Японский дизель-поезд Д2 для Сахалина
Часто географическое положение может кардинально влиять на общее развитие региона. Это касается также и транспортного сегмента. Прекрасным тому подтверждением служит железнодорожная развязка удаленного острова Сахалин.
Очень близкое соседство с Японией (плюс – временная территориальная принадлежность южной части острова) сильно сказалось на местных магистралях. Поэтому неудивительно, что узкоколейка стала здесь не какой-то экзотикой, как в других регионах страны, а основным размером сахалинских железных дорог.
Такие различия с континентальной Россией, помноженные неудобством коммуникации, сделали Сахалин отчасти технически зависимым от Страны Восходящего солнца. И эта ситуация растянулась на долгие десятилетия, до того момента, когда сахалинские дороги не были переведены на общепринятую ширину колеи в 1520 мм.
Если в конце 40-х по местным линиям еще двигались довоенные японские автомотрисы, то уже в следующем десятилетии им потребовалась срочная замена. С этим фактом связано сразу несколько сложных моментов, с которыми столкнулись советские железнодорожники:
✅ отсутствие в стране производства дизель-поездов
✅ экономическая нецелесообразность доставки на остров венгерской техники
✅ переделка механической части состава на узкую колею 1067 мм
Все это в совокупности подводило к выводу, что без помощи японской стороны попросту не обойтись. Ведь там как раз не было никаких проблем со всеми вышеперечисленными пунктами. Поэтому советская сторона разместила срочный заказ на поставку 4-вагонных пассажирских составов для Сахалина, позже получивших обозначение А1.
Эти дизель-поезда японского производства оказались довольно выносливыми и прослужили нуждам сахалинцев на протяжении более чем двух десятилетий. Но все со временем устаревает, дряхлеет и нуждается в замене и осовременивании. Именно по этой причине в начале 80-х вопрос с поиском достойного преемника для А1 встал буквально ребром.
Тогда отечественная железнодорожная отрасль уже вовсю занималась сборкой пригородных дизель-поездов. Поэтому в этот раз хотели не прибегать к иностранной помощи, а решить вопрос замены подвижного состава собственными силами.
Но процесс все так же упирался в размер колеи, поэтому в качестве объекта для будущей преображения выбрали ДР1. Но успешная переделка классической конструкции для узкоколейных маршрутов, к сожалению, не удалась. Не оставалось другого выхода, как вновь обратится за помощью к соседней Японии.
Постепенно проходил плановый вывод из использования устаревших А1 и замена их на Д2 и на других участках острова. Так к началу 90-х именно этот четырехвагонный состав стал основной пассажирской железнодорожной техникой на Сахалине. Для удовлетворения местных потребностей у японской стороны было закуплено 10 единиц дизельных поездов.
В каждом полученном составе головные вагоны чередовались с прицепные. Последние также оборудовали переходами, обеспечив сквозной проход через весь поезд. Они также оказались намного вместительнее, по причине того, что в головных находились массивные дизельные установки, занимавшие почти половину внутривагонного пространства.
Учитывая тот факт, что вагоны в Д2 были намного уже классического стандарта (по причине ориентировки на узкую колею), в салоне установили двухместные лавочки. Их расположили тем же методом, который использовался в советских пригородных электричках или венгерских дизель-поездах.
Символическое купе состояло из двух 2-местных лавочек, расположенных друг напротив друга. С противоположной стороны имелась аналогичная конструкция, а между ними – неширокий проход для пассажиров или работников состава. Для безопасности передвижения во время поездки крайний торец каждого из сидений оборудован металлической ручкой. Во внутреннем интерьере также имелись и другие элементы:
✅ верхний металлический открытый багажный отсек
✅ мягкие сидения, оббитые кожзамом
✅ полы, покрытые линолеумом
✅ металлические стойки сидений
✅ узкая входная дверь в вагон
Для освещения внутреннего пространства в темное время суток использованы вмонтированные в потолок светильники. Также в каждом купе имелись крючки для мелких вещей или верхней одежды. Окна состояли из обычных стеклопакетов, надежно закрепленных в металлическую оправу.
В силовых агрегатах применены гидромеханические трансмиссия и коробка передач. Мощность передавалась на оси ведущих тележек головного, а в схеме использованы японские автосцепки. Поэтому, в случае выхода двигателей из строя, появлялись определенные проблемы с буксировкой состава при помощи локомотива. Тогда выручал т. н. вагон-переходник.
