
Ленский мост: от планов перешли к реализации
Якутия, официальное название которой Республика Саха, расположена на территории Сибири на востоке России. Это крупный субъект, занимающий площадь более 3 млн квадратных километров.
Якутия находится в зоне сурового климата с длинными и холодными зимами, когда температура может опускаться ниже -50 градусов по Цельсию. Летний период жаркий, но короткий. Несмотря на эти обстоятельства, регион населяют около 1 млн человек. В Якутии находится крупнейшее в мире месторождение алмазов, также есть золото, серебро, уголь и другие полезные ископаемые. Индустрия добычи природных ресурсов играет важную роль в экономике региона.
Сам Якутск стоит на левом берегу реки Лены – одной из крупнейших водных артерий России. Фактически город и окрестные населенные пункты не имеют круглогодичной связи с дорожной системой страны. Поэтому вывоз ресурсов и подвоз товаров народного потребления всегда связан с серьезными трудностями.
По правому берегу проходит Федеральная автомобильная трасса Р504 «Колыма» и дорога А360 «Лена». Эти магистрали пересекают территории Сибири и Дальнего Востока, связывая между собой Магадан, Якутию и Амурскую область.
Обе дороги расходятся из села Нижний Бестях на правом берегу Лены и проходят через длинные и труднопроходимые участки – горные перевалы, леса, болота и реки. Несмотря на свою сложность, они являются важными маршрутами для перевозки грузов и пассажиров, особенно в зимнее время, когда другие дороги могут быть закрыты из-за снегопадов. Однако сам Якутск остается как бы в стороне от главной артерии.
В летние месяцы на реке Лене работает паромная переправа. В 2023 году стоимость услуг по переправке автомобилей составляла:
✅650-1400 рублей для легковых авто и грузовиков до 3,5 тонн
✅1700-13600 рублей для грузовых (в зависимости от массы машины и груза).
Паромы ходят строго по расписанию. В «горячий» сезон на разных берегах образуются очереди. Иногда ожидание может затянуться на сутки или больше.
В зимние месяцы местные власти и МЧС организуют ледовую переправу, которая работает с января по апрель. В районе Якутска река Лена промерзает на глубину 55-155 см. Этого достаточно для относительно безопасного движения. Но проблемы могут создавать трещины, снежные переметы и подвижки льда. Поэтому переезд с одного берега на другой всегда связан с риском. Особенно тяжело приходится дальнобойщикам.
Проект Ленского моста. Фото: YouTube.com
Но самой большой проблемой для жителей региона и местного бизнеса является межсезонье, когда нет прочного льда. В это время все перевозки стоят на паузе. Конечно, есть авиасообщение, по Лене курсируют суда на воздушной подушке, но этого недостаточно, чтобы стабильно обеспечивать потребности 360 тыс. жителей Якутска и соседних населенных пунктов.
Единственным решением проблемы может стать круглогодичная переправа через реку. О строительстве моста впервые заговорили еще в 1980-е, когда до села Нижний Бестях на правом берегу Лены была проложена железная дорога. Но экономические проблемы в стране не позволили реализовать проект.
Снова к вопросу о круглогодичном сухопутном сообщении с Якутском вернулись только в 2006 году. Мост планировали достроить к 2012, но начавшийся финансовый кризис помешал этому. После событий 2014-го приоритетом стал Крымский мост, есть мнения, что все ресурсы были направлены именно туда. Но сейчас к Ленскому мосту подошли более основательно.
В ноябре 2023 году Владимир Путин дал поручение достроить Ленский мост к 2028 году. Со стороны Якутска уже начались подготовительные работы. Также были новости, что далеко не все местные жители поддерживали инициативу, однако властям удалось уладить все разногласия. Ожидается, что инженерные работы продолжатся в этом году.
Помимо возведения самой конструкции, необходимо провести целый комплекс подготовительных мероприятий – перенос коммуникаций, строительство подъездных путей и дополнительных причалов для подвоза материалов и конструкций моста.
Подготовительные работы при строительстве Ленского моста (Январь 2024). Фото: YouTube.com
Оценочная стоимость проекта – 130 млрд рублей. Для сравнения, стоимость Крымского моста составила 228 млрд. 50% затрат возьмет на себя государство, вторую часть суммы – бюджет республики.
По проекту Ленский мост будет иметь трехпилонную вантовую конструкцию длинной 4,6 км. Протяженность автомобильных подходов составит еще 10 км. О возведении железнодорожной линии речи пока и не идет вовсе. С другой стороны, возможно, железная дорога и не нужна, учитывая, что ближайшая магистраль подходит к селу Нижний Бестях. При круглогодичном автомобильном сообщении двух берегов, доставка грузов и перевозка пассажиров не будет затруднительной.
