Японский дизель-поезд Д2 для Сахалина
Часто географическое положение может кардинально влиять на общее развитие региона. Это касается также и транспортного сегмента. Прекрасным тому подтверждением служит железнодорожная развязка удаленного острова Сахалин.
Очень близкое соседство с Японией (плюс – временная территориальная принадлежность южной части острова) сильно сказалось на местных магистралях. Поэтому неудивительно, что узкоколейка стала здесь не какой-то экзотикой, как в других регионах страны, а основным размером сахалинских железных дорог.
Такие различия с континентальной Россией, помноженные неудобством коммуникации, сделали Сахалин отчасти технически зависимым от Страны Восходящего солнца. И эта ситуация растянулась на долгие десятилетия, до того момента, когда сахалинские дороги не были переведены на общепринятую ширину колеи в 1520 мм.
Если в конце 40-х по местным линиям еще двигались довоенные японские автомотрисы, то уже в следующем десятилетии им потребовалась срочная замена. С этим фактом связано сразу несколько сложных моментов, с которыми столкнулись советские железнодорожники:
✅ отсутствие в стране производства дизель-поездов
✅ экономическая нецелесообразность доставки на остров венгерской техники
✅ переделка механической части состава на узкую колею 1067 мм
Все это в совокупности подводило к выводу, что без помощи японской стороны попросту не обойтись. Ведь там как раз не было никаких проблем со всеми вышеперечисленными пунктами. Поэтому советская сторона разместила срочный заказ на поставку 4-вагонных пассажирских составов для Сахалина, позже получивших обозначение А1.
Эти дизель-поезда японского производства оказались довольно выносливыми и прослужили нуждам сахалинцев на протяжении более чем двух десятилетий. Но все со временем устаревает, дряхлеет и нуждается в замене и осовременивании. Именно по этой причине в начале 80-х вопрос с поиском достойного преемника для А1 встал буквально ребром.
Тогда отечественная железнодорожная отрасль уже вовсю занималась сборкой пригородных дизель-поездов. Поэтому в этот раз хотели не прибегать к иностранной помощи, а решить вопрос замены подвижного состава собственными силами.
Но процесс все так же упирался в размер колеи, поэтому в качестве объекта для будущей преображения выбрали ДР1. Но успешная переделка классической конструкции для узкоколейных маршрутов, к сожалению, не удалась. Не оставалось другого выхода, как вновь обратится за помощью к соседней Японии.
Постепенно проходил плановый вывод из использования устаревших А1 и замена их на Д2 и на других участках острова. Так к началу 90-х именно этот четырехвагонный состав стал основной пассажирской железнодорожной техникой на Сахалине. Для удовлетворения местных потребностей у японской стороны было закуплено 10 единиц дизельных поездов.
В каждом полученном составе головные вагоны чередовались с прицепные. Последние также оборудовали переходами, обеспечив сквозной проход через весь поезд. Они также оказались намного вместительнее, по причине того, что в головных находились массивные дизельные установки, занимавшие почти половину внутривагонного пространства.
Учитывая тот факт, что вагоны в Д2 были намного уже классического стандарта (по причине ориентировки на узкую колею), в салоне установили двухместные лавочки. Их расположили тем же методом, который использовался в советских пригородных электричках или венгерских дизель-поездах.
Символическое купе состояло из двух 2-местных лавочек, расположенных друг напротив друга. С противоположной стороны имелась аналогичная конструкция, а между ними – неширокий проход для пассажиров или работников состава. Для безопасности передвижения во время поездки крайний торец каждого из сидений оборудован металлической ручкой. Во внутреннем интерьере также имелись и другие элементы:
✅ верхний металлический открытый багажный отсек
✅ мягкие сидения, оббитые кожзамом
✅ полы, покрытые линолеумом
✅ металлические стойки сидений
✅ узкая входная дверь в вагон
Для освещения внутреннего пространства в темное время суток использованы вмонтированные в потолок светильники. Также в каждом купе имелись крючки для мелких вещей или верхней одежды. Окна состояли из обычных стеклопакетов, надежно закрепленных в металлическую оправу.
В силовых агрегатах применены гидромеханические трансмиссия и коробка передач. Мощность передавалась на оси ведущих тележек головного, а в схеме использованы японские автосцепки. Поэтому, в случае выхода двигателей из строя, появлялись определенные проблемы с буксировкой состава при помощи локомотива. Тогда выручал т. н. вагон-переходник.