Если обратить внимание на дизайн этого дизель-поезда, то его можно отнести к стилю минимализма и крайней архаичности. Компания-производитель, кажется, во главу угла ставила лишь прагматичный функционал. Поэтому ни о приятном внешнем виде, ни об особом комфорте путешествующих пассажиров никто сильно не беспокоился. Хотя от пригородной конструкции, да еще и в конце 80-х, пожалуй, никто ничего особенного и не ожидал. Итак, дизель-поезд Д2 получил следующие элементы:
✅ полностью сварную конструкцию
✅ корпус вагонов из неокрашенной листовой «нержавейки»
✅ крайне примитивный внешний дизайн всего состава
Но жители сурового дальневосточного острова не обращали на это никакого внимания. Ведь со своей основной задачей – доставкой местных пассажиров из пункта «А» в пункт «Б» – дизельный состав справлялся вполне неплохо. Более того, серьезные поломки случались не очень часто. Поэтому неудивительно, что Д2 смог дожить до самого завершения истории сахалинской узкоколейки, с гордостью передав эстафету «старшим товарищам» – пригородным поездам стандартной колеи типа РАЗ «Орлан».
Около трех десятилетий составы Д2, приписанные к локомотивному депо Южно-Сахалинск, перевозили местных жителей по узкоколейным линиям острова. Но их дальнейшая история была предрешена спущенным сверху указом – перевести местное хозяйство на стандартный размер колеи.
Уже к 2014 году, когда работы по перекладке полотна были в самом разгаре, некоторые из вагонов Д2 превратились в обычные бытовки для работников дороги. А оставшиеся соединяли областной центр со следующими станциями:
✅ Новодеревенская
✅ Быков
✅ Томари
✅ Чехов
✅ Холмск-Северный
✅ Николайчук
Общее время эксплуатации продлилось с 1987 до 2018 года. После того как к 2020-му перевод на новую колею осуществлен в пределах всего Сахалина, работу Д2 можно было считать выполненной в полной мере. Эти поезда больше не требовались, став просто частью советской, российской и японской железнодорожной истории. К примеру, головной вагон Д2-010 выбран в качестве экспоната одного из профильных музеев.
Очень близкое соседство с Японией (плюс – временная территориальная принадлежность южной части острова) сильно сказалось на местных магистралях. Поэтому неудивительно, что узкоколейка стала здесь не какой-то экзотикой, как в других регионах страны, а основным размером сахалинских железных дорог.
Дизель-поезда Д2 служили Сахалину верой и правдой. Фото: youtube.com
Такие различия с континентальной Россией, помноженные неудобством коммуникации, сделали Сахалин отчасти технически зависимым от Страны Восходящего солнца. И эта ситуация растянулась на долгие десятилетия, до того момента, когда сахалинские дороги не были переведены на общепринятую ширину колеи в 1520 мм.
Предыстория японских дизель-поездов на Сахалине
Если в конце 40-х по местным линиям еще двигались довоенные японские автомотрисы, то уже в следующем десятилетии им потребовалась срочная замена. С этим фактом связано сразу несколько сложных моментов, с которыми столкнулись советские железнодорожники:
✅ отсутствие в стране производства дизель-поездов
✅ экономическая нецелесообразность доставки на остров венгерской техники
✅ переделка механической части состава на узкую колею 1067 мм
Все это в совокупности подводило к выводу, что без помощи японской стороны попросту не обойтись. Ведь там как раз не было никаких проблем со всеми вышеперечисленными пунктами. Поэтому советская сторона разместила срочный заказ на поставку 4-вагонных пассажирских составов для Сахалина, позже получивших обозначение А1.
Эти дизель-поезда японского производства оказались довольно выносливыми и прослужили нуждам сахалинцев на протяжении более чем двух десятилетий. Но все со временем устаревает, дряхлеет и нуждается в замене и осовременивании. Именно по этой причине в начале 80-х вопрос с поиском достойного преемника для А1 встал буквально ребром.
Д2 движется на ст. Чехов. Фото: youtube.com
Тогда отечественная железнодорожная отрасль уже вовсю занималась сборкой пригородных дизель-поездов. Поэтому в этот раз хотели не прибегать к иностранной помощи, а решить вопрос замены подвижного состава собственными силами.