Предполагается, что проезд по мосту будет платным только для грузовиков. Однако эта информация была актуальной на 2019 год. Возможно, что к окончанию строительства решения о порядке и стоимости проезда поменяют. Скорее всего, не в пользу водителей. Хотя, если мост и дорожное покрытие будет соответствовать всем требованиям безопасности и комфорта движения, то оплата за проезд выглядит разумным решением, учитывая современные экономические реалии.
Подготовительные работы при строительстве Ленского моста (Январь 2024). Фото: YouTube.com
Ленский мост в Якутии станет важным сооружением, которое соединяет город Якутск с другими регионами России. Объект станет транспортной артерией для местных жителей, облегчая доступ к различным районам республики. Города и поселки расположенные по трассе А-331 «Вилюй» тоже получат выход на правый берег Лены и дальше.
Кончено, строительство осложняется климатическими особенностями и нестабильной вечной мерзлотой, но у российских инженеров и строителей есть колоссальный опыт работы в условиях севера. Да и стоимость проекта, надо сказать, вполне адекватная для проекта такого масштаба.
Этот мост не только значительно улучшит инфраструктуру региона, но также станет важным символом, центром притяжения для туристов. С его помощью люди смогут свободно передвигаться между городами, обеспечивая развитие экономики и культуры региона.
Эксперты отмечают высокую экономическую значимость Ленского моста для всей Сибири и Дальнего Востока. Уже посчитали, что объект может привлечь до 200 млрд инвестиций в различные несырьевые проекты. Государство будет получать 13-18 млрд рублей в год от разработок новых месторождений. До 4-х млрд местные власти будут экономить, отказавшись от «северного завоза», когда в летние месяцы жизненно необходимые товары доставляются по рекам в отдаленные города и поселки.
Ожидает рост грузопотока и пассажиропотока почти в два раза. Ну и самое главное, в Якутске произойдет снижение цен на потребительские товары (7-10%), поскольку местный бизнес больше не будет зависеть от ледовой обстановки. Так что в экономической эффективности моста сомневаться не приходится.
Предполагаемое расположение Ленского моста. Фото: YouTube.com
По данным информационных источников, строительство объекта фактически уже началось, идут подготовительные работы. Но точная дата завершения строительства пока неизвестна. Проект сооружения уже разработан. Ожидается, что работы по возведению будут проводиться в ближайшие годы.
Ленский мост может стать «стройкой десятилетия». Главное, чтобы проект опять не отложили из-за каких-нибудь сторонних причин. Будем ждать, следить за новостями проекта и надеяться, что в этот раз местным властям и строителям удастся довести дело до конца.
Якутия находится в зоне сурового климата с длинными и холодными зимами, когда температура может опускаться ниже -50 градусов по Цельсию. Летний период жаркий, но короткий. Несмотря на эти обстоятельства, регион населяют около 1 млн человек. В Якутии находится крупнейшее в мире месторождение алмазов, также есть золото, серебро, уголь и другие полезные ископаемые. Индустрия добычи природных ресурсов играет важную роль в экономике региона.
Сам Якутск стоит на левом берегу реки Лены – одной из крупнейших водных артерий России. Фактически город и окрестные населенные пункты не имеют круглогодичной связи с дорожной системой страны. Поэтому вывоз ресурсов и подвоз товаров народного потребления всегда связан с серьезными трудностями.
Транспортная связность Якутска и других регионов
По правому берегу проходит Федеральная автомобильная трасса Р504 «Колыма» и дорога А360 «Лена». Эти магистрали пересекают территории Сибири и Дальнего Востока, связывая между собой Магадан, Якутию и Амурскую область.
Обе дороги расходятся из села Нижний Бестях на правом берегу Лены и проходят через длинные и труднопроходимые участки – горные перевалы, леса, болота и реки. Несмотря на свою сложность, они являются важными маршрутами для перевозки грузов и пассажиров, особенно в зимнее время, когда другие дороги могут быть закрыты из-за снегопадов. Однако сам Якутск остается как бы в стороне от главной артерии.
В летние месяцы на реке Лене работает паромная переправа. В 2023 году стоимость услуг по переправке автомобилей составляла:
✅650-1400 рублей для легковых авто и грузовиков до 3,5 тонн
✅1700-13600 рублей для грузовых (в зависимости от массы машины и груза).
Паромы ходят строго по расписанию. В «горячий» сезон на разных берегах образуются очереди. Иногда ожидание может затянуться на сутки или больше.
В зимние месяцы местные власти и МЧС организуют ледовую переправу, которая работает с января по апрель. В районе Якутска река Лена промерзает на глубину 55-155 см. Этого достаточно для относительно безопасного движения. Но проблемы могут создавать трещины, снежные переметы и подвижки льда. Поэтому переезд с одного берега на другой всегда связан с риском. Особенно тяжело приходится дальнобойщикам.