Если обратить внимание на дизайн этого дизель-поезда, то его можно отнести к стилю минимализма и крайней архаичности. Компания-производитель, кажется, во главу угла ставила лишь прагматичный функционал. Поэтому ни о приятном внешнем виде, ни об особом комфорте путешествующих пассажиров никто сильно не беспокоился. Хотя от пригородной конструкции, да еще и в конце 80-х, пожалуй, никто ничего особенного и не ожидал. Итак, дизель-поезд Д2 получил следующие элементы:
✅ полностью сварную конструкцию
✅ корпус вагонов из неокрашенной листовой «нержавейки»
✅ крайне примитивный внешний дизайн всего состава
Но жители сурового дальневосточного острова не обращали на это никакого внимания. Ведь со своей основной задачей – доставкой местных пассажиров из пункта «А» в пункт «Б» – дизельный состав справлялся вполне неплохо. Более того, серьезные поломки случались не очень часто. Поэтому неудивительно, что Д2 смог дожить до самого завершения истории сахалинской узкоколейки, с гордостью передав эстафету «старшим товарищам» – пригородным поездам стандартной колеи типа РАЗ «Орлан».
Около трех десятилетий составы Д2, приписанные к локомотивному депо Южно-Сахалинск, перевозили местных жителей по узкоколейным линиям острова. Но их дальнейшая история была предрешена спущенным сверху указом – перевести местное хозяйство на стандартный размер колеи.
Уже к 2014 году, когда работы по перекладке полотна были в самом разгаре, некоторые из вагонов Д2 превратились в обычные бытовки для работников дороги. А оставшиеся соединяли областной центр со следующими станциями:
✅ Новодеревенская
✅ Быков
✅ Томари
✅ Чехов
✅ Холмск-Северный
✅ Николайчук
Общее время эксплуатации продлилось с 1987 до 2018 года. После того как к 2020-му перевод на новую колею осуществлен в пределах всего Сахалина, работу Д2 можно было считать выполненной в полной мере. Эти поезда больше не требовались, став просто частью советской, российской и японской железнодорожной истории. К примеру, головной вагон Д2-010 выбран в качестве экспоната одного из профильных музеев.
Очень близкое соседство с Японией (плюс – временная территориальная принадлежность южной части острова) сильно сказалось на местных магистралях. Поэтому неудивительно, что узкоколейка стала здесь не какой-то экзотикой, как в других регионах страны, а основным размером сахалинских железных дорог.
Дизель-поезда Д2 служили Сахалину верой и правдой. Фото: youtube.com
Такие различия с континентальной Россией, помноженные неудобством коммуникации, сделали Сахалин отчасти технически зависимым от Страны Восходящего солнца. И эта ситуация растянулась на долгие десятилетия, до того момента, когда сахалинские дороги не были переведены на общепринятую ширину колеи в 1520 мм.
Предыстория японских дизель-поездов на Сахалине
Если в конце 40-х по местным линиям еще двигались довоенные японские автомотрисы, то уже в следующем десятилетии им потребовалась срочная замена. С этим фактом связано сразу несколько сложных моментов, с которыми столкнулись советские железнодорожники:
✅ отсутствие в стране производства дизель-поездов
✅ экономическая нецелесообразность доставки на остров венгерской техники
✅ переделка механической части состава на узкую колею 1067 мм
Все это в совокупности подводило к выводу, что без помощи японской стороны попросту не обойтись. Ведь там как раз не было никаких проблем со всеми вышеперечисленными пунктами. Поэтому советская сторона разместила срочный заказ на поставку 4-вагонных пассажирских составов для Сахалина, позже получивших обозначение А1.
Эти дизель-поезда японского производства оказались довольно выносливыми и прослужили нуждам сахалинцев на протяжении более чем двух десятилетий. Но все со временем устаревает, дряхлеет и нуждается в замене и осовременивании. Именно по этой причине в начале 80-х вопрос с поиском достойного преемника для А1 встал буквально ребром.
Д2 движется на ст. Чехов. Фото: youtube.com
Тогда отечественная железнодорожная отрасль уже вовсю занималась сборкой пригородных дизель-поездов. Поэтому в этот раз хотели не прибегать к иностранной помощи, а решить вопрос замены подвижного состава собственными силами.
Но процесс все так же упирался в размер колеи, поэтому в качестве объекта для будущей преображения выбрали ДР1. Но успешная переделка классической конструкции для узкоколейных маршрутов, к сожалению, не удалась. Не оставалось другого выхода, как вновь обратится за помощью к соседней Японии.
Спустя какое-то время производители из этой страны предложили партию дизель-поездов, получивших советскую идентификацию как серия Д2. В 1986/87 годах они начали свою регулярную эксплуатацию на маршруте Южно-Сахалинск – Ильинск – Холмск-Северный.
