Ленский мост: от планов перешли к реализации
Якутия, официальное название которой Республика Саха, расположена на территории Сибири на востоке России. Это крупный субъект, занимающий площадь более 3 млн квадратных километров.
Якутия находится в зоне сурового климата с длинными и холодными зимами, когда температура может опускаться ниже -50 градусов по Цельсию. Летний период жаркий, но короткий. Несмотря на эти обстоятельства, регион населяют около 1 млн человек. В Якутии находится крупнейшее в мире месторождение алмазов, также есть золото, серебро, уголь и другие полезные ископаемые. Индустрия добычи природных ресурсов играет важную роль в экономике региона.
Сам Якутск стоит на левом берегу реки Лены – одной из крупнейших водных артерий России. Фактически город и окрестные населенные пункты не имеют круглогодичной связи с дорожной системой страны. Поэтому вывоз ресурсов и подвоз товаров народного потребления всегда связан с серьезными трудностями.
По правому берегу проходит Федеральная автомобильная трасса Р504 «Колыма» и дорога А360 «Лена». Эти магистрали пересекают территории Сибири и Дальнего Востока, связывая между собой Магадан, Якутию и Амурскую область.
Обе дороги расходятся из села Нижний Бестях на правом берегу Лены и проходят через длинные и труднопроходимые участки – горные перевалы, леса, болота и реки. Несмотря на свою сложность, они являются важными маршрутами для перевозки грузов и пассажиров, особенно в зимнее время, когда другие дороги могут быть закрыты из-за снегопадов. Однако сам Якутск остается как бы в стороне от главной артерии.
В летние месяцы на реке Лене работает паромная переправа. В 2023 году стоимость услуг по переправке автомобилей составляла:
✅650-1400 рублей для легковых авто и грузовиков до 3,5 тонн
✅1700-13600 рублей для грузовых (в зависимости от массы машины и груза).
Паромы ходят строго по расписанию. В «горячий» сезон на разных берегах образуются очереди. Иногда ожидание может затянуться на сутки или больше.
В зимние месяцы местные власти и МЧС организуют ледовую переправу, которая работает с января по апрель. В районе Якутска река Лена промерзает на глубину 55-155 см. Этого достаточно для относительно безопасного движения. Но проблемы могут создавать трещины, снежные переметы и подвижки льда. Поэтому переезд с одного берега на другой всегда связан с риском. Особенно тяжело приходится дальнобойщикам.
Но самой большой проблемой для жителей региона и местного бизнеса является межсезонье, когда нет прочного льда. В это время все перевозки стоят на паузе. Конечно, есть авиасообщение, по Лене курсируют суда на воздушной подушке, но этого недостаточно, чтобы стабильно обеспечивать потребности 360 тыс. жителей Якутска и соседних населенных пунктов.
Единственным решением проблемы может стать круглогодичная переправа через реку. О строительстве моста впервые заговорили еще в 1980-е, когда до села Нижний Бестях на правом берегу Лены была проложена железная дорога. Но экономические проблемы в стране не позволили реализовать проект.
Снова к вопросу о круглогодичном сухопутном сообщении с Якутском вернулись только в 2006 году. Мост планировали достроить к 2012, но начавшийся финансовый кризис помешал этому. После событий 2014-го приоритетом стал Крымский мост, есть мнения, что все ресурсы были направлены именно туда. Но сейчас к Ленскому мосту подошли более основательно.
В ноябре 2023 году Владимир Путин дал поручение достроить Ленский мост к 2028 году. Со стороны Якутска уже начались подготовительные работы. Также были новости, что далеко не все местные жители поддерживали инициативу, однако властям удалось уладить все разногласия. Ожидается, что инженерные работы продолжатся в этом году.
Помимо возведения самой конструкции, необходимо провести целый комплекс подготовительных мероприятий – перенос коммуникаций, строительство подъездных путей и дополнительных причалов для подвоза материалов и конструкций моста.
Оценочная стоимость проекта – 130 млрд рублей. Для сравнения, стоимость Крымского моста составила 228 млрд. 50% затрат возьмет на себя государство, вторую часть суммы – бюджет республики.
По проекту Ленский мост будет иметь трехпилонную вантовую конструкцию длинной 4,6 км. Протяженность автомобильных подходов составит еще 10 км. О возведении железнодорожной линии речи пока и не идет вовсе. С другой стороны, возможно, железная дорога и не нужна, учитывая, что ближайшая магистраль подходит к селу Нижний Бестях. При круглогодичном автомобильном сообщении двух берегов, доставка грузов и перевозка пассажиров не будет затруднительной.