Но процесс все так же упирался в размер колеи, поэтому в качестве объекта для будущей преображения выбрали ДР1. Но успешная переделка классической конструкции для узкоколейных маршрутов, к сожалению, не удалась. Не оставалось другого выхода, как вновь обратится за помощью к соседней Японии.
Спустя какое-то время производители из этой страны предложили партию дизель-поездов, получивших советскую идентификацию как серия Д2. В 1986/87 годах они начали свою регулярную эксплуатацию на маршруте Южно-Сахалинск – Ильинск – Холмск-Северный.
Постепенно проходил плановый вывод из использования устаревших А1 и замена их на Д2 и на других участках острова. Так к началу 90-х именно этот четырехвагонный состав стал основной пассажирской железнодорожной техникой на Сахалине. Для удовлетворения местных потребностей у японской стороны было закуплено 10 единиц дизельных поездов.
Технические особенности и составность поездов
В каждом полученном составе головные вагоны чередовались с прицепные. Последние также оборудовали переходами, обеспечив сквозной проход через весь поезд. Они также оказались намного вместительнее, по причине того, что в головных находились массивные дизельные установки, занимавшие почти половину внутривагонного пространства.
Учитывая тот факт, что вагоны в Д2 были намного уже классического стандарта (по причине ориентировки на узкую колею), в салоне установили двухместные лавочки. Их расположили тем же методом, который использовался в советских пригородных электричках или венгерских дизель-поездах.
Так выглядел прицепной вагон Д2. Фото: youtube.com
Символическое купе состояло из двух 2-местных лавочек, расположенных друг напротив друга. С противоположной стороны имелась аналогичная конструкция, а между ними – неширокий проход для пассажиров или работников состава. Для безопасности передвижения во время поездки крайний торец каждого из сидений оборудован металлической ручкой. Во внутреннем интерьере также имелись и другие элементы:
✅ верхний металлический открытый багажный отсек
✅ мягкие сидения, оббитые кожзамом
✅ полы, покрытые линолеумом
✅ металлические стойки сидений
✅ узкая входная дверь в вагон
Для освещения внутреннего пространства в темное время суток использованы вмонтированные в потолок светильники. Также в каждом купе имелись крючки для мелких вещей или верхней одежды. Окна состояли из обычных стеклопакетов, надежно закрепленных в металлическую оправу.
В силовых агрегатах применены гидромеханические трансмиссия и коробка передач. Мощность передавалась на оси ведущих тележек головного, а в схеме использованы японские автосцепки. Поэтому, в случае выхода двигателей из строя, появлялись определенные проблемы с буксировкой состава при помощи локомотива. Тогда выручал т. н. вагон-переходник.
Сегодня они уже часть истории ж/д транспорта. Фото: youtube.com
Если обратить внимание на дизайн этого дизель-поезда, то его можно отнести к стилю минимализма и крайней архаичности. Компания-производитель, кажется, во главу угла ставила лишь прагматичный функционал. Поэтому ни о приятном внешнем виде, ни об особом комфорте путешествующих пассажиров никто сильно не беспокоился. Хотя от пригородной конструкции, да еще и в конце 80-х, пожалуй, никто ничего особенного и не ожидал. Итак, дизель-поезд Д2 получил следующие элементы:
✅ полностью сварную конструкцию
✅ корпус вагонов из неокрашенной листовой «нержавейки»
✅ крайне примитивный внешний дизайн всего состава
Но жители сурового дальневосточного острова не обращали на это никакого внимания. Ведь со своей основной задачей – доставкой местных пассажиров из пункта «А» в пункт «Б» – дизельный состав справлялся вполне неплохо. Более того, серьезные поломки случались не очень часто. Поэтому неудивительно, что Д2 смог дожить до самого завершения истории сахалинской узкоколейки, с гордостью передав эстафету «старшим товарищам» – пригородным поездам стандартной колеи типа РАЗ «Орлан».
Успешная эксплуатация и торжественное ее завершение
Около трех десятилетий составы Д2, приписанные к локомотивному депо Южно-Сахалинск, перевозили местных жителей по узкоколейным линиям острова. Но их дальнейшая история была предрешена спущенным сверху указом – перевести местное хозяйство на стандартный размер колеи.
