестиций в различные несырьевые проекты. Государство будет получать 13-18 млрд рублей в год от разработок новых месторождений. До 4-х млрд местные власти будут экономить, отказавшись от «северного завоза», когда в летние месяцы жизненно необходимые товары доставляются по рекам в отдаленные города и поселки.
Ожидает рост грузопотока и пассажиропотока почти в два раза. Ну и самое главное, в Якутске произойдет снижение цен на потребительские товары (7-10%), поскольку местный бизнес больше не будет зависеть от ледовой обстановки. Так что в экономической эффективности моста сомневаться не приходится.
Предполагаемое расположение Ленского моста. Фото: YouTube.com
По данным информационных источников, строительство объекта фактически уже началось, идут подготовительные работы. Но точная дата завершения строительства пока неизвестна. Проект сооружения уже разработан. Ожидается, что работы по возведению будут проводиться в ближайшие годы.
Ленский мост может стать «стройкой десятилетия». Главное, чтобы проект опять не отложили из-за каких-нибудь сторонних причин. Будем ждать, следить за новостями проекта и надеяться, что в этот раз местным властям и строителям удастся довести дело до конца.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...