Предполагается, что проезд по мосту будет платным только для грузовиков. Однако эта информация была актуальной на 2019 год. Возможно, что к окончанию строительства решения о порядке и стоимости проезда поменяют. Скорее всего, не в пользу водителей. Хотя, если мост и дорожное покрытие будет соответствовать всем требованиям безопасности и комфорта движения, то оплата за проезд выглядит разумным решением, учитывая современные экономические реалии.
Ленский мост в Якутии станет важным сооружением, которое соединяет город Якутск с другими регионами России. Объект станет транспортной артерией для местных жителей, облегчая доступ к различным районам республики. Города и поселки расположенные по трассе А-331 «Вилюй» тоже получат выход на правый берег Лены и дальше.
Кончено, строительство осложняется климатическими особенностями и нестабильной вечной мерзлотой, но у российских инженеров и строителей есть колоссальный опыт работы в условиях севера. Да и стоимость проекта, надо сказать, вполне адекватная для проекта такого масштаба.
Этот мост не только значительно улучшит инфраструктуру региона, но также станет важным символом, центром притяжения для туристов. С его помощью люди смогут свободно передвигаться между городами, обеспечивая развитие экономики и культуры региона.
Эксперты отмечают высокую экономическую значимость Ленского моста для всей Сибири и Дальнего Востока. Уже посчитали, что объект может привлечь до 200 млрд инвестиций в различные несырьевые проекты. Государство будет получать 13-18 млрд рублей в год от разработок новых месторождений. До 4-х млрд местные власти будут экономить, отказавшись от «северного завоза», когда в летние месяцы жизненно необходимые товары доставляются по рекам в отдаленные города и поселки.
Ожидает рост грузопотока и пассажиропотока почти в два раза. Ну и самое главное, в Якутске произойдет снижение цен на потребительские товары (7-10%), поскольку местный бизнес больше не будет зависеть от ледовой обстановки. Так что в экономической эффективности моста сомневаться не приходится.
По данным информационных источников, строительство объекта фактически уже началось, идут подготовительные работы. Но точная дата завершения строительства пока неизвестна. Проект сооружения уже разработан. Ожидается, что работы по возведению будут проводиться в ближайшие годы.
Ленский мост может стать «стройкой десятилетия». Главное, чтобы проект опять не отложили из-за каких-нибудь сторонних причин. Будем ждать, следить за новостями проекта и надеяться, что в этот раз местным властям и строителям удастся довести дело до конца.
Якутия находится в зоне сурового климата с длинными и холодными зимами, когда температура может опускаться ниже -50 градусов по Цельсию. Летний период жаркий, но короткий. Несмотря на эти обстоятельства, регион населяют около 1 млн человек. В Якутии находится крупнейшее в мире месторождение алмазов, также есть золото, серебро, уголь и другие полезные ископаемые. Индустрия добычи природных ресурсов играет важную роль в экономике региона.
Сам Якутск стоит на левом берегу реки Лены – одной из крупнейших водных артерий России. Фактически город и окрестные населенные пункты не имеют круглогодичной связи с дорожной системой страны. Поэтому вывоз ресурсов и подвоз товаров народного потребления всегда связан с серьезными трудностями.
Транспортная связность Якутска и других регионов
По правому берегу проходит Федеральная автомобильная трасса Р504 «Колыма» и дорога А360 «Лена». Эти магистрали пересекают территории Сибири и Дальнего Востока, связывая между собой Магадан, Якутию и Амурскую область.
Обе дороги расходятся из села Нижний Бестях на правом берегу Лены и проходят через длинные и труднопроходимые участки – горные перевалы, леса, болота и реки. Несмотря на свою сложность, они являются важными маршрутами для перевозки грузов и пассажиров, особенно в зимнее время, когда другие дороги могут быть закрыты из-за снегопадов. Однако сам Якутск остается как бы в стороне от главной артерии.
В летние месяцы на реке Лене работает паромная переправа. В 2023 году стоимость услуг по переправке автомобилей составляла:
✅650-1400 рублей для легковых авто и грузовиков до 3,5 тонн
✅1700-13600 рублей для грузовых (в зависимости от массы машины и груза).
Паромы ходят строго по расписанию. В «горячий» сезон на разных берегах образуются очереди. Иногда ожидание может затянуться на сутки или больше.
В зимние месяцы местные власти и МЧС организуют ледовую переправу, которая работает с января по апрель. В районе Якутска река Лена промерзает на глубину 55-155 см. Этого достаточно для относительно безопасного движения. Но проблемы могут создавать трещины, снежные переметы и подвижки льда. Поэтому переезд с одного берега на другой всегда связан с риском. Особенно тяжело приходится дальнобойщикам.
Проект Ленского моста. Фото: YouTube.com
Но самой большой проблемой для жителей региона и местного бизнеса является межсезонье, когда нет прочного льда. В это время все перевозки стоят на паузе. Конечно, есть авиасообщение, по Лене курсируют суда на воздушной подушке, но этого недостаточно, чтобы стабильно обеспечивать потребности 360 тыс. жителей Якутска и соседних населенных пунктов.