Но самой большой проблемой для жителей региона и местного бизнеса является межсезонье, когда нет прочного льда. В это время все перевозки стоят на паузе. Конечно, есть авиасообщение, по Лене курсируют суда на воздушной подушке, но этого недостаточно, чтобы стабильно обеспечивать потребности 360 тыс. жителей Якутска и соседних населенных пунктов.
Единственным решением проблемы может стать круглогодичная переправа через реку. О строительстве моста впервые заговорили еще в 1980-е, когда до села Нижний Бестях на правом берегу Лены была проложена железная дорога. Но экономические проблемы в стране не позволили реализовать проект.
Снова к вопросу о круглогодичном сухопутном сообщении с Якутском вернулись только в 2006 году. Мост планировали достроить к 2012, но начавшийся финансовый кризис помешал этому. После событий 2014-го приоритетом стал Крымский мост, есть мнения, что все ресурсы были направлены именно туда. Но сейчас к Ленскому мосту подошли более основательно.
Мосту быть!
В ноябре 2023 году Владимир Путин дал поручение достроить Ленский мост к 2028 году. Со стороны Якутска уже начались подготовительные работы. Также были новости, что далеко не все местные жители поддерживали инициативу, однако властям удалось уладить все разногласия. Ожидается, что инженерные работы продолжатся в этом году.
Помимо возведения самой конструкции, необходимо провести целый комплекс подготовительных мероприятий – перенос коммуникаций, строительство подъездных путей и дополнительных причалов для подвоза материалов и конструкций моста.

Оценочная стоимость проекта – 130 млрд рублей. Для сравнения, стоимость Крымского моста составила 228 млрд. 50% затрат возьмет на себя государство, вторую часть суммы – бюджет республики.
По проекту Ленский мост будет иметь трехпилонную вантовую конструкцию длинной 4,6 км. Протяженность автомобильных подходов составит еще 10 км. О возведении железнодорожной линии речи пока и не идет вовсе. С другой стороны, возможно, железная дорога и не нужна, учитывая, что ближайшая магистраль подходит к селу Нижний Бестях. При круглогодичном автомобильном сообщении двух берегов, доставка грузов и перевозка пассажиров не будет затруднительной.
Предполагается, что проезд по мосту будет платным только для грузовиков. Однако эта информация была актуальной на 2019 год. Возможно, что к окончанию строительства решения о порядке и стоимости проезда поменяют. Скорее всего, не в пользу водителей. Хотя, если мост и дорожное покрытие будет соответствовать всем требованиям безопасности и комфорта движения, то оплата за проезд выглядит разумным решением, учитывая современные экономические реалии.

Ленский мост в Якутии станет важным сооружением, которое соединяет город Якутск с другими регионами России. Объект станет транспортной артерией для местных жителей, облегчая доступ к различным районам республики. Города и поселки расположенные по трассе А-331 «Вилюй» тоже получат выход на правый берег Лены и дальше.
Кончено, строительство осложняется климатическими особенностями и нестабильной вечной мерзлотой, но у российских инженеров и строителей есть колоссальный опыт работы в условиях севера. Да и стоимость проекта, надо сказать, вполне адекватная для проекта такого масштаба.
Экономический эффект
Этот мост не только значительно улучшит инфраструктуру региона, но также станет важным символом, центром притяжения для туристов. С его помощью люди смогут свободно передвигаться между городами, обеспечивая развитие экономики и культуры региона.
Эксперты отмечают высокую экономическую значимость Ленского моста для всей Сибири и Дальнего Востока. Уже посчитали, что объект может привлечь до 200 млрд инвестиций в различные несырьевые проекты. Государство будет получать 13-18 млрд рублей в год от разработок новых месторождений. До 4-х млрд местные власти будут экономить, отказавшись от «северного завоза», когда в летние месяцы жизненно необходимые товары доставляются по рекам в отдаленные города и поселки.
Ожидает рост грузопотока и пассажиропотока почти в два раза. Ну и самое главное, в Якутске произойдет снижение цен на потребительские товары (7-10%), поскольку местный бизнес больше не будет зависеть от ледовой обстановки. Так что в экономической эффективности моста сомневаться не приходится.

По данным информационных источников, строительство объекта фактически уже началось, идут подготовительные работы. Но точная дата завершения строительства пока неизвестна. Проект сооружения уже разработан. Ожидается, что работы по возведению будут проводиться в ближайшие годы.
Ленский мост может стать «стройкой десятилетия». Главное, чтобы проект опять не отложили из-за каких-нибудь сторонних причин. Будем ждать, следить за новостями проекта и надеяться, что в этот раз местным властям и строителям удастся довести дело до конца.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....