Постепенно проходил плановый вывод из использования устаревших А1 и замена их на Д2 и на других участках острова. Так к началу 90-х именно этот четырехвагонный состав стал основной пассажирской железнодорожной техникой на Сахалине. Для удовлетворения местных потребностей у японской стороны было закуплено 10 единиц дизельных поездов.
Технические особенности и составность поездов
В каждом полученном составе головные вагоны чередовались с прицепные. Последние также оборудовали переходами, обеспечив сквозной проход через весь поезд. Они также оказались намного вместительнее, по причине того, что в головных находились массивные дизельные установки, занимавшие почти половину внутривагонного пространства.
Учитывая тот факт, что вагоны в Д2 были намного уже классического стандарта (по причине ориентировки на узкую колею), в салоне установили двухместные лавочки. Их расположили тем же методом, который использовался в советских пригородных электричках или венгерских дизель-поездах.
Так выглядел прицепной вагон Д2. Фото: youtube.com
Символическое купе состояло из двух 2-местных лавочек, расположенных друг напротив друга. С противоположной стороны имелась аналогичная конструкция, а между ними – неширокий проход для пассажиров или работников состава. Для безопасности передвижения во время поездки крайний торец каждого из сидений оборудован металлической ручкой. Во внутреннем интерьере также имелись и другие элементы:
✅ верхний металлический открытый багажный отсек
✅ мягкие сидения, оббитые кожзамом
✅ полы, покрытые линолеумом
✅ металлические стойки сидений
✅ узкая входная дверь в вагон
Для освещения внутреннего пространства в темное время суток использованы вмонтированные в потолок светильники. Также в каждом купе имелись крючки для мелких вещей или верхней одежды. Окна состояли из обычных стеклопакетов, надежно закрепленных в металлическую оправу.
В силовых агрегатах применены гидромеханические трансмиссия и коробка передач. Мощность передавалась на оси ведущих тележек головного, а в схеме использованы японские автосцепки. Поэтому, в случае выхода двигателей из строя, появлялись определенные проблемы с буксировкой состава при помощи локомотива. Тогда выручал т. н. вагон-переходник.
Сегодня они уже часть истории ж/д транспорта. Фото: youtube.com
Если обратить внимание на дизайн этого дизель-поезда, то его можно отнести к стилю минимализма и крайней архаичности. Компания-производитель, кажется, во главу угла ставила лишь прагматичный функционал. Поэтому ни о приятном внешнем виде, ни об особом комфорте путешествующих пассажиров никто сильно не беспокоился. Хотя от пригородной конструкции, да еще и в конце 80-х, пожалуй, никто ничего особенного и не ожидал. Итак, дизель-поезд Д2 получил следующие элементы:
✅ полностью сварную конструкцию
✅ корпус вагонов из неокрашенной листовой «нержавейки»
✅ крайне примитивный внешний дизайн всего состава
Но жители сурового дальневосточного острова не обращали на это никакого внимания. Ведь со своей основной задачей – доставкой местных пассажиров из пункта «А» в пункт «Б» – дизельный состав справлялся вполне неплохо. Более того, серьезные поломки случались не очень часто. Поэтому неудивительно, что Д2 смог дожить до самого завершения истории сахалинской узкоколейки, с гордостью передав эстафету «старшим товарищам» – пригородным поездам стандартной колеи типа РАЗ «Орлан».
Успешная эксплуатация и торжественное ее завершение
Около трех десятилетий составы Д2, приписанные к локомотивному депо Южно-Сахалинск, перевозили местных жителей по узкоколейным линиям острова. Но их дальнейшая история была предрешена спущенным сверху указом – перевести местное хозяйство на стандартный размер колеи.
Д2-010 теперь экспонат музея. Фото: youtube.com
Уже к 2014 году, когда работы по перекладке полотна были в самом разгаре, некоторые из вагонов Д2 превратились в обычные бытовки для работников дороги. А оставшиеся соединяли областной центр со следующими станциями:
✅ Новодеревенская
✅ Быков
✅ Томари
✅ Чехов
✅ Холмск-Северный
✅ Николайчук
Общее время эксплуатации продлилось с 1987 до 2018 года. После того как к 2020-му перевод на новую колею осуществлен в пределах всего Сахалина, работу Д2 можно было считать выполненной в полной мере. Эти поезда больше не требовались, став просто частью советской, российской и японской железнодорожной истории. К примеру, головной вагон Д2-010 выбран в качестве экспоната одного из профильных музеев.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Автодома из Китая – лучшие машины и дорогостоящая роскошь
Не сидится авторам канала «ПриветТачка» на месте. Они ищут интересные автомобили. В этот раз им удалось попасть в салон Armadillo. Не слышали про такую...