Д2-010 теперь экспонат музея. Фото: youtube.com
Уже к 2014 году, когда работы по перекладке полотна были в самом разгаре, некоторые из вагонов Д2 превратились в обычные бытовки для работников дороги. А оставшиеся соединяли областной центр со следующими станциями:
✅ Новодеревенская
✅ Быков
✅ Томари
✅ Чехов
✅ Холмск-Северный
✅ Николайчук
Общее время эксплуатации продлилось с 1987 до 2018 года. После того как к 2020-му перевод на новую колею осуществлен в пределах всего Сахалина, работу Д2 можно было считать выполненной в полной мере. Эти поезда больше не требовались, став просто частью советской, российской и японской железнодорожной истории. К примеру, головной вагон Д2-010 выбран в качестве экспоната одного из профильных музеев.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Впервые в России изготовлен супермощный авиадвигатель
Он будет использоваться для отработки новых технологий. Да и отечественным широкофюзеляжным самолетам такие силовые агрегаты необходимы....
Тайна последнего пристанища для сотен автомобилей на краю земли
На Чукотке, вдали от цивилизации, скрывается удивительное автомобильное кладбище, привлекающее своими масштабами и загадками. Здесь оставлены сотни машин – от...
АК-3: военная реплика или учебно-тренировочный самолет
Новый УТС внешне очень похож на Як-3: производитель уверяет, что на платформе этой машины можно собрать любой самолет Второй мировой. А что внутри учебного...
Возвращение легенды: запущен амбициозный проект «Волга 2025»
Не кажется ли вам, что автомобили «Волга» застряли в прошлом, и было бы справедливо дать этому бренду продолжение? Именно так подумала команда YouTube-канала...
Российский авиалайнер МС-21 – итоги модернизации производства за октябрь
Самолет готовятся запустить в серийное производство. Оно стартует уже в 2025 году, если планы ничто не нарушит....
Ту-144ЛЛ – программа исследований на летающей лаборатории выполнена
Ту-144ЛЛ создавался с целью исследования поведения самолета на высоких (сверхзвуковых) скоростях и максимально возможных высотах. В программе принимали участие...
Двигатели для SSJ-100, Ту-214 и Ил-96-300 начнут выпускать и тестировать быстрее
На Пермском заводе ускорят испытания гидромеханических агрегатов. Также будут оптимизированы другие этапы производственного цикла....
Зачем на морских судах окна рубки наклоняют «неправильно»
На морских кораблях иллюминаторы капитанского мостика сделаны с отрицательным уклоном. А на речных судах – все наоборот. В чем тут дело?...
Lada Aura поступили в распоряжение российских чиновников – они не слишком довольны
Первая партия автомобилей уже отправлена к заказчикам. Но чиновникам не нравится отечественный «премиум»....
«Еловый Гусь» – 98 метров размах крыльев, тонны древесины и самый короткий полет в истории авиации
Речь о самом большой в мире самолете, построенном из дерева. Все подробности о проекте читайте в нашем материале....
УАЗ Хантер получил новое «сердце» и стал значительно мощнее
Мощность автомобиля повысилась более чем на 33%. Новые модификации уже появились в продаже....
Будущее поршневых авиадвигателей и особенности работы турбовентиляторных моторов
Есть мнение, что поршневые пропеллерные двигатели давно устарели и нет у них будущего. Это не так – в малой авиации они все равно еще долго будут «править...
Названы сроки выпуска первого белорусского самолета
Реализация проекта уже началась. Также стал известен ожидаемый тираж воздушного судна и объем дополнительного финансирования....
Амуро-Якутская магистраль: вечная мерзлота и американские тепловозы
Амуро-Якутская магистраль – важная составляющая транспортной сети Сибири и Дальнего Востока. Железная дорога имеет большие перспективы развития....
Отпиливаем от движка ГАЗ-53 два цилиндра и запускаем «новый» мотор
ؘНужен двухцилиндровый мотор для мотоцикла? Нет проблем: понадобится отходивший свое (списанный, заброшенный и т. д.) движок от ГАЗ-53. У этого мотора аж...
Представлен новый российский пикап – ждем рамный минивэн на его шасси
Мотор Isuzu и возможность установки на шасси специального оборудования. Пикап обещают сделать доступным....