Единственным решением проблемы может стать круглогодичная переправа через реку. О строительстве моста впервые заговорили еще в 1980-е, когда до села Нижний Бестях на правом берегу Лены была проложена железная дорога. Но экономические проблемы в стране не позволили реализовать проект.
Снова к вопросу о круглогодичном сухопутном сообщении с Якутском вернулись только в 2006 году. Мост планировали достроить к 2012, но начавшийся финансовый кризис помешал этому. После событий 2014-го приоритетом стал Крымский мост, есть мнения, что все ресурсы были направлены именно туда. Но сейчас к Ленскому мосту подошли более основательно.
Мосту быть!
В ноябре 2023 году Владимир Путин дал поручение достроить Ленский мост к 2028 году. Со стороны Якутска уже начались подготовительные работы. Также были новости, что далеко не все местные жители поддерживали инициативу, однако властям удалось уладить все разногласия. Ожидается, что инженерные работы продолжатся в этом году.
Помимо возведения самой конструкции, необходимо провести целый комплекс подготовительных мероприятий – перенос коммуникаций, строительство подъездных путей и дополнительных причалов для подвоза материалов и конструкций моста.
Подготовительные работы при строительстве Ленского моста (Январь 2024). Фото: YouTube.com
Оценочная стоимость проекта – 130 млрд рублей. Для сравнения, стоимость Крымского моста составила 228 млрд. 50% затрат возьмет на себя государство, вторую часть суммы – бюджет республики.
По проекту Ленский мост будет иметь трехпилонную вантовую конструкцию длинной 4,6 км. Протяженность автомобильных подходов составит еще 10 км. О возведении железнодорожной линии речи пока и не идет вовсе. С другой стороны, возможно, железная дорога и не нужна, учитывая, что ближайшая магистраль подходит к селу Нижний Бестях. При круглогодичном автомобильном сообщении двух берегов, доставка грузов и перевозка пассажиров не будет затруднительной.
Предполагается, что проезд по мосту будет платным только для грузовиков. Однако эта информация была актуальной на 2019 год. Возможно, что к окончанию строительства решения о порядке и стоимости проезда поменяют. Скорее всего, не в пользу водителей. Хотя, если мост и дорожное покрытие будет соответствовать всем требованиям безопасности и комфорта движения, то оплата за проезд выглядит разумным решением, учитывая современные экономические реалии.
Подготовительные работы при строительстве Ленского моста (Январь 2024). Фото: YouTube.com
Ленский мост в Якутии станет важным сооружением, которое соединяет город Якутск с другими регионами России. Объект станет транспортной артерией для местных жителей, облегчая доступ к различным районам республики. Города и поселки расположенные по трассе А-331 «Вилюй» тоже получат выход на правый берег Лены и дальше.
Кончено, строительство осложняется климатическими особенностями и нестабильной вечной мерзлотой, но у российских инженеров и строителей есть колоссальный опыт работы в условиях севера. Да и стоимость проекта, надо сказать, вполне адекватная для проекта такого масштаба.
Экономический эффект
Этот мост не только значительно улучшит инфраструктуру региона, но также станет важным символом, центром притяжения для туристов. С его помощью люди смогут свободно передвигаться между городами, обеспечивая развитие экономики и культуры региона.
Эксперты отмечают высокую экономическую значимость Ленского моста для всей Сибири и Дальнего Востока. Уже посчитали, что объект может привлечь до 200 млрд инвестиций в различные несырьевые проекты. Государство будет получать 13-18 млрд рублей в год от разработок новых месторождений. До 4-х млрд местные власти будут экономить, отказавшись от «северного завоза», когда в летние месяцы жизненно необходимые товары доставляются по рекам в отдаленные города и поселки.
Ожидает рост грузопотока и пассажиропотока почти в два раза. Ну и самое главное, в Якутске произойдет снижение цен на потребительские товары (7-10%), поскольку местный бизнес больше не будет зависеть от ледовой обстановки. Так что в экономической эффективности моста сомневаться не приходится.
Предполагаемое расположение Ленского моста. Фото: YouTube.com
По данным информационных источников, строительство объекта фактически уже началось, идут подготовительные работы. Но точная дата завершения строительства пока неизвестна. Проект сооружения уже разработан. Ожидается, что работы по возведению будут проводиться в ближайшие годы.
Ленский мост может стать «стройкой десятилетия». Главное, чтобы проект опять не отложили из-за каких-нибудь сторонних причин. Будем ждать, следить за новостями проекта и надеяться, что в этот раз местным властям и строителям удастся довести дело до конца.
- Карпов Андрей
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...